EN
 / Главная / Публикации / Дюк Мишель Нгебана: Русская школа в Республике Конго должна стать базой для продвижения российского образования в Африке и мире

Дюк Мишель Нгебана: Русская школа в Республике Конго должна стать базой для продвижения российского образования в Африке и мире

МДС11.08.2022

Дюк Мишель Нгебана. Фото: «Русский век»###https://ruvek.mid.ru/multimedia/photo/33_e_zasedanie_vsemirnoo_koordinatsionnogo_soveta_rossiyskikh_sootechestvennikov_4258/

В Республике Конго надеются открыть русскую школу. Об этом проекте и о продвижении в Африке русского языка и российского образования рассказывает Дюк Мишель Нгебана – Почётный консул Российской Федерации в городе Пуэнт-Нуаре, заместитель председателя Всемирного координационного совета российских соотечественников.

Мишель, расскажите о проекте создания русской школы в Республике Конго. Как родилась идея?

Выполняя обязанности Почётного консула России в моём родном городе Пуэнт-Нуаре, я не мог не столкнуться с образовательной проблематикой, затрагивающей интересы нашей небольшой общины соотечественников, объединившейся в Ассоциацию «Союзник».

Получив в России образование, зная о том, как много студентов из африканских стран учились в Советском Союзе, я всегда понимал важность качественного образования – и для конголезцев и, тем более, для российских соотечественников, проживающих в зарубежье, в отрыве от исторической Отчизны.

Когда в 2018 году меня избрали во Всемирный координационный совет российских соотечественников, прислушиваясь к пожеланиям моих друзей из Ассоциации «Союзник», к мнениям соотечественников из разных стран и континентов, мной было принято решение поднять вопрос о создании в крупных регионах мира российских образовательных центров.

Такие центры предоставляли бы российские образовательные услуги как для соотечественников, так и для местного населения, причём по стандартам Российской Федерации. Они могли бы стать «мостиками» между молодёжью, заинтересованной в получении российского образования, и российскими вузами.

К 2019 году проект подразумевал создание целостного учебно-воспитательного комплекса, соответствующего требованиям Государственной программы «Русская школа за рубежом» и другим российским государственным программам и общественным инициативам.

Кроме оказания услуг средней школы, продвижения российского образования и обеспечения необходимого уровня подготовки абитуриентов для поступления в вузы России, наш проект предполагает обучение на русском и французском языках, выявление врождённых способностей к определённым предметам; раскрытие талантов и склонностей как оснований для выбора будущей трудовой деятельности.

Читайте также: Рассказать о России на «континенте возможностей»

То есть, речь идёт не только о создании общеобразовательной школы?

Сама идея русской школы имени Пушкина возникла немного раньше. Изначальный её смысл был именно в создании среднеобразовательного учреждения. Впоследствии, когда мне довелось включиться в работу Всемирного совета соотечественников, эта идея претерпела некоторые трансформации.

Речь идёт о предоставлении полного комплекса воспитательных и образовательных услуг на уровнях дошкольном, младшей и средней школ с частичным пансионным, интернатным содержанием воспитанников из других городов или близлежащих стран.

Предусмотрено преподавание предметов на французском и русском языках. С начальных классов воспитанники-учащиеся будут изучать русский язык, литературу, историю России и другие предметы, чтобы к завершению учёбы они могли свободно говорить и писать на русском языке, иметь возможность продолжить высшее образование в России без иной дополнительной подготовки.

Также мы планируем организовать широкую деятельность по популяризации и продвижению русского языка, российских культуры и образовательных услуг, профориентации и привлечении иностранных граждан на обучение в российские вузы. И целый ряд дополнительных опций.

Ещё одной из важнейших функций проекта должна стать просветительская работа по широчайшему спектру направлений и, обязательно, должны быть подготовительные курсы для поступления в вузы России.

Перспективным направлением считаю организацию на базе центра возможностей для получения заочного высшего образования.

Предполагается, что школа будет принимать воспитанников из нескольких государств?

