RUS
EN
 / Главная / Публикации / Память – консолидация или разъединение

Память – консолидация или разъединение

Арон Шнеер27.06.2019

23 июня на Сергиевском подворье в Иерусалиме состоялась конференция «Пространство памяти», приуроченная ко Дню памяти и скорби (22 июня). Одно из самых сильных выступлений принадлежало израильскому историку, сотруднику Национального института памяти жертв нацизма «Яд ва-Шем» Арону Шнееру. Он говорил о том, как важно сохранять память о героях Великой Отечественной войны и противостоять тем, кто ставит на пьедестал приспешников фашистов. Приводим его выступление с небольшими сокращениями:

– Вчера была очередная годовщина начала Великой Отечественной войны. Всех сидящих в этом зале, независимо от национальности и вероисповедания, объединяют две даты: 22 июня – начало великой трагедии и 9 мая – дата великой Победы.

Во время церемонии 9 мая в «Яд ва-Шем» звучит песня «День Победы» – все встают, начинают её петь. Меня также всегда охватывает волнение, когда звучит и другая песня: «Вставай, страна огромная…». Эти песни для меня как некий код. Если человек встаёт при их исполнении, значит, мы одной крови. Кто равнодушен к ним, кого она не волнует, это – чужой. Мне не о чем с ним говорить, даже если он говорит по-русски.

Выступление А. Шнеера на конференции "Пространство памяти"

Война прошла через каждую семью советских людей. Я родился после войны, рос, как и многие из присутствующих, в особой атмосфере послевоенного времени. И это время сформировало нас. Я ношу имя дяди, ушедшего добровольцем в Латышскую дивизию в августе 1941 г., раненого под Наро-Фоминском в боях за Москву в декабре 1941 г.

Арон Яковлевич Шнеер. Фото из личного архива А. Шнеера

Только что мы ознакомились с выставкой о блокаде Ленинграда. Арон Шнеер, командир взвода разведки сражался за него и погиб в сентябре 1942 г. под Сенявино. Могилу дяди нашли только в 1984 г., и 9 мая 1985 г. мы всей семьёй приехали в Сенявино. Там в братских могилах похоронено более 20 тысяч воинов Красной Армии. В этот день приехали тысячи родных погибших. Все приехавшие были единой семьёй. Не было русских, украинцев, евреев, татар, узбеков. Нас тепло принимали местные жители. Каждый дом был открыт и приглашал в гости, накрывали стол. Это было совершенно удивительное чувство единства. Как сказал поэт Юлиан Тувим, «объединяет не кровь, которая течёт в жилах, а та, которая течёт из жил». Память об этом дне у меня на всю жизнь.

Другой мой дядя – Лазарь – в 17 лет в 1943 году тоже добровольцем ушёл на фронт мстить за брата. Отец в 16 лет в 1944 г. ушёл в истребительный батальон, затем в отдел борьбы с бандитизмом и до 1949 г. воевал с теми, кого сейчас называют в Латвии национальными героями.

Если в советское время основное пространство памяти занимали события революции, Гражданской войны и Великой Отечественной, то сейчас центральное место в российской политике памяти заняла Великая Отечественная война. Именно память о ней, пожалуй, единственная, способна сегодня консолидировать большинство граждан России и граждан некоторых стран бывшего СССР. Свидетельство тому - «Бессмертный полк», проходящий не только в России, но и на постсоветском пространстве, и в разных странах мира, где сегодня живут бывшие граждане СССР или граждане России.

Пространство памяти у каждого своё, но оно является частью общей памяти, включающей память семьи, поколения, народа, страны.

У каждого народа своя память о прошлом, свои объекты и субъекты этой памяти и поклонения. И те, и другие порой антагонистичны. Причём такое восприятие может быть в среде даже одного и того же народа, например, И. Сталин, генералы А. Власов, П. Краснов.

Противостояние ещё более заметно, когда речь идёт о тех, кто в представлении одного народа и государства воспринимается как герой, для другого – эти же лица, либо организации – убийцы и преступники. Например: С. Бандера, Р. Шухевич, Г. Цукурс, ОУН-УПА, латышский и эстонский легионы СС. События, важные для одной группы населения, могут совершенно не восприниматься другой.

