Грязь, рок – опен-эйр
В начале лета стартуют первые российские опен-эйры – музыкальные фестивали под открытым небом, куда ежегодно приезжают сотни тысяч человек. Некоторые уже прошли, другие состоятся в эти праздничные дни или только готовятся. Предлагаем небольшой обзор самых интересных фестивалей.
Сами предложат и сами всё дадут
«В этом году мы готовы принять до 400 тысяч человек, даже туалетов сделали в два раза больше», – рассказывает Ева Беспалова, организатор фестиваля «Рок над Волгой». В прошлом году на фестиваль под Самарой приехали 250 тысяч человек, и это число растёт с каждым годом. Та же ситуация и с другими важными рок-фестивалями: у «Нашествия» в прошлом году было 170 тысяч зрителей, у «Сотворения мира» – 250 тысяч.
– Бюджет такого большого фестиваля, как «Рок над Волгой», исчисляется десятками миллионов рублей, – говорит Ева Беспалова. – Точную цифру назвать сложно, но львиная доля уходит на гонорары артистам.
Организатор поделилась и особой концепцией своего предприятия: «Когда в 2009 году мы думали о том, каким будет наш фестиваль, то решили, что на нём не будет главных и второстепенных артистов, каждый участник – хедлайнер». Взять хотя бы возродившуюся группу Carbage. По словам Евы Беспаловой, американские музыканты сами предложили им своё участие: «С нами связались наши партнёры из крупнейшего агентства LiveNation, представляющего звёзд от Мадонны до U2, – и вот Garbage уже едут к нам. Мы были в восторге!»
Беспалова говорит, что пример с Garbage – не единственный в их практике, и зарубежные рок-звёзды достаточно охотно соглашаются приехать в Россию: «Иностранные артисты менее капризны, чем наши, особенно по части бытового райдера. Их не пугают непогода и грязь, ведь если сравнить знаменитый английский фестиваль “Гластонбери” с нашим, то их грязь не уступает нашему чернозёму, а порой даже превосходит».
Лишь бы тракторист не запил
Грязь между тем – одна из главных проблем российских опен-эйров: с ней связано множество историй.
– Главным героем прошлогоднего фестиваля у нас стал тракторист Вася, – рассказывает Ева Беспалова. – С его помощью мы вывозили из грязи автомобили с оборудованием, артистами и всем необходимым. Все молились, чтобы он не запил!
В 2008 году похожая ситуация случилась и на «Нашествии». Из-за сильного ливня до площадки можно было добраться только в резиновых сапогах, даже травы не было видно – только грязь и разъезженные колеи. Но рокеры, как известно, грязи не боятся, так что аудитория фестивалей из-за природных казусов если и уменьшается, то не сильно.
Гораздо больше проблем организаторов ждёт на приёме у местных властей. Так, в прошлом году фестиваль «Нашествие» чуть не отменили из-за вспышки в Тверской области африканской чумы свиней. По крайней мере, именно так власти объяснили своё решение. Организаторы фестиваля – радиостанция «Наше радио» – хотели даже писать письмо Президенту России, но конфликт удалось уладить.
Правда, бывают и обратные ситуации. Так, фестиваль «Сотворение мира», который в этом году состоится в пятый раз, оказался буквально под угрозой срыва. Опен-эйр всегда проходил в столице Татарстана, но в этом году Казань оказалась не готова принять такое масштабное мероприятие. Теперь «Сотворение мира» станет финальным аккордом фестиваля «Белые ночи в Перми 2012», который пройдёт с 1 по 24 июня.
Российская электроника не догоняет
Судя по всему, в нашей стране рок по-прежнему жив и популярен, тогда как на Западе в моду уже давно вошла электронная музыка.
– Наша публика действительно очень любит рок, хотя интерес к нему постепенно падает, – рассказал музыкальный журналист и генеральный директор агентства InterMedia Евгений Сафронов. – Но интерес к рок-фестивалям обусловлен не только музыкальными предпочтениями, тут большое значение имеет экономика. Они обходятся публике гораздо дешевле: посетители получают много музыки и дешёвого пива в обмен на недорогие билеты.
Кроме того, в России ещё нет культуры больших танцевальных фестивалей, как нет и звёзд электронной музыки. «Наши диджеи очень слабенькие: если сделать фестиваль, где будут играть только представители российской электроники, то на него никто не придёт. Если привозить западных звёзд, то организатор останется в минусе, потратив кучу денег», – говорит Сафронов.
По его мнению, российская публика уже давно не рассматривает рок как музыку бури и натиска. «Рок практически потерял свой протестный посыл, он уже не выступает против коммунистической олигархии, как это было в 70-е», – Сафронов считает, что бунтарский дух давно ушёл в хип-хоп, а серьёзные рокеры почти не протестуют, «разве что Юрий Юлианович Шевчук».
– Никто не ходит на фестивали, чтобы протестовать, – добавляет Сафронов. – Ходят, чтобы отдохнуть, выпить пива и послушать музыку. И наверное, слава богу.
Четверка лучших опен-эйров
«РОК НАД ВОЛГОЙ»
Самарская область, посёлок Петра-Дубрава, 11 июня
Вход бесплатный.
Фестиваль пройдёт в третий раз, в этом году – на новой площадке. Организаторы ждут до 400 тысяч посетителей.
Кто: Garbage, Limp Bizkit, ZAZ, «Ю-Питер», Игорь Растеряев, Би-2, «Ленинград», «Аквариум».
«МАКСИДРОМ»
Тушино, 10 и 11 июня
В этом году на «Максидроме» будут не только мастера рока, но и молодые российские музыканты.
Вход: от 2000 до 7000 тысяч рублей за каждый день.
Кто: Linkin Park и The Cure, Ноэль Галлахер.
«НАШЕСТВИЕ»
Тверская область, посёлок Конаково, 6-8 июля
Вход: от 1500 до 6000 рублей.
Главный фестиваль русского рока шагнёт в новое десятилетие своей истории.
Кто: Земфира, «Аквариум», Brainstorm, Игорь Растеряев, ДДТ.
«КУБАНА»
Тамань, Краснодарский край, 1-5 августа
Главный плюс «Кубаны» – соседство музыкальных площадок с песчаными черноморскими пляжами.
Вход: 1500 рублей за каждый день.
Кто: Korn, Gogol Bordello, «Ленинград», Noize MC, «Ляпис Трубецкой», Billy’s Band, Дельфин.
Источник: «Труд»