EN
 / Главная / Публикации / «Сами вы пропаганда». Представлено большое исследование иностранных СМИ, пишущих о России

«Сами вы пропаганда». Представлено большое исследование иностранных СМИ, пишущих о России

Редакция портала «Русский мир»16.10.2019

Английская карикатура 1877 г.


МИА «Россия сегодня» представило результаты исследования материалов западных СМИ, пишущих о России. «Осьминог-1» так неформально называется этот проект, намекая на традиционное, насчитывающее уже полтора века изображение России в западных карикатурах в виде спрута.

У каждого из нас есть определённое представление, как о России пишут западные СМИ. Очевидно, что образ, который ими тиражируется, не самый приятный. Однако всё это понятно лишь на уровне ощущений. «Меня всегда мучал вопрос, можно ли каким-то образом эти гипотезы научно проверить и понять, что же в действительности пишет западная пресса о России», – сказал, представляя это исследование, директор по коммуникациям МИА «Россия сегодня» Пётр Лидов.

Вопрос этот не такой уж праздный, поскольку именно в СМИ во многом формируется взгляд на страну и её народ. Если же одни и те же образы и клише тиражируются главными национальными изданиями постоянно и достаточно долго, общественному сознанию становится очень трудно сопротивляться этому влиянию. «Это работает как любая информационная кампания, например, рекламная», – пояснил Пётр Лидов.

Исследование «Осьминог – 1» охватывает первое полугодие 2019 года. По словам П. Лидова, в «России сегодня» намерены продолжать это исследование, чтобы посмотреть на динамику. Через полгода, таким образом, стоит ожидать «Осьминога – 2».

Для исследования были отобраны СМИ стран «Большой семерки», которые позиционируют себя не только как самые успешные (в экономическом смысле), но и самые демократические в мире. Это – США, Великобритания, Германия, Франция, Канада, Япония и Италия.

В каждой стране российские аналитики выделили топ-10 СМИ по популярности, включая тиражи газет и посещаемость ресурсов онлайн, но исключая новостные агентства. То есть в обзор попали издания, которые выражают определённую точку зрения, а не просто транслируют нейтральную информацию. По каждой стране были просмотрены все материалы, в которых встречается слово «Россия» или они так или иначе связаны с Россией тематически. Таких материалов за первые шесть месяцев 2019 года оказалось более 80 тысяч.

Весь этот массив был разбит на три категории по тональности: негативные материалы, нейтральные и позитивные.

Великобритания

Лидером по числу материалов о России за первую половину 2019 года оказалась Великобритания – там было порядка 25000 публикаций, что составляет почти треть всех исследованных материалов. О России статей в британской прессе приблизительно столько же, сколько о Китае и Германии.

Практически 40 % всех публикаций, посвящённых России, имеют негативный оттенок.

В хлёстких заголовках британских журналистов очень часто упоминается Владимир Путин. «Что бы ни случилось – всюду Путин», – комментирует П. Лидов. Также для британцев характерны отсылки к истории, особенно популярна логическая цепочка: «Путин – Гулаг – кровавый режим».

Характерный пример – сообщение о смерти известного российского журналиста Сергея Доренко в издании MailOnline звучало так: «Критиковавший Путина журналист погиб в загадочном ДТП спустя несколько дней после того, как резко высказался в адрес российских властей по поводу инцидента с Sukhoi Superjet 100». Хотя обстоятельства смерти Доренко хорошо известны и не подвергаются сомнению: он погиб из-за сердечного приступа во время управления мотоциклом.

Почти 60 % материалов о России окрашены нейтрально, при этом позитивных публикаций – всего 1%. Иными словами, негатива в отношении России в британских СМИ в 40 раз больше, чем позитива. Позитивные сообщения в основном относятся к миру спорта, культуры и туризма, и эта картина характерна для СМИ всех стран.

Наиболее антироссийским изданием (процент антироссийских материалов по отношению ко всем материалам издания) является газета «Таймс».

Топ-5 негативных тем о России в британских СМИ (здесь и далее – в порядке повышения значимости): дело об отравлении Скрипалей, России в контексте кризиса в Венесуэле, наращивание военной мощи России и демонстрация силы, вмешательство в американские выборы, Россия в контексте украинского кризиса.

Германия

Второе место по числу материалов о России занимает Германия – более 15 тыс. материалов.

У немцев, как и у британцев, с антироссийскими лозунгами часто выступают выступают деловые издания издания: «Франкфуртер альгемайне», «Хандельсблатт» и др. Однако наиболее антироссийские позиции занимают «Вельт» и «Бильд».

В немецких СМИ менее 1 % положительных материалов о России – в основном они касаются красот Сибири, туризма и т. п. 50,6 % материалов – негативные, 48,46 % - нейтральные.