Так, День Победы в Прибалтике и сегодняшней Украине противостоит дням памяти латышского и эстонского легионов СС и дню памяти дивизии СС «Галичина», дню рождения Бандеры.

День Победы в Риге, 2019 г. Фото: baltnews.lv

Ветераны войны в Нетании, Израиль. Фото: россотрудничество.рф

А вот то, что хотят, увы, небезуспешно привить в Балтийских странах и на Украине.

Памятник 20-й эстонской дивизии СС в Эстонии. Фото: rus.err.ee

Шествие националистов с портретом Бандеры по улицам Киева

День памяти латышских легионеров

К сожалению, радикальное националистическое фашиствующее меньшинство навязывает государственную политику и свои приоритеты памяти, воспитывая себе подобных.

Мемориализация памяти неоднозначно оцениваемых спорных исторических событий и фигур может способствовать как консолидации, так и разъединению общества, национальных групп, вплоть до противостояния. Политика памяти может ухудшить или улучшить имидж государства на международной арене, способствовать улучшению или ухудшению национальных и межгосударственных отношений.

Увековечение тех или иных событий или исторических деятелей свидетельствуют об отношении государства, местной власти и населения к прошлому. Любой народ всегда стремится в собственных глазах выглядеть достойно. Однако здоровая нация, государство, его лидеры стыдятся совершённых в прошлом позорных поступков и признают их либо обречены на их повторение. Выбор героев и объектов поклонения свидетельствует об идеологических приоритетах, духовности. морали народа и политиков, его представляющих.

Главная цель подобного мероприятия – воспитание будущего поколения, для которых москали, жиды, поляки – враги. Такими они были для Шухевича, Бандеры и им подобных. Примечательно, что учительница истории и замдиректора по воспитательной работе одной из школ Львова, а также депутат горсовета Марьяна Батюк в день рождения Адольфа Гитлера восхищается им. Кого воспитает такая учительница? Идеологи сами не убивают, они готовят, воспитывают убийц, которые творили то, что я вам покажу. История требует правды, несмотря на чудовищность изображённого.

Львов, 1 - 3 июля 1941 г. Кем стал, кого воспитал этот подросток-погромщик? Фото: photochronograph.ru

Мать пытается защитить свою дочь от насильников. Фото: photochronograph.ru

После увиденного понятно, от чего и кого спасла мир, нас, евреев, многонациональная Красная Армия. Около года назад видел в новостях, как какие-то подонки, вполне возможно, потомки тех убийц, кого мы видели на фотографиях, осквернили памятник воинам Красной Армии, освободившим Львов от немецкой оккупации. Кувалдами сбивали надписи, мемориальные плиты, написали оскорбительную надпись.

Для этих новых погромщиков память о Красной Армии оскорбительна. Для евреев – наоборот. Именно поэтому в Израиле более 60 памятников, мемориалов. обелисков в честь воинов Красной Армии. Евреи всего мира понимали уже во время войны, что именно Красная Армия – это армия, которая принесёт спасение и свободу. Красная Армия освободила десятки гетто и лагерей. В 1944-1945 гг. Красная Армия спасла тысячи узников Майданека, Освенцима, Штуттгофа, Терезинштадта...

Благодарность к Красной армии освобождённые узники пронесли через всю жизнь. Со мной в «Яд ва-Шем» работает Эрика Теллер. Меня поразил её правильный, пусть и с акцентом, русский язык. Однажды я спросил Эрику, откуда у неё знание русского языка. «Из гетто Терезинштадт в мае 45-го года нас с мамой освободила Красная Армия», – сказала Эрика. – «В знак благодарности и в память о русских солдатах я выучила русский язык и даже стала преподавать его в школе и университете. Если до войны дома говорили на немецком языке, то после войны мы сознательно исключили его из нашей жизни». 

Мой будапештский коллега и друг, известный историк профессор Тамаш Краус, один из самых ярких антифашистов сегодняшней Венгрии, тоже отлично владеет русским языком. Однажды я стал расспрашивать его о венгерском восстании 1956 г. Что мог рассказать Тамаш?

