EN
 / Главная / Публикации / Иконостас, объединивший города

Иконостас, объединивший города

18.02.2014

Мемельский (или Преображенский) иконостас — реликвия, связывающая друг с другом Калининград и Стокгольм — два города на разных берегах Балтийского моря. Сто тридцать три года провёл иконостас в православном храме в столице Швеции; калининградский период его истории начался в 1996 году. Значимой вехой стало великое освящение Нижнего (малого) храма во имя Нерукотворного Спаса калининградского кафедрального собора Христа Спасителя, где иконостас был установлен. Произошло это событие 27 сентября 2007 года; чин великого освящения возглавил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Патриарх Московский и всея Руси).

Очень немногие калининградцы, в том числе прихожане собора, знают, насколько насыщенной событиями и интересной была история этой святыни. А в Стокгольме связь двух городов через Мемельский иконостас практически неизвестна, хотя и вызывает большой интерес у тех, кто о ней узнаёт.

Мемельский иконостас — памятник Семилетней войны

Мемельский иконостас в кафедральном соборе Калининграда

Своё название Мемельский иконостас получил следующим образом. Иконостас был создан для православного храма в Мемеле (ныне Клайпеда). Произошло это в годы Семилетней войны, когда Пруссия на четыре года вошла в состав Российской империи.

В 1758 году губернатор Кёнигсберга (после 1946 года — Калининград) и Пруссии Николай Корф обратился к императрице Елизавете Петровне с просьбой «отправить в Кёнигсберг, Пиллау и Мемель по одной церкви с надлежащей церковной утварью».

Освящение в Мемеле храма в честь Преображения Господня состоялось 18 октября 1760 года (по новому стилю). Первоначально храм находился на территории крепости, в здании бывшей протестантской кирхи. Затем Преображенская церковь была переведена из крепости в перестроенное здание ратушного дома.

Храм действовал в Мемеле до осени 1762 года; после передачи Восточной Пруссии немецким властям иконостас вместе с утварью был вывезен морем в Санкт-Петербург. В Стокгольме иконостас находился с 1767 по 1893 год, затем он оказался в Германии, а в 1995 году вернулся в Россию.

О Мемельском иконостасе и его истории писали литературовед Леонид Аринштейн (Москва), искусствовед Маргарита Артамонова (Литва) и краевед, священник Георгий Бирюков (Калининград). Эти исследователи описывали историю иконостаса, не останавливаясь подробно на шведском периоде его истории.

По нашему мнению, к этой теме стоит обратиться. Главная причина заключается в очевидном историческом значении Мемельского иконостаса для истории православия в Швеции. Ведь Преображенский храм Стокгольма получил своё название из-за иконостаса (до того храм был посвящён образу «Похвала Пресвятой Богородицы»). В 1838 году перед ним молился наследник Александр Николаевич, вместе с Николаем I посетивший храм во время своего визита в Швецию. А в XX веке именно документально подтверждённый шведскими властями факт прежнего посольского статуса иконостаса сохранил его от перемещения в Германию.

Православие в Швеции имеет долгую и насыщенную событиями историю. Русские купцы в Стокгольме получили отдельное место для проведения богослужений уже в 1617 году, так что отсчёт истории Русской церкви в шведской столице следует вести с этой даты. То был первый русский православный храм за пределами России и первый инославный храм в Стокгольме после Реформации. Первоначально храм находился в Русском дворе (Ryssgården), а после пожара 1680 года был временно перемещён в Южную ратушу (Södra huset, сегодня — Городской музей Стокгольма). Пожар 1694 года целиком уничтожил Русский двор. Русский гостиный двор, правда, затем был отстроен в кирпиче, и храм находился здесь до 1748 года.

В 1703 году церковь была отремонтирована и освящена в честь иконы «Похвала Божией Матери». Тогда она получила наименование «генеральской», поскольку использовалась преимущественно для нужд пленённых в ходе Северной войны российских офицеров.

То место, где с 1748 по 1846 год в Южной ратуше находился православный храм, сегодня называется «зал Тессина» (Tessins salen), или «комната Бельманна» (Bellmanrummet). Это небольшое помещение на верхнем этаже Городского музея Стокгольма. Сегодня здесь проводят лекции и занятия.