А вот главные темы отличаются от британских. Среди наиболее популярных – вмешательство России в политические процессы на Западе, ситуация вокруг «Северного потока – 2», взаимоотношения России и НАТО и усиление враждебности РФ, протестные акции в Москве. Самая популярная тема – это международные кризисы (Сирия, Украина, Венесуэла), в которые вовлечена Россия.

США

Американские средства массовой информации – чемпионы по негативной тональности в отношении России. За полгода здесь вышло около 12,5 тыс. материалов о России, больше всего – на CNN.

При этом 90 % материалов являются негативными, нейтральных практически нет – всего 9 %, и только 0,2 % положительных материалов о России – в основном они посвящены туризму.

В связи с Россией в американской прессе доминируют такие темы, как иранская ядерная программа, разрыв договора об РСМД, шпионские скандалы с участием России (дело Скрипалей и др.), российско-американские отношения и ситуация вокруг Украины, Венесуэлы и Сирии. Вполне ожидаемо чаще всего американские СМИ пишут о вмешательстве России в американские выборы.

Говоря о США нужно учитывать очевидную партийность СМИ. Большинство крупных изданий в США находятся в демократическом лагере и ведут явную антитрамповскую политику.

Канада

В Канаде материалов о России выходит немного – за полгода всего около 3,5 тыс. В том числе 58 % негативных материалов, также много нейтральных, а вот позитивных – всего 0,5 %. Ключевой вклад тут принадлежит российским хоккеистам, выступающим в канадских клубах.

Главные российские темы для Канады – это военное освоение Арктики Россией, денуклеаризация КНДР (эксперты видят российский след в разработке новых ракет КНДР), судьба договора РСМД, гонка вооружений и, наконец, вмешательство в выборы в Америке. В целом, для канадских СМИ характерна американская повестка.

Япония

«Я вообще-то думал, что в Японии в отношении России всё будет нормально, – признаётся Петр Лидов, – но оказалось, что я был неправ». Картина в японских СМИ несущественно отличается медиарынков, скажем, Германии и Великобритании.

По тональности здесь 49 % материалов негативных и только 1 % положительных материалов о России.

Одна из острых тем для японцев – это нарастающее сотрудничество России с Китаем, в чём они видят угрозу своей безопасности, являясь союзниками США. На четвёртом месте по значимости – протестные настроения в России. На третьем – вмешательство в американские выборы. На втором – внешняя политика России и намёки на то, что у России есть имперские амбиции времён Советского Союза. Больше всего в Японии беспокоятся, разумеется, из-за ситуации с «Северными территориями».

Франция

Франция – лидер по числу нейтральных публикаций о России. Почему? «Возможно, Франция традиционно более нейтральная страна, у которой есть своя точка зрения на мировые процессы, и там избегают радикальных оценок», – комментирует Пётр Лидов. Вторая возможная точка зрения – у французов пресса в принципе более жизнерадостна.

Здесь всего 26 % негативных материалов о России – это серьёзный сдвиг по сравнению с предыдущими странами. Около 70 % материалов о России нейтральны и 3,7 % позитивны. В основном среди положительных тем – туризм, культура и искусство, что отражает более сбалансированный и глубокий интерес французов к нашей стране. По словам руководителя издания ИноСМИ А. Дубосарского, во Франции есть также некоторое количество обозревателей (например, в «Фигаро»), которые более-менее нейтрально относятся к России. Но большинство изданий, когда речь заходит о политике, всё равно пишут о России в негативном ключе. Да и в целом во французских СМИ мало пишут о России – всего 8,3 тыс. публикации.

Главные темы – это договор РСМД, «Северный поток – 2», протестные настроения в России, вмешательство в выборы и, наконец, ситуация вокруг Украины. Тут ничего нового.

Италия

А вот в Италии выходит больше всего позитивных материалов о России. Всего же нашей стране было посвящено более 6 тыс. материалов за полгода. Негативных из них всего 23,9 %, 63 % нейтральны и 13 % имеют положительную окраску.

«Связано это, вероятно, с наличием влиятельных политических сил в Италии, которые выступают за развитие диалога с Россией», – предположил П. Лидов. Также среди материалов темпераментных итальянских журналистов довольно много заметок о красоте русских женщин, загадках русской души.

Впрочем, нужно учитывать, что международное влияние итальянских СМИ очень мало.

Топ-5 тем в Италии – это связи России с итальянскими партиями, развитие ситуации вокруг ДРСМД, вмешательство в американские выборы, негативные связи между Россией и Италией (криминал), а на первом месте – привычно кризис на Украине.