Ему тогда было всего 8 лет. Однако детские воспоминания порой дают более выразительную, правдивую, в отличие от исторических исследований неидеологизированную картину. Как оказалось, события 1956 г. определили дальнейшую жизнь Тамаша. Он помнит звуки стрельбы на улицах Будапешта, страх, охвативший семью, плач матери, размашистую, сделанную большими буквами надпись на стене соседнего дома: «Ициков в Освенцим!». Помнит соседей, которые несколько дней прятали его семью у себя в квартире: в Будапеште бушевали еврейские погромы. Помнит раздавшийся через несколько дней рокот мотора, пушечные выстрелы, от которых содрогнулись стены дома. Мать, выглянувшую в окно, вновь заплакавшую и прижавшую его к груди со словами: «Ну вот, всё кончилось. Русские опять нас спасли». Тамаш взглянул в окно и увидел советский танк. Слова мамы Тамаша были выстраданы. Её 27 января 1945 года освободили из Освенцима русские солдаты и русские танки. Через 11 лет они вновь пришли на помощь.

К сожалению, есть страны, в которых роль Красной армии, Советского Союза в освобождении Европы от немецкой оккупации хотят предать забвению. Именно это происходит на Украине, в Латвии, Литве, Эстонии, Польше. Осквернение памятников, мемориалов говорит об отрицании, неуважении, оскорблении событий, памяти тех людей, кому посвящены эти объекты.


Осквернённый Монумент Славы во Львове

В 2014 во Львове разбили Монумент Славы советским воинам. 30 июля 2018 там же осквернили могилу Героя СССР разведчика Николая Кузнецова. В Литве демонтировали памятник дважды Герою Советского Союза генерал-лейтенанту Якову Смушкевичу. В Польше снесли памятник генералу армии дважды Герою Советского Союза И. Д. Черняховскому… Этот список, увы, можно продолжать.

13 мая этого года сейм в Латвии 45-ю голосами против 30 принял решение о разрушении памятника воинам- освободителям Риги. Однако, так как монумент Освободителям Риги находится под защитой международного договора с Россией о сохранении, уходе и благоустройстве мемориальных сооружений, его снос возможен лишь с разрешения российской стороны. Об этом 17 июня заявил МИД Латвии.

Памятник освободителям Риги. Фото: ru.wikipedia.org

Увы, надо отметить, что и в России в Крыму нашлись подонки, осквернившие братскую могилу советских солдат в селе Орловка Нахимовского района Севастополя. Особый цинизм в том, что это произошло 10 мая 2019 года.

10 мая 2019 года в селе Орловка Нахимовского района Севастополя разбили мемориал воинам Красной армии

К сожалению, приходится говорить о том, что и в России есть примеры героизации гитлеровских пособников и предателей. Тем самым их пытаются реабилитировать. Так, в 1998 г. в Москве на территории храма Всех Святых и Всехсвятского приходского кладбища был установлен памятник «Вождям Белого движения и Казачьим атаманам».

«Казачий стан» — военная организация казаков в составе вермахта. К маю 1945 г. насчитывала 24 тысячи военных и гражданских лиц. Казачьему Стану посвящены песни российских групп: «Коловрат» — «Песня казаков Вермахта», «Батька фон Паннвиц». Группа «Моя дерзкая правда» исполняет песню «Русский корпус» — «П. Н. Краснову посвящается», а также как памяти Гельмута фон Паннвица — «Батьке Панвицу посвящается».

Причём 15 кавкорпус численностью 25 тысяч казаков – это казачий корпус СС. Упоминания об этом в памятной надписи нет. Явно выборочная память о сотрудничавших с нацистами. А я считаю, что надо помнить тех белоэмигрантов, которые сражались против нацизма, были согласны с мнением генерала Деникина: «Нет теперь армии красной, нет теперь армии белой, а есть только одна армия — русская, и она победит». Вот они для меня – истинно русские патриоты.

8 мая 2007 г. после многих попыток убрать памятник легальными методами, антифашисты разнесли его ударом кувалды. Однако в 2014 году памятник восстановлен с надписью «Казакам, павшим за Веру, Царя и Отечество».

До сегодняшнего дня в станице Еланской, Вёшенского района Ростовской области есть мемориал «Донские казаки в борьбе с большевиками». Четырёхметровый памятник атаману Краснову. С сентября 1943 года Краснов — начальник Главного управления казачьих войск Имперского Министерства Восточных оккупированных территорий Германии. Это Краснов 22 июня 1941 года обратился с воззванием к казакам: «Я прошу передать всем казакам, что эта война не против России, но против коммунистов, жидов и их приспешников… Да поможет Господь немецкому оружию и Хитлеру!».

