EN
 / Главная / Публикации / России нужна стратегия развития образования

России нужна стратегия развития образования

Светлана Сметанина24.06.2019

Фото: Пресс-служба Государственной Думы РФ

Состоявшиеся в Госдуме парламентские слушания «О мерах по повышению качества образования в Российской Федерации» ещё раз показали, насколько эта тема важна для общества. Большой зал заседаний ГД не смог вместить всех желающих, так что гостей пришлось размещать даже на балконе. Выступления касались самых острых тем – разницы в уровне городских и сельских школ, зарплаты учителей, общей недофинансированности системы образования, школьного питания и др.

Своё выступление министр просвещения Ольга Васильева начала с цифр статистики: всего в стране 41 тысяча школ, из которых 17 тысяч – городских. В них учатся 16 миллионов детей и работают 1 миллион 300 тысяч педагогов. Также она напомнила, что на проект «Образование» государство выделило 785 млрд. рублей.

Конечно, сами по себе эти цифры ещё ни о чём не говорят. Поэтому министр сразу же сообщила присутствующим хорошую новость: в Трудовой кодекс внесут поправки о сокращении числа отчётов учителей. Такая необходимость связана с огромной загруженностью педагогических работников именно отчётами для разных инстанций. Ольга Васильева привела наиболее абсурдные требования, которые в некоторых случаях заставляют давать учителей проверяющие организации: назвать точное число деревьев во дворе; указать, какое количество девочек и какое количество мальчиков принимало участие в мероприятиях. Теперь этому будет положен конец.

Фото: Пресс-служба Государственной Думы РФ

«В школе должно остаться и останется четыре документа: рабочая программа по предметам, регулярно-тематическое планирование, электронный журнал, электронный дневник», – заявила министр.

Министра поддержал председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов. «Если пришли проверять, проверяйте всё в конце августа, и больше чтобы вас не было. Хватит. И если вам нужна какая-то информация, то законом определено, какая информация должна быть на сайте образовательных организаций, и это исчерпывающая информация, никакой другой информации никто запрашивать не должен. Нельзя удовлетворять своё любопытство, часто чисто бюрократического свойства, за счёт времени учителей, того времени, которое должно быть отведено на учеников», – убеждён он.

Другая проблема – старение педагогов. 39% учителей – старше 50 лет. С одной стороны, это хорошо, потому что это опытные педагоги, подчеркнула Ольга Васильева, но с другой – молодёжи в школе явно не хватает. «Ежегодно более 62 тысяч студентов поступают на бюджетные места в педагогических вузах, но до школы доходит только 31 тысяча», – отметила она. По её мнению, выпускники вузов зачастую просто боятся идти работать в школу, поскольку практики у них за время учёбы всего 50 часов. Эту ситуацию должно изменить нововведение министерства просвещения, согласно которому студенты смогут работать в школах, например, вести кружки.

Отдельная задача касается сельских школ, которые по-прежнему отстают от городских по уровню образования. В прошлом году во Всероссийских школьных олимпиадах из более 2300 победителей было всего 74 ученика сельских школ, сообщила Ольга Васильева. Часто сельская школа – это ещё и малокомплектная школа, и тогда её проблемы ещё больше усугубляются.

Фото: Пресс-служба Государственной Думы РФ

Как отметил председатель Госдумы Вячеслав Володин, нет конкретного определения, какая школа является малокомплектной. И отсутствие такого критерия зачастую позволяет руководителям регионов попросту избавляться от них.

Васильева заметила на это, что, например, в Псковской области есть школы, где всего по 2 – 3 учащихся в начальных классах. И хотя содержать такие школы очень затратно, они не должны закрываться, уверена министр.

Схожая позиция у Вячеслава Никонова. «Считаю, что не Минфин должен решать, какой должен быть норматив финансирования малокомплектных школ, а региональные власти, им на местах виднее. И, безусловно, расходы на малокомплектные школы ни в коем случае нельзя считать расходами неэффективными или даже нецелевыми, как порой считают в нашем Минфине», – сказал депутат.

Вячеслав Володин напомнил, что у Минфина иная позиция по этому вопросу. Поэтому, по его мнению, нельзя отдавать эту тему на откуп только регионам, необходима поддержка со стороны федеральных ведомств. А для этого необходимо подготовить нормативную базу. Спикер Госдумы предложил Министерству просвещения подготовить концепцию по сохранению малокомплектных школ.

Но самым острым вопросом оказался, что ни удивительно, вопрос о заработной плате. По словам Ольги Васильевой, задачу, поставленную президентом: зарплата педагога должна быть не ниже средней по региону, причём 70% – это гарантированная часть, а 30% – стимулирующая, выполняют далеко не везде. В некоторых регионах гарантированная часть составляет всего лишь 10%, что приводит к непропорционально маленькой оплате труда. При этом нагрузка на педагогов в нашей стране – одна из самых высоких в мире, подчеркнула министр.

