RUS
EN
 / Главная / Публикации / Улыбка комбайнёра и руки в мазуте. Соцреализм восстаёт из небытия

Улыбка комбайнёра и руки в мазуте. Соцреализм восстаёт из небытия

Сергей Виноградов26.07.2019

Фестиваль позитивного идейного искусства «Время, вперёд!» объявил второй сезон. Первый фестиваль произведений, изображающих труд и людей рабочих специальностей, прогремел на всю страну – в нём приняли участие более двухсот художников, а двери для пленэров открыли 25 промышленных предприятий России. Участники рассказали «Русскому миру» о том, что конкурс, начинавшийся как меценатское корпоративное событие, породило новое творческое движение.

Спокойствие во взгляде

Автор проекта, руководитель крупного предприятия и коллекционер произведений искусства Константин Бабкин рассказал на пресс-конференции перед стартом второго сезона «Время, вперёд!» о том, что конкурс начинался с предложения «возродить из небытия» производственную тему созидательного труда. Но в процессе работы над проектом выяснилось, что слухи о небытии производственной темы были сильно преувеличены – сотни художников давно пишут портреты сталеваров и шахтёров или мечтают попасть на завод с этюдником, а поклонники живописи ждут выставки подобной тематики. В ходе первого сезона проекта были написаны более 400 картин, а выставки, подготовленные по итогам конкурса (последняя открылась в середине июля в Государственной Думе), были встречены с огромным интересом.

А. Савеленко. К заоблачным высотам (2 место конкурса)

Участники конкурса не только имели возможность показать работы, выставить их в крупных залах с последующим включением в каталог, но также получили доступ на ведущие промышленные предприятия России.


На конкурсные работы попали заводские пейзажи, портреты рабочих, конвейеры и ручной труд, локомотивы и комбайны, золотые колоски пшеницы и чёрные от мазута руки трактористов.

По словам организаторов, они хотят привлечь внимание общественности к потенциалу российской промышленности и сельского хозяйства, а людей труда представить как современных специалистов, вовлечённых в решение стратегических государственных вопросов.

Удался ли замысел вполне, сказать трудно – пусть судят посетители выставок. Но что очевидно бросается в глаза, когда просмотришь несколько десятков таких полотен, – это уверенность и спокойствие, которые читаются во взгляде героев картин. Кому-кому, а им не нужно объяснять ни про государственное значение, ни про стратегическую отрасль.

«Время» пошло на второй круг

Общественный и творческий успех проекта убедил авторов конкурса объявить второй сезон. Новшества второго конкурса: увеличилось количество номинаций (а значит, и охват участников) и подрос призовой фонд, составивший 2 миллиона рублей. На гранты в размере от 50 до 500 тысяч рублей смогут претендовать не только живописцы и графики, но также скульпторы и мастера декоративно-прикладного искусства. Приём заявок продлится до 31 января 2020 года, лучшие будут отобраны для участия в полуфинале. Финал будет проходить с 1 марта по 1 апреля, после чего откроют итоговую выставку и наградят победителей.

И. Зюськина. Тверской экскаватор (3 место)

Увеличилось и количество промышленных предприятий, которые приглашают к себе художников. Сегодня их порядка тридцати, и географический разброс очень велик – от Твери до Новосибирска, от Вологды до Краснодара.

На страницах конкурса в социальных сетях художники активно рассказывают о своих командировках, выкладывают наброски и делятся впечатлениями. Московский художник Дмитрий Плоткин, побывавший на заводе в Самаре, даже написал концептуальный пост, в котором заявил о вызове, который предлагает современному художнику конкурс «Время, вперёд!». По его словам, участнику необходимо пройти между слепым копированием творений «подёнщиков» советского периода и «стёба» художников постперестроечных лет. «Теперь нужно наново создавать Industry-Art», – констатирует Дмитрий Плоткин.

«Хлеб все едим – кто его вырастил?»

Родственная связь конкурса «Время, вперед!» с соцреализмом и производственным искусством советского прошлого организаторами не только не отрицается. Она подчёркивается. Однако прямого копирования современными художниками почерка предшественников не наблюдается.

Картина ростовского художника Дмитрия Мясникова «Жнецы жнут», одержавшая победу в первом конкурсе «Время, вперёд!», напоминает о соцреализме разве что названием. На полотне запечатлёно лицо улыбающегося комбайнёра в тёмных очках, в которых отражаются красно-белые комбайны и колосья.

Д. Мясников. Жнецы жнут (1 место)

«Это собирательный образ, прототипа у него нет, рассказал художник «Русскому миру». Когда узнал о конкурсе, меня заинтересовала тема. Мой отец работал в литейном цехе на “Ростсельмаше”, и мне хотелось что-то написать на эту тему. Кроме того, мне нравилась песня Игоря Растеряева про комбайнёров и их нелёгкий труд. Когда я посетил “Ростсельмаш”, меня поразили новые комбайны. Современные, красивые, необычные. Так появилась идея работы. Что касается образа комбайнёра, я видел в интернете фотографии, на которых они запечатлены в тёмных очках. Надевают, когда палящее солнце. У Растеряева комбайнёры работают на старых машинах – “Дон 500”, Т-150… А мне хотелось написать современного комбайнёра, и чтобы это сразу ощущалось».

