EN
 / Главная / Публикации / В древнерусской ладье – по океанам

В древнерусской ладье – по океанам

Александр Рязанцев28.11.2019

На коче "Пилигрим"

Заслуженный путешественник России Сергей Синельник имеет за плечами десятки тысяч миль морских переходов, тысячи километров по великим пустыням мира, восхождения на высочайшие пики, и это далеко не всё. И всё же главная его страсть – море. Вот уже несколько лет Сергей с женой и детьми совершает кругосветку на деревянном «Пилигриме», копии традиционного судна русских поморов – «коча». А до этого на ладье «Русич», по сути большой деревянной лодке, он достиг берегов Австралии, где древнеславянское судно произвело настоящий фурор.

– Сергей, вы с братом Александром родились в глубине материка – в степях Казахстана, городе Аксай Уральской области. Но с детства увлеклись судомоделированием, а затем оба связали свою жизнь с морем. Откуда такая тяга к морю и путешествиям?

– Всегда всё начинается с мечты, лет так с десяти мы начали ходить в походы. А романтика морская накрыла после чтения книг о первооткрывателях, морских, приключенческих. Совершая походы с детства, а потом широкомасштабные экспедиции, поймали себя на мысли, что давно на публику перестали работать, я в пути обретаю покой, жизнь моя – дорога. Мы ходим в дальние походы, потому что нам нравится, в радость, там находим себя. Судомоделизмом брат Александр занимается по сей день, его работы – музейного качества, хранятся во многих странах мира, а я вот начал строить большие лодки.

О путешествиях братьев Сергея и Александра Синельников читайте на их сайте «Братья Синельники» 

– В 2006 году вы построили парусно-гребную ладью «Русич», аналог новгородской ладьи X – XII вв., и совершили на ней поход «Из варяг – в персы» по Волге и Каспию. До этого у вас уже был опыт хождения на яхтах под парусами, но как пришла в голову идея создать и начать плавание на копии старинного русского судна? Почему именно такой формат?

– Процитирую вам английского историка Фреда Джейна: «Русский флот, начало которого хотя обыкновенно относят к сравнительно позднему учреждению, основанному Петром Великим, имеет в действительности большие права на древность, чем флот Британский. За столетие до того, как король Альфред построил британские корабли (а значит до нашествия викингов в Средиземноморье), русские суда сражались в отчаянных морских боях; и тысячи лет тому назад первейшими моряками того времени были они, русские». Когда мы ходили на новгородской ладье (я предпочитаю говорить так, как говорят и пишут в северной русской традиции – лОдья) «Русич» по миру и в Австралии, я не уставал повторять, что это не корабль викингов, а славянская ладья. Вот для этого идём, чтобы напоминать людям и нашим соотечественникам о нашей славной истории, которую многие не хотят знать или не помнят. Я прокладываю некий мосток из настоящего в прошлое.

"Пилигрим" в пути

Что двигало нашими предками, предшественниками в их устремлениях в неизведанное и что движет нами? Жажда! Но не стяжательства, а жажда истины, делающей нас по-настоящему свободными, жажда познания мира и себя в этом бескрайнем мире, столь удивительном и щедром, если подходить к нему бережно, с бескорыстием и любовью. Строительством и плаваниями на деревянной ладье, а также созданием плавучего музея моделей и диорам проект раскрывает красоту русского деревянного судостроения и зодчества. Многочисленные зрители и посетители плавучей ладьи-музея могут прикоснуться к удивительному миру деревянного кораблестроения и архитектуры древней Руси, почувствуют теплоту и изящество изделий из дерева.

Строительство коча "Пилигрим". Главный инженер - Александр Карачев

Дерево – живой и экологичный материал, и ни в какое сравнение с ним не идут лодки из пластика и алюминиевых сплавов, несмотря на кажущуюся практичность. Из прошлого опыта видно, что ладья всегда притягивала гостей, зрителей, партнёров, а к пластиковым яхтам такого интереса не бывает. Деревянное судно воплощает глубокую детскую мечту каждого человека – оно олицетворяет собой саму романтику, оно выполняет собой великую миссию духовного соединения мореходов и кораблестроителей всех времён.

Историческая реплика древнего судна вызывает у людей искреннюю радость, восторг и невероятный интерес к старине. В самых разных портах мира поток людей, желающих побывать на борту «Русича», а теперь и «Пилигрима», был, казалось, бесконечен, все хотели сфотографироваться на фоне ладьи, притронуться к её борту. Сколько встреч и знакомств с разными людьми: начиная от миллиардера или дипломата и заканчивая простым фермером, подарившим нам в знак уважения упаковку вина своего изготовления. Столько внимания редко кто встретит в своей жизни!

– С 2010 по 2014 год ладья «Русич» прошла свыше 20 000 морских миль (35 тысяч километров) в четырёх океанах Земли, в том числе в ревущих сороковых! Это удивительно: ведь все представляют русскую ладью как небольшое судёнышко, скорее большую лодку для каботажного плавания, чем корабль, способный пересечь океан. Был ли риск в таком путешествии? Или наши предки умели строить действительно хорошие корабли, пригодные для самых экстремальных условий?