Фото: Пресс-служба Государственной Думы РФ

Вячеслав Никонов напомнил о существенной недофинансированности системы образования в России. «Решение множества вопросов зависит от одного фактора, на мой взгляд, важнейшего, о котором мы, депутаты, говорим постоянно: российская система образования, как и российская система науки, недофинансирована, и недофинансирована очень серьёзно», – подчеркнул он.

Парламентарий напомнил, что есть такой показатель – расходы на образование как доля в валовом внутреннем продукте страны.

«Вы знаете, какое место занимает Россия по этому показателю в мире? 98-е! При этом у нас хорошая система образования – во многом благодаря заслуге конкретных людей, работающих в отрасли. Но ясно, что мы не сможем удерживать высокие позиции, имея 98-е место по финансированию образования», – уверен Никонов.

По мнению депутата, с недофинансированием напрямую связана и проблема кадров: «нельзя надеяться, что выпускники педвузов пойдут в школы на те ставки заработной платы, которые сейчас существуют».

Первый заместитель главы Комитета ГД РФ по образованию и науке Олег Смолин развил эту тему, почеркнув, что в 75 регионах не выполняют указ президента об оплате труда учителей. В результате большинство из них работают на полторы ставки, а 13% вынуждены работать на две ставки. Полноценно осуществлять свои педагогические обязанности при такой нагрузке невозможно, подчеркнул Смолин.

Также большое напряжение вызывает вопрос и о неравенстве регионов по зарплате. Если в Москве учителя могут получать 70 и даже 100 тысяч рублей, в регионах эти цифры в несколько раз меньше. Поэтому, по словам депутата, профильный комитет предлагает внести в рекомендации по итогам слушаний такое предложение: высчитывать зарплату педагогов не по средней по региону, а по средней по стране.

Также он обратил внимание на проблемы со здоровьем школьников и внёс предложение – заняться разработкой специального федерального проекта по здоровью школьников.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов в своём выступлении признал, что внедрение рыночных механизмов в школьное образование оказалось неверным, как и расчёт на то, что рынок сам отрегулирует зарплаты учителей и качество учебников. Но перевод образования в сферу услуг резко ухудшил его качество и привёл к разрыву единого образовательного пространства в стране.

Фото: Пресс-служба Государственной Думы РФ

Чтобы ликвидировать этот разрыв, в Рособрнадзоре возродили обязательные контрольные работы – общие для всех. «Это своего рода самодиагностика для школы, позволяющая вовремя оказать методическую помощь отстающим ученикам, чтобы не накапливать проблемы к сдаче ЕГЭ», – отметил Кравцов.

В 2019 годы впервые был введён устный экзамен, и 1 миллион 200 тысяч девятиклассников прошли собеседование. Больше стали вводить творческих элементов при сдаче ЕГЭ. По словам главы Рособрнадзора, результаты ЕГЭ радуют. Особенно заметный рост среднего балла произошёл по истории: если в 2014 году он составлял 46, то в этом уже 55. На шесть пунктов вырос и средний балл по математике.

Проблемы, по словам чиновника, сохраняются с изучением иностранных языков. Сегодня этот предмет выбирают для сдачи ЕГЭ всего 10% выпускников. Но в перспективе иностранный язык должны будут сдавать все, и, видимо, здесь будут сложности.

Фото: Пресс-служба Государственной Думы РФ

Глава фракции КПРФ в Государственной Думе Геннадий Зюганов обратил внимание на показатели международных исследований по подготовке школьников разных классов. Если в начальной школе в России всё обстоит просто замечательно: наша страна входит в пятёрку лучших стран мира по уровню подготовки, то после восьмого класса начинается резкий провал.

«Технологический прорыв без школы не решается», – заявил Геннадий Зюганов. Свои слова он подкрепил ссылками на историю, заявив, что именно из-за неграмотности Россия проиграла Русско-японскую и Первую мировую войны.

Зюганову, правда, возразил его вечный оппонент – лидер ЛДПР Владимир Жириновский. По его словам, Россия не проиграла японцам, поскольку те испугались продолжения войны и подписали мировое соглашение на условиях России без каких-либо контрибуций. А Первую мировую войну России помешали выиграть большевики, устроившие Октябрьскую революцию. Школы высокого уровня сегодня в России есть, уверен Жириновский: например, те, что открыты с помощью Сбербанка. Но каждая из них требует затрат на сто миллионов долларов. Поэтому, уверен Жириновский, начинать надо с того, что не требует денег. Например, преподавать детям правдивую историю и учить их отличать правду от пропаганды.

Но помимо частных и региональных проблем, есть одна большая задача, которая до сих пор в России не решена, напомнил Вячеслав Никонов: в сфере образования отсутствует стратегическое планирование.

«Вплоть до сегодняшнего дня и в обозримой перспективе у нас нет стратегии развития отечественного образования – ни общего, ни профессионального. А без такой стратегии мы не сможем выработать наше видение будущего – того будущего, ради которого мы все работаем, будущего, ради которого стоит жить», заявил депутат.

Также по теме

Новые публикации

Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
Цветаева