EN
 / Главная / Публикации / Русский клуб: Воскресная школа по средам

Русский клуб: Воскресная школа по средам

05.03.2008

Подавляющее большинство бывших советских граждан, поселившихся в Израиле, довольно равнодушны к любой религиозной традиции. Однако во всяком правиле есть исключения, так что среди сотен тысяч русскоязычных израильтян есть несколько десятков тысяч, которые «обрели веру» либо ещё в России, либо уже после эмиграции. 

По вполне понятным причинам большинство «обратившихся» репатриантов выбрало иудаизм. Однако есть в Израиле и русскоязычные католики, и дзен-буддисты, а также несколько тысяч православных. 

Положение, в котором оказались эти люди, достаточно непростое. С одной стороны, Иерусалим является одним из ведущих центров мирового православия. Здесь находится кафедра одного из пяти вселенских патриархов, живёт несколько десятков тысяч православных… Однако практически все они либо арабы, либо греки. Они живут в собственных деревнях или кварталах, довольно мало общаются с еврейскими гражданами страны и вообще нередко относятся к Израилю враждебно. Многие палестинские православные считают себя, в первую очередь, арабами и активно участвуют в палестинском национальном движении. Русскоязычные же православные в большинстве своём живут в «еврейском» Израиле. Их дети учатся в обычных израильских школах, служат в армии. В политике многие русские православные придерживаются правых взглядов, голосуют за партии «национального лагеря», настаивающие на жёстких мерах в отношении арабов. Соответственно, интеграция в местную православную жизнь для них весьма проблематична. 

С другой стороны, евреи-израильтяне, даже совершенно светские, нередко относятся к христианству без особой симпатии. В результате некоторые православные стараются не афишировать своё вероисповедание. Порой инициатива исходит от детей, больше, чем родители, интегрированных в израильское общество. К примеру, один из иерусалимских православных рассказывал, что его дочь, приглашая в гости одноклассников, просила отца спрятать иконы.

Детям в такой ситуации вообще приходится труднее, чем взрослым. Религиозные убеждения у них не столь крепки, как у родителей. А в окружающей жизни нет ничего, что могло бы укрепить их в вере. Так что в итоге дети некоторых русских православных израильтян постепенно теряют интерес к религии родителей. 

В этой ситуации появление мысли о воскресной школе, где русскоязычные православные дети могли бы не просто учиться, но и элементарно общаться с себе подобными, была вполне естественной. Однако такую вещь проще задумать, чем воплотить в жизнь. Во-первых, нужно найти достаточное количество детей, что не так просто: русскоязычные православные живут по всей стране, от Нагарии до Эйлата, плюс не у каждого есть силы, время и заинтересованность в подобном проекте. А во-вторых, для православной школы желателен священник, а найти подходящего было весьма непросто: местные священнослужители  в большинстве своём говорят на арабском или греческом, духовенство Русской православной церкви слишком загружено другими делами.  

Так что нужная констелляция сложилась лишь в конце прошлого года, когда инициативная группа из Иерусалима смогла договориться с о. Романом Радваном – арабским священником, служащим недалеко от Тверии (интересно, что прадед о. Романа ещё в царское время учился в Киевской семинарии). И в результате в Иерусалиме открылась первая в стране русскоязычная православная школа. По традиции её назвали «воскресной», хотя в данном случае действительности это название не соответствует: занятия в школе проходят по средам.

Программа обучения в школе достаточно стандартная: Священное писание, агиография, православная литургия. Хотя есть и местная специфика: поскольку Ветхий завет дети изучают в обычной школе, где этот предмет является обязательным, то в воскресной учат только евангельские сюжеты. Естественно, есть множество далеко идущих планов: учить детей петь на клиросе, создать театральную труппу… Однако пока всё упирается в отсутствие учителей, готовых работать на высоком уровне, но при этом безвозмездно.  

Детей пока тоже не много. На обычные еженедельные  занятия в среднем приходят около десяти человек, от десяти до двенадцати лет. Однако организаторы надеются, что это не предел. Определённый повод для оптимизма у них, безусловно, есть: на празднование Масленицы, организованное в школе, пришло около восьмидесяти человек, из них более тридцати детей. 

Вопрос о «расширении» является для создателей школы приоритетным. По словам члена инициативной группы, бывшего ростовчанина Михаила Дворкина, одна из главных задач школы – дать детям возможность почувствовать, что они не одиноки, что рядом есть такие же, как они. Понятно, что чем больше будет учеников, тем проще будет этого добиться. 

Несмотря на то, что школа задумана, прежде всего, как православная, она одновременно оказалась и русской. По словам Михаила Дворкина, важная задача школы – сохранение русского языка у детей, живущих в ивритоязычной среде. Поэтому все занятия проходят на русском – иногда, правда, с переводом на иврит, поскольку не все дети владеют русским в достаточной степени. Для тех, кто совсем не умеет читать по-русски, организовано изучение алфавита, проходят уроки чтения. По субботам – поскольку именно этот день является в Израиле выходным, то возможности ходить в церковь по воскресеньям у многих нет – ученики хотят к обедне в одну из русских иерусалимских церквей: либо в Горенский монастырь, либо в Троицкий собор.  

О перспективах русской «воскресной» школы говорить, на наш взгляд, пока рано. Как показывает опыт, судьба подобных проектов, особенно на первом этапе, сильно зависит от одного–двух энтузиастов, на которых всё держится. Так что с выводами и прогнозами спешить не следует. 

Пока же организаторы полны оптимизма и строят разнообразные планы. А главное, очень надеются, чтобы их школа по средам не превратилась в «среднюю», в которую дети будут ходить из-под палки, исключительно по требованию родителей.

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Цветаева