– Успешное плавание по морским просторам нашей планеты подтвердило, что конструкция древнеславянского деревянного судна Х – ХII веков, на которых наши предки ходили на самый юг Каспия и в Средиземное море, и, конечно же, по Северному Ледовитому океану, великолепно показала себя в серьёзных условиях океанов и морей.

Но главное, наверное, большое желание идти за горизонт и помощь божия! Можно затонуть и на суперсовременной яхте, а можно и на корыте переплыть океан. Конечно, рискованно ходить на подобных деревянных исторических копиях.

Ладья "Русич"

Ладья "Русич"

– Извините, не могу не задать «экологический» вопрос. Фёдор Конюхов во время недавнего плавания через Тихий океан сообщал, что океан превратился в «пустыню» – рыбы там стало мало. Я даже его процитирую: «Сегодня Тихий океан — пустыня, нет летучих рыб, тунцов, дельфинов, акул. Я ежедневно веду дневник, записывать в журнал наблюдений мне особо нечего». А как по вашим наблюдениям?

– Летучая рыба за ночь сама набивается, утром хожу по палубе, собираю, затем мы её солим и едим. Океан – Атлантический, Индийский – чист и не замусорен. Киты часто попадаются, порою просто мирно проплывают мимо, показывают свои могучие спины, а иногда вылетают из воды полностью.

А вообще, бывает по-разному. Мировой океан – большой, где-то плавают целые острова мусора, где-то рыба есть, а где-то нет, иногда подолгу плывём и рыбу поймать не можем.

Улов

– Давайте поговорим о вашем новом проекте. В 2017 году в Петрозаводске было спущено на воду деревянное судно «Пилигрим» – историческая копия беломорской ладьи XVIII века. Это парусник длиной 13,2 метров, шириной 4,1 метра, водоизмещением 15 тонн. При этом у вас на корабле появилась новая культурная составляющая – музей традиционного русского мореходства.

– Собственно, опыт демонстрации нашей культуры и истории у нас уже был, когда мы плыли на ладье «Русич». Тогда на борту была фотовыставка на портативных стендах, где была представлена природа, зодчество России и фото нашего похода. Если говорить о ладье «Пилигрим», то мы вышли из России, как всегда, недостроенные. Строили её более двух лет, можно сказать, всем миром. Помогали россияне, новозеландцы, австралийцы, казахстанцы, которые ходили со мной в плавания прежде, а также бывшие соотечественники, неравнодушные к истории нашей страны. Многие из них – потомки первой волны эмиграции, даже никогда не были в России.

Деревянное судно нуждается в постоянном уходе

Чуть более двух лет в пути, пройдено 10 000 миль. Немало для деревянной ладьи, по сравнению с современной яхтой – это ведь как сравнить телегу с автомобилем. На самом деле, стоим мы больше, чем плаваем. Во-первых, судно – копия поморской ладьи XVIII века и имеет прямые паруса, которые не позволяют ходить под острым углом к ветру, как ходят яхты. Больше времени уходит на ожидание попутного ветра. Во-вторых, корабль – это музей, и внутри находится коллекция моделей, лодок, кораблей до времени Петра I включительно и деревянного зодчества России. Одна из задач проекта – демонстрировать нашу историю и культуру жителям планеты, ну и, конечно же, знакомиться с культурой других народов.

Экспонаты музея на борту "Пилигрима"

– По какому маршруту вы сейчас следуете?

– Сейчас «Пилигрим» начал поход вдоль берегов Америки. А затем мы намерены через Великие озёра, отчасти волоком, добраться с восточного побережья США до западного.

По пути в Европе мы участвовали в морских фестивалях, в том числе в нескольких крупных. Например в Дании, в Копенгагене, мы участвовали в культурно-историческом фестивале «Тёрденскёльд», детям было интересно участвовать в реконструкции битвы кораблей между шведами и датчанами, там реально палили пушки и стреляли из мушкетов, всё это приобретало более красочный оттенок, потому что действо проходило в тёмное время суток два вечера подряд, на нашем борту был размещён отряд мушкетёров.

"Пилигрим" в Сен-Мало, Франция

В Бельгии это был фестиваль «Ostend at Anchor» и т. д., это помогает собрать небольшую сумму. Потом, члены клуба «Пилигрим» помогают. К сожалению, поддержки особой ни от кого нет, идём по миру с протянутой рукой, это самый главный экстрим. Кое-как пытаемся идти, жить, поддерживать ладью в надлежащем порядке на пожертвования неравнодушных к нашей истории и культуре людей, но нервы, честно говоря, уже на пределе.

Вы спрашиваете о дальнейших планах, но пока что плыть дальше не на что, ещё и ремонт делать надо. Надеюсь, что меня кто-нибудь услышит и поможет нам.

– Надеемся, вы найдёте поддержку. Расскажите о вашей команде.

– В нынешнем плавании участвуют друзья и люди из разных стран (Россия, Австралия, Новая Зеландия, Казахстан, Эстония, Швеция) – в большинстве своём те, кто помогал строить ладью.