В 1784–1837 годах в здании Южной ратуши также находилась французская (католическая) церковь. Ту часть, где была обустроена русская церковь, до того занимал анатомический театр, католической же церкви досталось помещение, ранее использовавшееся в качестве масонской ложи, а также места для проведения концертов и балов.

Мемельский иконостас в Стокгольме

Каким образом Мемельский иконостас очутился в Стокгольме и дал имя местному православному храму? Иконостас был прислан в столицу Швеции по просьбе российского посланника графа И. Остермана. Русский храм в то время находился в запущенном состоянии, иконостас был продырявлен, в 1759 году пожар уничтожил большую часть храма.

В 1761 году граф Остерман обратился к Строительной коллегии для того, чтобы получить чертёж и смету на перестройку храма. Проект был подготовлен государственным архитектором Юханом Эберхардом Карлбергом (Johan Eberhard Carlberg). Первоначально Карлберг предложил убрать перегородки и превратить большую часть флигеля в просторный зал, однако этот проект реализован не был.

В 1764 году Остерман начал новую переписку со шведскими властями, Карлберг, в свою очередь, подготовил другой вариант реконструкции. Прежнее церковное помещение стало пономарской, а новая церковь разместилась в соседнем зале. Магистрат заключил контракт на перестройку с реставратором Селлингом, работы начались осенью 1765 года, а летом 1766 года реконструкция была закончена.

Карлберг подготовил для храма также и проект иконостаса, но решено было передать в Стокгольм иконостас одной из церквей Пруссии. Выбор пал на Мемельский иконостас. Стоит отметить, что проект Карлберга имел общие черты с Преображенским иконостасом в силу художественных предпочтений того времени.

В сентябре 1767 года шведский бриг «Эммануэль» доставил иконостас из Санкт-Петербурга, где тот хранился в Петропавловском соборе. «Эммануэль» потерпел крушение в шхерах, иконостас и церковная утварь чудом не пострадали. Ценный груз лежал в двух ящиках, которые остались целы. После ремонта в конце декабря корабль наконец прибыл в Стокгольм.

Работы по оборудованию новой церкви были закончены в 1768 году, и храм был освящён.

Всё то время, что иконостас находился в Стокгольме, он перемещался с одной улицы на другую вместе с храмом. Игумен Никита Добронравов выделяет три периода в истории русской церкви в Стокгольме. Первый этап получил название «Гостинодворского»: церковь, как упоминалось ранее, находилась в Русском дворе. Следующий этап — «Стадгаузский». В этот период церковь находилась в Южной ратуше. Здесь иконостас провёл большую часть стокгольмского периода своей истории.

В 1846 году наступил переходный этап, когда церковь меняла арендованные помещения одно за другим в общей сложности шесть раз. На заседании специальной комиссии при российском Министерстве иностранных дел даже ставился вопрос о закрытии храма, на что было выдвинуто возражение: «Закрытие заграничных церквей лишит православную церковь возможности делать себя известною на Западе».

На улице Мальмшильнадсгатан (Malmskillnadsgatan) храм был размещен в трёхэтажном здании, выстроенном специально для православной церкви, а также квартир священника и псаломщиков. Менее удобное помещение храм занимал, находясь на улице Юнгсфругатан (Jungfrugatan). Затем Преображенский храм оказался в самом центре города, на Дроттнинггатан (Drottninggatan).

Последний адрес, по которому находился в Стокгольме Мемельский иконостас, — это улица Майорсгатан (Majorsgatan). Выстроенное здесь архитектором И. Й. Карлстедом здание скоро пришло в негодность. В 1892 году в связи с переездом храма во флигель на Оденгатан (Odengatan) настоятель прихода Пётр Румянцев заказал новый иконостас из мрамора, украшающий Преображенский храм и сегодня. Тогда Мемельский иконостас покинул Швецию.

До 1901 года Преображенский иконостас находился на складе в России, а затем был послан русской церкви, возведённой в Гамбурге. Однако гамбургская домовая Свято-Николаевская церковь с самого начала носила временный характер, а после сооружения в 1965 году Свято-Прокопиевского собора богослужения здесь стали очень редкими. В 1994 году владеющее храмом Свято-Князь-Владимирское братство приняло решение о его закрытии, и председатель братства Г. А. Рар передал Мемельский иконостас Русской православной церкви Московского патриархата.