Республика Конго имеет давние дружественные связи с Россией. Это небольшое государство, но на фоне всей Африки достаточно стабильное. Город Пуэнт-Нуар с более чем миллионным населением называют «экономической столицей» Республики Конго и «морскими воротами Конго», подразумевая не только Конго-Браззавиль, но и Демократическую Республику Конго, и ряд соседствующих государств.

В целом «география» нашего проекта – это Центральная Африка, на первом этапе – франкоговорящая. В тех случаях, когда речь будет идти о детях из семей соотечественников, то и вся Африка южнее Сахары.

Кто участвует в реализации проекта?

На начальном этапе проект поддерживают посольство России в Республике Конго, Всемирная ассоциация выпускников высших учебных заведений, возглавляемая моим другом Владимиром Четием, и Всемирный координационный совет российских соотечественников.

Впоследствии школа станет центром для проведения мероприятий и реализации программ для российских соотечественников и выпускников наших отечественных вузов на территории Африки южнее Сахары, а возможно, и Африки в целом, где живёт значительное количество бывших выпускников вузов СССР и РФ, среди них – высшие руководящие кадры и политики, а отношение к России в основном дружественное.

Отмечу, что отношение конголезского государства к образованию весьма серьёзное, и поддержка от Правительства Конго-Браззавиля, профильного министерства и мэрии Пуэнт-Нуара будет обеспечена.

Проект русской школы в Конго. Фото: Московский дом соотечественника###https://mosds.mos.ru/presscenter/news/detail/10985759.html

Кто будет учиться в русской школе? Зачем детям в Центральной Африке русский язык и российское образование? И нужны ли России такие учреждения в далеких странах?

Как я уже говорил, школа должна привлечь детей соотечественников, иностранцев и коренного населения, проживающих в Республике Конго и из близлежащих государств.

Есть огромный опыт получения образования африканцами в СССР и в Российской Федерации. А в нынешних условиях обострения кризисных явлений в мире российское образование станет одним из наиболее привлекательных и конкурентоспособных.

При этом различные ограничения, как было во время пандемии, могут стать препятствием для перемещения студентов. Согласитесь, что для юных учеников проще ездить в один из близко расположенных регионов Африки.

Это особенно важно для перспективы развития школы в образовательный центр, в котором выпускники будут заочно проходить курсы и сдавать экзамены.

Основания для проекта очевидны – социально-экономические сложности во многих регионах Африки, а также стремление российского руководства к возобновлению многогранного сотрудничества с дружественными африканскими государствами.

Продвижение за рубежом общего образования на русском языке – важный фактор гуманитарного и политического влияния России в мире. А подготовка кадров – одно из развивающихся направлений африканско-российского сотрудничества.

Для осуществления утвержденной Президентом Российской Федерации Программы «Русская школа за рубежом» нужно создавать учебные заведения, обеспечивающие «условия проживающим за рубежом соотечественникам и иностранным гражданам для получения общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в рамках межправительственных соглашений».

Школа станет базой для продвижения российского общего и высшего образования для иностранных граждан и зарубежных соотечественников, успешным гуманитарным проектом. Верю в то, что он даст и экономический эффект.

На какой стадии находится сейчас проект? Что нужно сделать, чтобы он имел развитие?

К сожалению, так вышло, что начало развития проекта было замедлено пандемией и нынешним кризисом.

К тому моменту был изготовлен эскизный проект школы, сделаны необходимые расчёты и проведены предварительные собеседования с местными властями в Пуэнт-Нуаре.

Предполагается, что для компенсации эксплуатационных расходов и оплаты труда персонала учёба в школе будет для детей-соотечественников – льготная, для других желающих – платная, но дешевле, чем в частных школах западных стран.

Для продвижения проекта, до выхода его на «плановую мощность», нужно спонсорское финансирование.

Учитывая ситуацию в мире, нужна поддержка именно со стороны российского государства и/или крупных бизнес-структур.

После такой поддержки программа создания и деятельности школы по согласованию с руководством Российской Федерации и Республики Конго может получить статус «Под патронатом президентов России и Республики Конго».

Объединив в одном комплексе образование, воспитание, науку и экономический прагматизм, сможем достичь весомых результатов.

Источник: Московский дом соотечественника

Также по теме

Новые публикации

В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Цветаева