Выводы

Если обобщить эти данные, то среди важнейших тем первого полугодия в мировых СМИ – вмешательство России в выборы в США. Вторая тема более характерна для Европы – это ситуация на Украине. Также сквозной для разных стран является тема разрыва ДРСМД и укрепления военной мощи России. То же касается внутренней жизни России – пишут о законах, ограничивающих свободу слова, и политических протестах в России.


Если сложить все страны G7, то картина вырисовывается малорадостная: 50% негативных материалов о России и лишь 2% позитивных (и это в основном за счёт маловлиятельных СМИ Италии). Негатива критически много, а позитивных материалов очень мало.

Абсолютный лидер с точки зрения количества и процента негативных материалов о России – это, конечно же, США. При этом наиболее влиятельные мировые СМИ сосредоточены именно в Соединённых штатах и в Великобритании.

Вот выводы, которые делают, основываясь на этой картине, в МИА «Россия сегодня»: баланс в освещении российской повестки в крупнейших западных странах отсутствует, и это именно то, в чём часто обвиняют саму Россию. Абсолютно превалирует негативная информация, причём это касается не только тем, но и самой подачи материала: как правило, она очень односторонняя.

Что важно, существует чёткая корреляция между количеством негативных материалов о России в СМИ той или иной страны и внешней политикой этой страны в отношении России.

Отсюда вывод: фактически мы имеем дело с пропагандой – местные СМИ следуют в русле государственной политики и освещают всё, связанное с Россией, только в одном ключе. «Поэтому на обвинения нас в пропаганде мы можем теперь вполне обоснованно, практически научно ответить: “Сами вы пропаганда”», - комментирует свой вывод Пётр Лидов.

И ещё одно важное наблюдение российских журналистов, дающее пищу для размышления: негативный образ России в западной прессе имеет негативный оттенок вовсе не только в последние 10-20 лет. Враждебной и опасной страной Россия предстаёт на страницах ведущих западных газет и журналов, в наглядной агитации на протяжении последних полутора веков, если не больше. Исключения были, но, по сути, всего лишь два: во время Второй мировой войны, когда страны вместе боролись против Германии, и в годы перестройки.

Читайте также: Мифы о России: со времён Средневековья ничего не изменилось

И последнее: на этом журналисты МИА «Россия сегодня» останавливаться не намерены. Чтобы быть до конца объективными, вскоре они обещают представить похожее исследование российских СМИ. Проведено оно будет по той же методике.

Исследование «Россия в материалах иностранных СМИ. Первое полугодие 2019» 

Также по теме

Новые публикации

В Высшей школе экономики (ВШЭ) состоялась стратегическая сессия «Сотрудничество России и стран Африки в области высшего образования в меняющемся мире», в которой приняли участие министры высшего образования Республики Бурунди, Республики Мали, Республики Нигер и Гвинейской Республики.
Каналы о России глазами иностранцев множатся в интернете, собирая сотни тысяч подписчиков по всему миру. Видеоролики о российских городах, образе жизни, русской культуре и кухне смотрят и комментируют. Достаточно подписаться на двух-трёх таких блогеров, чтобы очень скоро понять, благодаря системе интернет-рекомендаций, как много молодых, образованных и любопытных иностранцев выбрали Россию для проживания.
Осенью 2023 года власти Латвии, которые уже давно пытаются выдавить русскоязычных жителей из страны, пригрозили, что заявления на выдачу вида на жительство россияне должны подать до 1 апреля 2024 года. После этой даты всех, у кого есть российский паспорт и кто не сделал этого, обещают депортировать из страны.
Российско-германское движение городов-партнёров не сведено на нет, хотя и сталкивается с серьёзными препятствиями, считает вице-президент общества «Россия – Германия», член правления Международной ассоциации «Породнённые города» Анатолий Блинов. Об этом он заявил в рамках российско-германского круглого стола, состоявшегося 26 марта 2024 г.
Школа в киргизской деревне Достук известна на всю округу благодаря российским учителям, которые в ней работают. Родители школьников из других посёлков нанимают автобус, чтобы их дети могли учиться у российских специалистов. Супруги Юсуповы из Башкирии преподают здесь географию и биологию.
Сегодня обратим внимание на правописание аббревиатур, связанных со словом министерство. Как правильно: минкульт или минкультуры? Минобороны заявил или заявило? С прописной или со строчной буквы нужно писать эти сокращения?
В приграничных районах Финляндии резко сократилось население, закрываются магазины, школы, население бросает свои дома из-за отсутствия работы. Финский журналист Кости Хейсканен рассказал, как обернулись дела в Финляндии из-за разгула русофобии и почему при всём том политики не намерены сворачивать с антироссийского курса.
Цветаева