Представляется важным остановиться на том, как развивалось русское православие в Стокгольме в ХХ веке — уже после того, как Мемельский иконостас покинул столицу королевства.

После того как храм оказался на Оденгатан (Odengatan), последовало ещё одно перемещение — на этот раз на улицу Биргер Ярлсгатан (Birger Jarlsgatan), где храм находится и по сей день. Храм располагается в шестиэтажном жилом доме.

Перипетии истории стали причиной того, что Преображенский храм оказался в числе приходов русского обряда Константинопольского патриархата в Западной Европе (тогдашний управляющий приходами Московского патриархата в Европе митрополит Евлогий Георгиевский в 1931 году временно вошёл в состав патриархата).

А в 80-е годы усилиями активных членов прихода в Стокгольме было создано религиозное Общество во имя преподобного Сергия Радонежского, ставшее основой нового прихода Московского патриархата в Северной Европе. В 1995 году новый приход был принят в состав патриархата. С тех пор в Стокгольме существуют два православных прихода русской традиции: Преображенский и Сергиевский.

«Прекрасно, что иконостас связывает Швецию и Россию», — говорит настоятель Сергиевского прихода, священник Виталий Бабушин, но при этом замечает, что он был написан в годы упадка иконописи. Атташе по культуре посольства РФ в Швеции Александр Пашедко признаётся, что ему сложно оценить роль Мемельского иконостаса, но подчёркивает, что, «когда ищутся какие-то ниточки, связывающие два места, каждая такая нить ценна по-своему».

«Иконостас однозначно объединяет наши города», — говорит председатель Союза русских обществ в Швеции Людмила Сигель. «Это святыня, перед которой молились многие поколения людей. Я не думаю, что всё это случайно. Это реликвия, которую нужно беречь», — отмечает она.

В Калининграде Мемельский иконостас первое время хранился в разобранном виде в верхнем алтаре Крестовоздвиженского кафедрального собора. В 2001 году он был отправлен в Москву, где его отреставрировали специалисты Третьяковской галереи. С 2005 года иконостас находился в актовом зале Епархиального управления Смоленско-Калининградской епархии в Калининграде, а в 2007 году, как говорилось выше, он был установлен в Нижнем (малом) храме во имя Нерукотворного Спаса кафедрального собора Христа Спасителя на площади Победы.

Нижний (малый) храм во имя Нерукотворного Спаса очень схож по своей планировке со стокгольмским Преображенским храмом. Богослужения совершаются здесь практически ежедневно, в храме постоянно дежурит священник. Храм находится в центре города, и знакомство многих калининградцев с православием происходит возле Мемельского иконостаса. Память о мемельском и стокгольмском храмах хранит икона южных диаконских врат, посвящённая празднику Преображения.

Безусловно, Мемельский иконостас — один из ярких примеров причудливого хода истории. Его судьба в чём-то схожа с историей иконостаса из Саровского монастыря, который оказался в храме во имя святого Иннокентия Иркутского и преподобного Серафима Саровского немецкого города Бад-Наугейм (в 1908 году епископ Иннокентий Тамбовский, возглавлявший ранее строительный комитет, пожертвовал заграничному храму иконостас из Саровской пустыни, где после прославления преподобного Серафима был сооружён новый храм с новым иконостасом).

Мемельский иконостас всё ещё таит в себе немало загадок. Кто тот мастер, что написал иконы? Где был изготовлен иконостас: в Москве или Санкт-Петербурге? Эти вопросы ждут своего исследователя, но, даже не зная ответа на них, мы можем сказать: иконостас исправно выполняет своё главное предназначение. Мемельский иконостас используется во время богослужений и помогает людям приобщиться к Богу. И, безусловно, продолжает оставаться той невидимой нитью, которая связывает Калининград и Стокгольм.

А. В. Рябиченко,
младший научный сотрудник Центра социально-экономического исследований БФУ им. И. Канта (Калининград)

Также по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Цветаева