Памятник атаману Краснову в ст. Еланской. Фото: elan-kazak.org

В 1947 г. Краснов был осуждён за сотрудничество с фашистской Германией и повешен. Главная военная прокуратура и Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации своим определением от 25 декабря 1997 года заявили о том, что граждане Германии Краснов П. Н., Шкуро А. Г., Султан-Гирей Клыч и пр. признаны обоснованно осуждёнными и не подлежащими реабилитации.

Чем Краснов и его казачьи помощники отличаются от Власова, Бандеры, Шухевича и других нацистских пособников, которые признаны военными преступниками и мы осуждаем их героизацию.

Конечно, памятники такого рода в России не инициатива государства, а частных лиц, но, к сожалению, государство не реагирует на подобные явления. А ведь известно, мемориализация многофункциональна, кроме познавательного, она носит идеологический, политический, пропагандистский, социальный и воспитательный характер.

Сегодня социальные сети — «Фейсбук», «Твиттер» — стали пространством памяти и полем битвы между правдой и ложью, между сторонниками фашизма, национализма и антифашистами – как историками, так и обычными людьми. Понятно, что позволено рядовому историку, гражданину, не позволено в дипломатии. И всё-таки в полемике с фашистом нельзя быть политкорректным.

К сожалению, фашизм сегодня жив не только на Украине и странах Балтии. И в России есть группы, так называемые патриотические организации, с фашистской идеологией, которые используют словесные и изобразительные кальки антисемитской нацистской пропаганды времён войны. Сегодня война памяти, идеологии разворачивается в виртуальном пространстве. На страницах интернета, «Фейсбука», «Твиттера» слово получили нациствующие националисты всех мастей, авторы, ставящие знак равенства между фашистской Германией и СССР.

Фашистская идеология, антисемитизм, ксенофобия, получили пространство для неконтролируемой публикации своих взглядов. Эти идеи высказываются на многих так называемых патриотических, славянских, антисемитских сайтах. «Ютуб» заполнен лекциями и фильмами антисемитского содержания и, увы, судя по количеству читателей, зрителей, а главное – их реакции, находят десятки тысяч почитателей. Позволяют себе высказываться в подобном стиле на «Фейсбуке», в некоторых телепрограммах известные журналисты, писатели, а порой и политики.

Один из самых одиозных, откровенно нацистских антисемитских порталов, легально функционирующих в Российской федерации – «Вся правда о «богоизбранном народе» (ВПБН). Читатели сайта сожалеют, «что не всех жидов сожгли». К сожалению, Роскомнадзор не обращает внимания на такие сайты. И виновные в распространении нацистской антисемитской идеологии не призываются к ответу по существующему в России законодательству.

В начале 80-х годов один из американских сенаторов, подчёркивая роль современных технологий в идеологической войне, сказал, что десять видеомагнитофонов заменят целую дивизию. А сегодня мощнейшим идеологическим оружием стал интернет. И он используется как для сохранения, так и для стирания, разрушения, или же создания новой лжеисторической памяти.

В мае этого года я десять дней читал лекции в университете Петра Великого в Петербурге. Меня поразило, что у большинства студентов нет элементарных знаний о Великой Отечественной войне. Вплоть до того, что одна из студенток спросила: «Ленинград разве бомбили?» Знание истории, патриотизм не приходят извне. Исторические знания надо давать, а патриотизм воспитывать со школьной скамьи. Однако патриотизм – это не безоглядное самолюбование, но умение видеть реальный мир, проблемы, критиковать, созидать. Патриотами были Пушкин, Чаадаев, декабристы. А русское офицерство Гражданской войны? Разве они не были патриотами России? Проблема патриотизма в его идеологической нагрузке.

Люди моего возраста помнят учебник, который назывался «Родная речь». Может, поэтому и для меня русский язык, бесспорно, родной. Я не знаю, есть ли сегодня учебник с таким названием. Сегодня двум-трём поколениям, рождённым в середине 80-90-х уже сложно вернуть историческую память. Свершилась дегероизация прошлого, а новых символов нет. Когда в школе, где я работал, появилась парта памяти одного из солдат – бывшего ученика школы, погибшего в Афгане, это было важно. Я не говорю о праведности или неправедности той войны. Солдат выполнил свой долг. Ценой своей жизни спас офицера. Это воспитывало. Это действовало.

