EN
 / Главная / Публикации / Семечки как феномен русской жизни

Семечки как феномен русской жизни

01.04.2008

Автор ни в коем случае не претендует на исчерпывающее изложение материала, представленные ниже суждения – всего лишь вступление, изучение подходов к такой большой теме, которую можно было бы назвать «Семечки в русской культуре» или как-нибудь в этом роде.

Что, казалось бы, может быть незначительнее, в прямом смысле слова – плёвее семечек? Тем не менее, по моему глубокому убеждению, семечки – яркий феномен русской культуры в широком ее понимании. Речь, конечно же, идет прежде всего о семенах подсолнуха – на необъятных просторах бывшего Союза с охотой грызут и тыквенный их аналог, однако это явление более региональное, характерное, как кажется, прежде всего для южных областей.

Если вспомнить о том, что «элитные» семечки «от Мартина» (какое отношение к семечкам имеет друг Нильса гусь Мартин не совсем понятно, но семечки отличные)  в московских магазинах стоят аж 25 рублей (за небольшую стандартную упаковку!), то получается, что нынче семечки – уже не такая уж и малость, а ходовой товар, приносящий существенную прибыль. Не случайно, по-видимому, появились и «подражатели» «Мартину». В почти идентичной упаковке продаются семечки «Любимые» – тоже весьма недурные, только стоят на 10 рублей дешевле. Достаточно посмотреть на ассортимент пакетиков с семечками, как становится понятно: дело это крайне выгодное. Пожалуй, самое убедительное свидетельство тому – появившаяся не так давно вечерняя реклама упомянутых семечек «от Мартина» на одном  из центральных телеканалов после популярного сериала «Тайны следствия»! Сколько она стоит, думаю, объяснять не надо.

Признаем, вряд ли кто раньше думал, что люди будут делать капиталы на этом презренном предмете мелочной торговли, которым торговали лишь бабки в переходах, на подступах к метро и в прочих людных местах. Анекдот про Петьку, торгующего семечками возле банка, кажется, обретает реальность.

Воистину, на наших глазах совершается переход от эпохи домашней торговли к высокотехнологичной эре потребления, от мелких торговцев к оптовым поставщикам, от газетных стаканчиков к блестящим упаковкам! Бабки и тетки еще держатся (в Москве купят все!), но тенденция к их «вытеснению с рынка» налицо. Справедливости ради надо заметить, что их конкуренты – крупные производители – имеют сильные позиции: семечки они научились делать вкусные, опять же нынешние горожане стали брезгливы, и уже далеко не каждый готов купить семечки с развернутого посреди людской толчеи  лотка. Ну и, понятно, покупая пакетик, нет нужды следить, продают тебе полный стаканчик семечек или – с недосыпом. Кроме красивых упаковок вам предложат еще и приятные бонусы, к примеру, конфету-леденец внутри пачки с семечками. На вызов времени бабки отвечают чем могут: разнообразят ассортимент. К традиционным семечкам и вобле прибавились с некоторых пор орехи и сигареты (поштучно и пачками). Тем не менее, положение их незавидное, и недалек уже тот час, когда эта антисанитарная стихия мелкой уличной торговли сойдет на нет.

Итак, семечки – уважаемый товар, торговля ими обрела цивилизованные формы. Не пришло ли время объявить их нашим национальным достоянием и продавать на экспорт? При нынешней популярности во всем мире сухих снэков семечки имеют неплохой шанс закрепиться на рынке.

Что нужно для этого? Безусловно, дело следует поставить на широкую ногу, организовав мощную рекламную кампанию. Поначалу, возможно, действовать придется на узких фронтах, например, всячески стараться прививать культуру потребления семечек в кинотеатрах – как альтернативу поп-корну. Особые приемы нужны для продвижения семечек «премиум-класса». Тут нужен свой подход: «давить» надо, без сомнения, на их благородную, словно клавиши фортепиано, черно-белую гамму (семечка и кожурка) и совершенство формы. При этом следует всячески подчеркивать цивилизационную самобытность продукта – в этом весь секрет!

Семечки, конечно, грызут не только у нас. Они также популярны в средиземноморских странах, особенно в Испании, Турции, также Китае, конечно, в Израиле и даже в США. Но там это лишь один из множества других снэков – что такое, к примеру, семечки со вкусом сыра или барбекю?

У наших семечек есть ряд существенных преимуществ перед иностранными разного рода хрустелками. Будь то чипсы, поп-корн, соленые орешки – все это можно поглощать просто, без затей. Но семечку надо сначала разгрызть. Это не так-то просто. Вот, к примеру, на одном полезном иностранном сайте подробно объясняется, как щелкать семечки. Авторы вычленяют в этом процессе несколько последовательных операций. Следует: купить пакетик семечек; положить две семечки в рот; языком одну семечку передвинуть к щеке, а другую зажать верикально или горизонтально между зубами; медленно надавить, пока семечка не хрустнет; извлечь ядрышко; выплюнуть лузгу; съесть оставшееся. Это, понятное дело, шутка, однако в ней есть доля истины: потребление семечек – процесс, если разобраться, весьма увлекательный. Поразительно уже то, что, например, согласно В. Далю, семечки можно не только щелкать, чистить и грызть, но и лускать, лузгать, лущить, шелушить, вылущать, вылуплять, выковыривать, сымать с них кожуру, облупливать, лопать, лустить, лушпинить, лустерить, щелкотить и жущерить.