Художник не удивлён, что фестиваль-конкурс и работы на тему труда вызвали такой ажиотаж. «Интерес к этой теме, как мне кажется, был всегда, – говорит он. – Все мы едим хлеб и понимаем, что его кто-то вырастил. Нормальное люди понимают, на ком всё держится. Другое дело, что в какое-то время ушла мода на изображение труда. Это произошло, когда Советский Союз разваливался, а вместе с ним разваливалась и промышленность, и сельское хозяйство».

По словам Мясникова, победа помогла ему с оплатой обучения – ростовчанин учится в Санкт-петербургской академии художеств на живописца. «Решил материальные вопросы, теперь больше времени могу уделять творчеству», – рассказал Дмитрий. Художник уже обдумывает новые полотна для участия во втором конкурсе «Время, вперёд!».

Московской художнице Анастасии Нестеровой второе место принесло полотно «Конец рабочего дня», на которой запечатлён рабочий с чёрными мазутными руками, облокотившийся на огромный локомотив. Сразу видно, что оба героя картины, человек и машина, умеют работать и не боятся труда.

«Идея этой работы пришла мне 3 – 4 года назад, – рассказала Анастасия. – Я путешествовала по России, и была остановка где-то недалеко от Пскова. Там я увидела ремонт поезда. Я стала делать эскизы, пока мы не отправились дальше, торопилась. Идея долго вынашивалась, но всё не было повода претворить её в жизнь. Конкурс послужил для меня толчком к написанию этой работы, дал нужный импульс».

А. Нестерова. Конец рабочего дня (2 место)

По словам художницы, её привлекли руки, блестящие от масла, большие красные детали огромного локомотива, сочетания чёрного и красного цветов – ремонтник одет в красную майку и чёрные штаны. «Ещё мне понравилось сочетание – молодого рабочего и старого поезда, которые ещё ездят кое-где в нашей стране, – продолжает Анастасия. – В этом мне представился интересный сюжет. И картина получилась наиболее знаковой из моих работ последних лет. Сейчас уже могу сказать, что конкурс положительно сказался на моём творческом развитии. Я хочу и дальше развивать эту тему, скоро хочу отправиться в поля на сбор материала».

По словам Анастасии, конкурс изменил её жизнь – появились заказы, замыслы и идеи. И во втором конкурсе она, конечно, будет участвовать. Машинисты и уборщики риса, которые уже родились в голове художницы и просятся на холст, не простят иного.

Также по теме

Новые публикации

В этом году отмечается 130 лет со дня рождения одного из выдающихся русских учёных XX в. – социолога Питирима Сорокина. Он родился в селе Турья Вологодской губернии (ныне это в Республике Коми), а закончил свой путь в Винчестере, штат Массачусетс. В последние десятилетия имя Сорокина вернулось в Россию. О том, как сохраняют наследие великого земляка на родине, мы поговорили с директором сыктывкарского центра «Наследие» им. П. Сорокина Ольгой Кузивановой.
Пока нынешние западные политики по-прежнему пытаются разговаривать с Россией с позиций обвинения, подрастает новое поколение молодёжи, которое не хочет смотреть на нашу страну сквозь призму русофобии. Именно на них рассчитана созданная по указу Президента РФ государственная программа «Новое поколение».
МИА «Россия сегодня» представило результаты исследования материалов западных СМИ, пишущих о России. «Осьминог-1» – так неформально называется этот проект, намекая на традиционное, насчитывающее уже полтора века изображение России в западных карикатурах в виде спрута.
Как прославиться и стать популярным блогером с 300 тысячами подписчиков, если тебе слегка за 70? Эстонский пенсионер Арно Павел нашёл свою формулу успеха. В 72 года он проехал на своём УАЗике от Таллина до Владивостока и обратно. Впечатлений от такого путешествия любому человеку хватило бы на всю жизнь. Но Арно на этом не остановился...
Игорь Егоров, обычный школьный учитель из подмосковного наукограда Пущино, уже много лет проводит свои отпуска в поездках по Европе, где он занимается поисками могил русских белоэмигрантов и разыскивает информацию о забытых фигурах русского зарубежья. Рядом всегда верный помощник – жена Ануш. К этим поискам педагог активно приобщает и своих учеников.
В Латвии и России в эти дни отмечают 75-летие освобождения от немецкой оккупации. Накануне памятной даты МИД Латвии выступил с демаршем, выразив недовольство проведением в Москве салюта по случаю юбилея освобождения Риги советскими войсками, назвав празднование недружественным жестом со стороны России.
В Москве при поддержке Федерального архивного агентства, Российского государственного архива социально-политической истории, Института всеобщей истории РАН, издательства «Политическая энциклопедия» открылась историко-документальная выставка «Война в Заполярье. 1941–1945».
Получить высшее образование на русском языке в Латвии, где проживает около полумиллиона русскоязычных жителей, сегодня увы, невозможно – даже частным вузам отныне это запрещено. Явно дискриминационное решение латвийских властей будет оспариваться в судебном порядке. Но пока суд да дело, ближайший сосед Латвии – Псковский регион – предложил детям наших соотечественников, проживающим за рубежом, свою вузовскую поддержку.