Ашдод. У обелиска в честь воинов- афганцев. Фото: mkisrael.co.il

Кто-то скептически улыбнётся: евреи в Афгане... Но мы хотим помнить всех своих братьев на разных этапах истории. Так как главная задача живых – помнить о прошлом. Это главное. Ибо память устремлена в будущее.

Есть естественный процесс стирания исторического прошлого. Поэтому память должна быть активной, деятельной. Это зависит не только от институтов государства, которые порой, в лице минкультуры и кинопроизводителей производят низкопробную кинопродукцию. Этим девальвируется память о войне, превращая её в компьютерные игры-стрелялки. Историю перевирать нельзя. Надо говорить правду, без оглядки на идеологию и сегодняшние тенденции. Что и как мы передадим нашим детям, зависит от каждого из нас. Вернуть историческую память сложно. Но необходимо приложить к этому все усилия.

В городе Краслава в Латвии есть интересный герб. Лодка с пятью гребцами, символизирующими пять национальностей, которые проживали в городе до 1941 г: евреи, русские, латыши, поляки, белорусы. Только совместными усилиями гребцов лодка может двигаться в правильном направлении. Мы все в одной лодке. Будет ли она плыть верным путём, зависит от нас.

Также по теме

Новые публикации

Недавно у Русского центра в Буэнос-Айресе появился новый руководитель. Им стала член Всемирного координационного совета российских соотечественников Сильвана Ярмолюк-Строганова. Одна из первых её задач – наладить сотрудничество между Университетом Буэнос-Айреса и ведущими российскими вузами. Но только этим планы не ограничиваются.  
20 ноября исполняется 150 лет со дня рождения Зинаиды Гиппиус. Среди литераторов начала ХХ века она занимала совершенно особенное место. Умная, прозорливая, холодно-беспощадная в оценках, при этом тонкая и изящная, она поражала постижимым своеобразием. Александр Блок сделал запись в своём дневнике: «Единственность Зинаиды Гиппиус».
«У природы нет плохой погоды». Надо быть философом по жизни, чтобы согласиться с этим утверждением. Мерзкая, мерзопакостная, противная, слякотная, отвратительная, плохая… Какими только эпитетами бедную погоду не наделяют. А вы знаете, что с точки зрения истории слов сочетание «негодная погода» можно воспринимать как оксюморон – сочетание несочетаемого? Давайте разберёмся.
Международная научная конференция «Россия, США и Китай. Искусство. Гуманитарные науки. От поколения к поколению», которая прошла в рамках VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума, собрала историков, педагогов, искусствоведов, актёров и художников.  Эксперты признали кино и театр площадками наиболее активного сотрудничества и соперничества России, США и Китая на протяжении последних ста лет.
В Российском университете дружбы народов состоялась XVI Всероссийская олимпиада для студентов по русскому языку как иностранному. Традиция её проведения зародилась ещё во времена Советского Союза. А сегодня она продолжается благодаря поддержке фонда «Русский мир». 20 команд из шести федеральных округов приехали в РУДН, чтобы продемонстрировать свой уровень владения русским языком.
На днях Конституционный суд Латвии отказал русскоязычным детям в праве учиться на родном языке даже в частных школах. Ранее такое решение было принято правительством страны и поддержано президентом. Как сказано в пояснении к судебному решению, это было сделано с учётом «исторических обстоятельств», «длительной оккупации и русификации».
         «Здесь ничего другого между людьми, кроме любви, нет», – так про международный фольклорный фестиваль «Покровские колокола», который только что отзвенел-отыграл на вильнюсских сценах, сказал один из его участников. Любви к своему делу, к народной песне, к тем, кого считаешь единомышленниками.  
Первым русским, с которым встретился Жошуа Браганса, был механик цирка. Жошуа вырос в небольшом городке штата Рио-де-Жанейро, в котором практически все друг друга знали. Русского звали Николай, и он выделялся своей образованностью: хорошо разбирался в музыке, литературе. Николай рассказывал о том, какая в России зима, о красоте её природы. От этих рассказов веяло сказкой – так воспринимают дети повествование о путешествии в дальние страны. Возможно уже тогда рождалось в душе мальчика предчувствие, что вся последующая его жизнь будет связана с Россией.