EN
 / Главная / Публикации / Вячеслав Никонов: «Учителя заслуживают гораздо большего»

Вячеслав Никонов: «Учителя заслуживают гораздо большего»

PRAVDA-NN.RU07.10.2019

Как реально увеличить зарплату педагогов и вернуть престиж профессии учителя? Сколько молодых специалистов сейчас приходит в школы? Какие нововведения ждут учеников и педагогов в этом учебном году? Об этом в День учителя рассказал глава Комитета Государственной Думы по образованию и науке, председатель правления фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов.

— Восприятие профессии учителя в глазах общества за последние годы неоднократно менялось. В 90-е годы престиж профессии потерялся, но в последнее время было немало сделано, чтобы его вернуть. Как Вам кажется, это удалось? Что сегодня делается на уровне государства, чтобы поддержать престиж профессии педагога?

— Безусловно, на сегодняшний день уже проделана большая работа для того, чтобы повысить престиж учительской профессии, и на этом не стоит останавливаться. Чаще всего на встречах с педагогами поднимается проблема, связанная с оплатой труда. От этого зависит качество образования и востребованность профессии. Задача по выведению средней заработной платы учителя на уровень средней по региону уже выполнена. Но многим из нас известно, что стоит за этими цифрами – работа не на одну ставку, другие обязательства, который учитель должен нести. Эта проблема активно обсуждалась на больших парламентских слушаниях в Госдуме, по итогам которых принято решение о том, что минимальная заработная плата учителя при работе на одну ставку должна составлять не менее 70% от средней заработной платы по экономике региона. Договорённость об этом уже достигнута с министром просвещения Ольгой Васильевой и с Председателем правительства Дмитрием Медведевым. Я считаю, что в дальнейшем нужно выходить на коэффициент 1,5 от средней по региону. Учителя и их огромный вклад в развитие нашей страны заслуживают гораздо большего.

Самое серьёзное внимание мы уделяем повышению квалификации и переподготовке учительских кадров. Чтобы качественно выполнять современные образовательные задачи, учитель сам должен непрерывно учиться, пополняя и актуализируя багаж собственных знаний.

— Идут ли сегодня выпускники педагогических вузов в школы? Ощущается ли дефицит молодых педагогических кадров в общеобразовательных учреждениях? Как решается эта проблема?

— По данным, которые нам предоставили из Министерства просвещения РФ, только 52% школ полностью укомплектованы педагогами, но это при условии работы учителей на две-три ставки, если этого не будет, то получится, что педагогический состав не укомплектован приблизительно на четверть. Решение проблемы связано, прежде всего, с молодёжью, которая после окончания вузов должна прийти в систему школьного образования, с заработной платой молодых педагогов.
В 2018 году в России рекордно низкое количество студентов закончило педагогические вузы. И из них малый процент приходит работать в школы. Преградой вновь является оплата труда. Размер ставок молодых педагогов настолько низкий, что даже при работе на несколько ставок, их заработная плата составит 15-17 тысяч. Достигнутая договорённость, про которую я говорил ранее, о поддерживании формулы базовой ставки в школах на уровне 70% от средней по региону, позволит уже молодым педагогам получать более высокую заработную плату. Вторая проблема, которая возникает у выпускников вузов, связана с жилищным вопросом. Я знаю, что в Нижегородской области был неплохой опыт поддержки приезжающих работать на село молодых учителей, а с 2020 года начнёт действовать уже федеральная программа «Земский учитель», которая предусматривает для учителей, прибывших работать в сельские населённые пункты и небольшие города, единовременную выплату в размере 1 миллиона рублей на приобретение жилья, выплату ипотеки или на материалы для строительства дома. Уверен, что данная программа будет стимулировать приход в школы молодых учителей.

— В советское время задачей учителя было не только давать знания, но и воспитывать школьников. Сейчас говорят только об образовательной услуге, которую должен оказывать педагог. Нужно ли возвращать учителю функции воспитателя?

— Однозначно нужно, и по большому счету эта функция из школы никуда не уходила. В национальном проекте «Образование» об этом прямо написано. Уверен, мы должны воспитывать всесторонне и гармонично развитую личность, свободно мыслящего, творческого, порядочного человека, гуманиста, патриота Отечества.
В нашем Комитете мы уделяем особое внимание развитию трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников. Идёт работа над законом, который позволит легализовать трудовое воспитание школьников. Перед российским образованием стоит задача подготовки высококвалифицированных кадров, способных эффективно трудиться в мире будущего, решая амбициозные научно-технологические задачи. Для этого необходимы инновационные учебные программы и последовательная работа с детьми, начиная ещё с дошкольного образования, поддержка их стремлений к поиску новых нестандартных идей и решений.

— Практически каждый год в системе школьного образования происходят какие-то изменения. Каких нововведений ждать в этом учебном году?

— Важнейшее направление — строительство новых школ и ликвидация обучения во вторую смену. Позиция Комитета состоит в увеличении финансирования образования и науки, без этого невозможно выполнить майский указ Президента и национальный проект «Образование» качественно и в установленные сроки. В портфеле Комитета находятся несколько важных законопроектов, в том числе проект федерального закона о формировании и ведении информационных систем доступности школьного образования, о совершенствовании практической подготовки обучающихся и о качестве и безопасности школьного питания.
В завершении нашего разговора хочу сердечно поздравить всех педагогов с Днём учителя и пожелать творческих успехов в труде, хороших думающих учеников, крепкого здоровья и счастья.

Источник: PRAVDA-NN.RU 

Также по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Цветаева