Все это лишний раз подтверждает тот простой факт, что у нас культура обращения с семечками на голову выше таковой на Западе, однако не это главное. Пусть это покажется странным, но, полагаю, многие любители семечек замечали, что в их щелканьи, в этом многократном повторении есть своя мелодика, какая-то гармония. Особенно явственна она для самого семягрыза, в меньшей степени – для окружающих.  Есть, есть в этом звуке что-то уютное, напоминающее мерное тиканье часов или потрескивание дров в печи. Тот, кто хоть раз в жизни грыз семечки, знает, что это занятие поистине медитативное, вызывающее какое-то задумчивое сосредоточение на чем-то своем, заветном.

Культурный человек не станет в обществе грызть семечки, но признаемся, кто не грешил этим в одиночестве или в узком семейном кругу? Увы, и автор не чужд этой плебейской страсти, бороться с которой чертовски сложно. Иногда их хочется до дрожи, порой совершенно невозможно остановиться, не съев все до единой.

Но, если присмотреться, внутри этой «культуры» есть свои внутренние градации «культурности». По убеждению многих любителей, шелушить семечки руками, кладя затем очищенные ядрышки в рот, – признак изысканности манер. Некоторые грызут семечки с особым шиком – закидывая себе их в рот резким оточенным движением.

Напрасно уставший от разбросанной в подъезде, на улицах, в общественном транспорте шелухи современный культурный гражданин будет неприязненно думать о лузганьи как о показателе крайнего бескультурья. Сорить, конечно, нехорошо, да и щелканье семечек на людях – не самая лучшая привычка. В особых случаях к борьбе против таких явлений могут подключаться и власти (с присущим им размахом), как, например, в 2002 г. во Владивостоке, где было запрещено продавать семечки в связи с приездом В. Путина. Но можно попробовать иначе взглянуть на проблему, и тогда жить станет непременно легче. Сам этот процесс является составной частью также и духовной жизни народа. К примеру, видеть сон, в котором грызут семечки, – это к преуспеванию. Существует и давнишняя примета: грызешь семечки в огороде – хорошего урожая не жди.

Поедание семечек – явление, которое пронизывает нашу культуру снизу доверху. Некоторое время назад в Интернете появилась видеозапись, на которой Виктор Янукович, стоя на трибуне во время какого-то торжественного мероприятия вместе с Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым, грызет семечки и вежливо предлагает их сначала Медведеву (тот берет одну), а затем Путину (вежливо отказывается). Да, погрызть семечки в такой компании – удовольствие, надо полагать, особенное.

Этот комичный на первый взгляд эпизод в контексте русской культуры дает повод для серьезных размышлений. Вот, например, можно ли себе представить, что Янукович после такого «брудершафта» не договорился бы, о чем нужно, с Путиным и Медведевым? Или что они объявят друг другу войну? А ведь это люди, от которых очень многое зависит. И еще: сложно представить, что Янукович предложил бы семечки, скажем, Ангеле Меркель или Джорджу Бушу – а именно это еще раз зримо выражает ту мысль, что между постсоветскими и западными элитами существует значительно большая пропасть, чем те ровики, которые отделяют наши власти предержащие друг от друга. И тут не нужно искать каких-то логических объяснений: просто подсознательный определитель «свои-чужие» работает исправно. В данном случае Виктор Янукович повел себя так же, как член мальчишеской или любой другой мужской компании, где «своему» всегда отсыплют «семян» – это такой ритуал самоидентификации, взаимного признания. Это – то, с чего может просто завязаться разговор. Как поется в песне Алены Апиной, «Семечек стакан с подружкой купим мы и просто потрындим о том о сем».

Семечки – то неоспоримо общее, что крепче многих иных уз связывает нас с нынешней Украиной и другими постсоветскими республиками, если угодно, это – наш общий культурный маркер.

В русской традиционной народной культуре существует множество явлений и образов, которые с полным основанием могут служить ее символом – это и косоворотка, и балалайка с гармонью, щи, печка и многое другое. Но еще в большей степени это относится к семечкам, хотя бы потому, что это явление по-настоящему живо и сейчас. Это то, что объединяло русскую деревню и русский посад, что до сих пор дает ощущение стабильной, мернопротекающей жизни.

Семечки (когда кто-то грызет их рядом) могут безумно раздражать, а могут, напротив, создавать ощущение уюта (когда грызешь их сам). Либерал провозгласит им анафему, квасной патриот – воспоет осанну. Автор чужд таких крайностей. Семечки в нашей жизни – явление неоднозначное, но во всяком случае весьма интересное.

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
Цветаева