EN
 / Главная / Публикации / Белый верх, тёмный низ?

Белый верх, тёмный низ?

25.04.2013

В Государственной думе РФ прошло заседание комитета по образованию. Вёл его глава комитета, председатель правления фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов.

Открывая заседание, Вячеслав Никонов заметил, что в истории российского государства у школьников не было формы, лишь когда страна переживала смутные времена. Приводя примеры цивилизованных государств, он обратил внимание на то, что в престижных и качественных учебных заведениях всегда есть форма для учеников, тогда как школы непрестижные таковой обычно не имеют. Логика подсказывает: в России сегодня стабильная государственная власть, и образование имеет неплохой уровень.

Разговоры о введении школьной формы идут уже не первый год. Но, как заметила докладчик — заместитель министра образования и науки России Наталья Третьяк, вопрос стал особенно актуальным в связи с поручением президента страны определиться с требованиями к школьной форме для всех учащихся.

На сегодняшний день субъекты Российской Федерации вольны на местном уровне вводить требования к одежде, в которой дети этого региона обязаны посещать государственные средние учебные заведения. Подобные нормы уже приняты в целом ряде регионов России: в Карелии, Татарстане, Московской области и многих других. Но итоги первых федеральных совещаний, отметила Третьяк, говорят и о необходимости поднятия вопроса о законодательном статусе школьной формы на федеральном уровне.

Для этого необходимо усовершенствовать принятый Закон об образовании, который заработает уже с 1 сентября этого года. Собственно, итогом заседания и стало решение о создании при комитете по образованию рабочей группы по совершенствованию законодательства.

Во время заседания комитета были выслушаны мнения не только депутатов различных фракций Госдумы, но и экспертного  сообщества — начиная с представителей дизайнерских домов Юдашкина и Зайцева и заканчивая руководителями предприятий по выпуску тканей и детской одежды.

Вопрос об обязательной школьной форме затрагивает практически каждую семью. Только в общеобразовательных учреждениях в России учатся более 12 миллионов детей и подростков. Как скоро должна быть введена форма?

Представитель Брянского камвольного комбината отметил, что только чтобы произвести ткань для школьных костюмов учеников одной лишь Брянской области (примерно 120 тысяч учащихся), необходимо выработать более 240 тысяч метров ткани. Брянскому комбинату при нынешнем положении дел для этого потребуется полгода. Естественно, форма будет вводиться поэтапно — есть, по крайней мере, понимание того, что недопустимо отдавать подобные проекты промышленникам в Китай или Турцию.

К слову сказать, школьный костюм ученика необходимо будет шить из ткани, содержащей шерсть, это очевидно. А в России на сегодняшний день осталось лишь три крупных камвольных комбината, способных производить подобную продукцию — в Брянске, Павловом Посаде и Екатеринбурге…

Не меньше вопросов и к стилю одежды для учеников. С одной стороны, субъекты Федерации могут сами определять, какая форма будет у учеников в их регионе. С другой — 83 различные формы для одной страны — это абсурд. Кроме того, экономически выгоднее, чтобы форма российского школьника была единой в основе, пусть и разнообразной в деталях.

Депутат Михаил Дегтярёв считает, что во всех общеобразовательных учреждениях должна вводиться обязательная школьная форма, эскизы и образцы которой утверждает Правительство РФ или Минобрнауки РФ. По мнению заместителя председателя комитета Госдумы по науке и наукоёмким технологиям, отдавать право разрабатывать и утверждать форму органам государственной власти субъектов РФ категорически нельзя.

— Россия — огромная страна. Некоторые регионы являются фактически национальными республиками. Потенциальное введение национальных элементов в школьную форму вместо погашения межнациональных конфликтов только их разожжёт, — уверен парламентарий. — Кроме того, внутренняя миграция существует, зачем родителям покупать ребёнку новую форму, если они переехали? Принять нужно единые эскизы для всей страны с вариациями для разных климатических зон — и точка. Регламентировать, как родители будут приобретать форму, не нужно, это их дело, где и что купить, тем более многие мамы у нас рукодельницы, шьют сами.

В целом же введение школьной формы, по мнению Дегтярёва, только сэкономит деньги родителям, будет дисциплинировать школьников и из ярмарки тщеславия превратит наконец школу в место для демонстрации знаний и умений.

Справка:

В 2012 году ВЦИОМ опубликовал результаты всероссийского опроса общественного мнения по введению обязательной формы одежды в образовательных учреждениях. 77% респондентов считают, что в школах следует вводить форму, 8% опрошенных против. 54% опрошенных уверены, что должно быть принято государственное решение о введении школьной формы во всех школах России, 8% отнесли принятие такого решения к прерогативе директора общеобразовательного учреждения, ещё 14% — к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Андрей Морозов

Также по теме

Новые публикации

В Институте востоковедения РАН прошла XV Международная конференция «Диаспоры Востока и России: прошлое и настоящее». В ней приняли участие более 30 учёных из 11 городов России, зарубежные гости из Казахстана, Израиля, Пакистана, Турции и Узбекистана.
На недавно состоявшемся в Пекинском университете иностранных языков (ПУИЯ) 7-м Вечере поэтической декламации «Я помню чудное мгновенье» и 2-м Конкурсе чтецов русской классической поэзии среди студентов пекинских университетов участники мероприятия эмоционально исполнили классические русские стихотворения, вызвав бурные аплодисменты.
Жарить шашлык нужно на тлеющих углях. Это правило известно многим. А вот как правильно поставить ударение в различных формах слова «уголь», знают далеко не все. Поищем ответы в авторитетных справочниках.
Один из северных старинных городов России был основан в 903 году, в то время как более 2000  лет назад на этих землях уже находились поселения. Долгие годы Псков и его старший брат Великий Новгород стояли на страже северо-западных границ Руси, отражая нападения немецких крестоносцев. Но не только своей богатой историей  интересен Псков сегодня. А вот чем же ещё, попробуем разобраться.
Сону Саини – индийский славист, переводчик и преподаватель русского языка. «Люблю экспериментировать с инновационными методами преподавания русского языка как иностранного с помощью новейших технологий», – говорит он о себе. Г-н Саини ответил на вопросы «Русского мира» о переводах русской литературы на хинди и другие языки страны, а также о положении дел с преподаванием русского языка в Индии.
В Российском совете по международным делам готовится к выходу обновлённый учебник по публичной дипломатии, в котором появилась новая глава о соотечественниках. Автор учебника Наталья Бурлинова считает, что соотечественники за последние годы стали очень активными субъектами международных отношений России с другими странами.
В Париже впервые прошёл показ фильмов-лауреатов Международного кинофестиваля имени Вячеслава Тихонова, организованный при поддержке фонда «Русский мир». Президент Фонда Вячеслава Тихонова кинопродюсер Анна Тихонова рассказала, как, несмотря на все препятствия, удалось провести фестиваль и показать лучшие современные российские фильмы.
Эстонское государство постепенно изгоняет русский язык из школ и детсадов. Согласно плану, утвержденному в 2022 году, перевод всех учебных заведений нацменьшинств (а в них учатся дети почти 30 % населения) на государственный язык должен завершиться к 2029-му.
Цветаева