– Как проводите дни во время плавания? У команды много свободного времени или день расписан по минутам?

– У нас бывают ночные переходы, значит, взрослые несут вахту и ночью. Вахтенный отвечает за корабль, он должен быть внимателен, ведь в его руках буквально жизнь корабля и команды. В основном все участники имеют определённые обязанности, чемоданов на борту не приемлю, а работы всегда много, что-то ломается, надо чинить. На вахте стоит только днём Святослав (15 лет) и Ярослав (13 лет).

– Это ваши дети? А жена сопровождает вас в походе?

– Да, жена Марина, все вместе мы прошли уже 10 000 миль. Два года они идут со мной, живут на борту. Но у Святослава в следующем году экзамены, и, скорее всего, ему придется учиться и жить сухопутной жизнью. Поживём – увидим, как всё сложится. Деревянное судно требует постоянного ухода, внимания, а мы являлись хранителями ладьи.

Сергей Синельник с женой Мариной

– Наверное, о таких путешествиях, которые вы описываете, с детства мечтает каждый мальчишка, но лишь единицам дано осуществить мечту. Что вы лично больше всего цените в этих путешествиях, ради чего вы отправляетесь в плавание снова и снова?

– У всех своя жизнь, каждый нужен и полезен на своём месте. Море ошибок чаще всего не прощает, в реальности не всё так романтично, как кажется со стороны. Для неопытного человека выход в море может закончиться трагедией. Напряжение, трудности мореплаватели испытывают чаще, чем восхищение. Это моя жизнь, просто люблю море и пустыни, у них много общего – особенно в долгих переходах без земли, без людей…

Но радость море приносит, конечно, тоже. За два года на борту с нами ходили разные люди, около 50 человек прошло, некоторые парни по три раза возвращались и участвовали на разных этапах.

– Во время плавания в 2012 – 13 гг. «Русич» обошёл всю Австралию, побывал в Тасмании, где участвовал в Фестивале деревянного судостроения – 2013 и Международном фестивале судов с прямым парусным вооружением – 2013. Расскажите об этих фестивалях и в целом о движении – много ли таких энтузиастов в мире, которые строят и ходят по морям на традиционных деревянных кораблях? Кстати, русские кочи по устройству сильно отличаются от кораблей викингов?

– Деревянное, традиционное кораблестроение в России и в мире живо, но деревянных исторических копий очень мало, их почти нет – одни пластиковые и стальные яхты вокруг. Поморские кочи были специально подготовлены для плаваний во льдах, корпус у них яйцеобразный, лёд выдавливал корпус, но не сжимал как в тисках. На кочах в Ледовитом океане поморам приходилось порою зимовать, там были печки, не случайно использовалось две-три мачты… Ладьи викингов не годились для таких суровых плаваний во льдах, хотя тоже были крепкими судами. В северном кораблестроении было много общего, ведь народы севера жили в тесном контакте друг с другом.

"Русич" в Национальном морском музее Австралии, Сидней

Что же касается вашего первого вопроса, то на крупнейшем подобном фестивале в южном полушарии, в австралийском Хобарте, мы стали хедлайнерами. Стена зрителей с утра до ночи! Хотя кораблей и лодок, разных и интересных, было много, почти все они были из Австралии или из Новой Зеландии, а тут такое чудо – лодочка приплыла с севера России, шутка ли…

– Заход корабля в порт – всегда праздник, тем более такого необычного. Как вас принимали в Австралии и как сейчас принимают в США?

– Австралия – самая гостеприимная страна в мире, по крайней мере, такое чувство возникло у нас. Может быть потому, что мы приплыли на ладье. Да и сейчас в США нас тоже принимают очень хорошо, американцы чаще всего очень внимательны и помогают путешественникам.

А для наших бывших соотечественников это как бальзам на душу! Многие уходить не хотят, дети просят родителей вернуться на борт. Им всё интересно: чем мы питаемся, ведь на корабле нет холодильника, как качку морскую переносим, как дети выдержали долгий переход через океан, нет ли уныния, как живём без комфорта и в такой парилке внутри и т. д.

Вот просто для иллюстрации впечатления одного из гостей «Пилигрима», оставленные в социальных сетях: «Поначалу даже не поверили своим глазам: словно выйдя из многовековой истории, деревянная трёхмачтовая лодка без пластика и железа, без ярких раскрасок, живое дерево под натуральным льняным маслом, мачты, верёвки, православные кресты по четырём сторонам света, бочка-душ на палубе, лебёдок нет, как нет и автопилота, всё вручную, с помощью блоков, а якорь поднимается с помощью старинного брашпиля, пасть крупной акулы на носу, трофей с островов Зелёного мыса… На борту музей деревянного зодчества в макетах, моделях, фотоснимках и диорамах: кочи и лодии, казачьи струги и шняки, промысловый флот допетровской эпохи, фотографии и карты, модели древнерусских северных строений. И всё это прибыло из России на борту шаткого судна, за десять тысяч миль, через штормы и волны! Да это само по себе подвиг – сберечь такие штучки в морской кутерьме!».

Также по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Цветаева