RUS
EN
 / Главная / Публикации / «Если мы не будем работать с иностранными студентами сегодня, то завтра выпускники не будут работать с нами»

«Если мы не будем работать с иностранными студентами сегодня, то завтра выпускники не будут работать с нами»

Редакция портала «Русский мир»14.06.2019

В ближайшие годы количество иностранных студентов, обучающихся в России, должно быть почти удвоено, достигнув 425 тыс. человек. Эта цифра заложена в национальном проекте «Образование» на 2019 – 2024 годы. О том, зачем Россия стремится привлекать всё больше иностранных студентов, какие у нас конкурентные преимущества и какие препятствия стоят на этом пути, мы поговорили с президентом «Всемирной ассоциации выпускников высших учебных заведений» России, соучредителем «Ассоциации иностранных студентов» Владимиром Четием.

– Правительством России поставлена амбициозная задача по привлечению иностранных студентов в Россию. К концу 2024 года их количество должно составить порядка 425 тыс. человек. А сколько студентов-иностранцев обучается в России сейчас и насколько легко, на Ваш взгляд, достигнуть поставленной цели?

– В настоящее время существует разная статистика количества иностранных студентов в России – мы говорим о 260 тысячах студентов, обучающихся в России. Из них порядка 15 тыс. в год мы приглашаем за счёт российского бюджета через представительства Россотрудничества в разных странах.

Владимир Четий

Поставленная изначально правительством цель в 710 тыс. студентов была скорректирована до 425 тыс. Больше мы не потянем – просто потому что нет инфраструктуры, такое количество иностранных студентов мы не сможем поселить в общежитиях. Спасибо президенту (России), который акцентировал внимание на том, что нужно строить новые кампусы, увеличивать комфортность и количество общежитий.

Нужно задействовать новый жилой фонд, возможно, на условиях аренды. Иностранные студенты готовы снимать жилье, но оно должно быть комфортным, безопасным и находиться, как мне видится, недалеко от места, где они учатся. К сожалению, в России есть всего несколько компактных кампусов: РУДН, МГУ, Дальневосточный федеральный университет, Новосибирский и Томский университеты. Здания остальных университетов, как правило, разбросаны по городу, и студентам приходится перемещаться между ними, что не очень удобно.

– Экспорт российского образования – это и влияние в мире, и новый сектор экономики, где можно зарабатывать. Почему ещё важно привлекать студентов-иностранцев в Россию?

– Когда наши компании работают за рубежом – в Конго, Анголе, Нигерии, Китае, не важно где – всегда эффективность компании складывается из трудозатрат и человеческих ресурсов – это основное. Теперь посчитайте, каковы трудозатраты на специалиста из России, которому надо переехать, снимать жилье, учить язык и т. д. Или вы возьмёте подготовленного в России специалиста, но местного, которому вы не должны оплачивать жилье, думать о его адаптации. Конечно, этот вариант дешевле и экономически выгоднее.

Многие наши компании – «РусАл», «Росатом», «Лукойл», «Газпром» – на это и нацелены. Они даже готовы обучать своих специалистов по целевым программам под конкретную страну и конкретный фронт работ – это и юристы, и экономисты, и инженеры, и т. д.

Нам выгодно готовить этих специалистов. Только что мы были в Ливане и Сирии. В Сирии на встрече с нами присутствовали четыре заместителя министра образования, и эта встреча проходила на русском языке! Потому что все они – выпускники наших университетов. Вот вам и ответ.

Региональный форум (встреча) иностранных выпускников России в Ливане (Сирия)

Ещё пример: ректор Ливанского университета – выпускник Тверского госуниверситета (в прошлом – Калининского пединститута), и он сам заинтересован в сотрудничестве не только с американскими, французскими вузами, но и с российскими. И он это реально делает. Таким образом, российские вузы получают площадку для диалога. Например, мы получаем базу для практики наших арабистов.

Первый президент Монголии, господин Очирбат, – выпускник Санкт-Петербургского горного университета, который, по моему мнению, является образцовым университетом Российской Федерации. Зайдите туда при случае – он находится на Васильевском острове – это самый высокий технологический уровень. Вот сейчас мы снимали фильм про господина Очирбата, который приехал в Горный университет, затем мы продолжили съёмки в Монголии – все монгольские выпускники этого вуза хорошо подготовлены, они владеют русским языком и прекрасно относятся к России.

Вот комплекс причин. Нам это нужно не просто для пропаганды России за рубежом, а для того, чтобы мы в комплексе получили лояльных выпускников, хороших специалистов, друзей и партнёров по бизнесу, по образовательным программам и т. д.

– Каждая страна стремится к тому, чтобы оставлять у себя наиболее талантливых выпускников. Как у нас поставлена эта работа?

– На этот вопрос нельзя отвечать в общем. Конечно, вуз, видя одарённого студента или выпускника, предложит индивидуальные условия, будь то хорошая зарплата или жильё, но я не слышал о том, чтобы у нас существовали единые стандарты.

Нам интересно, чтобы иностранные выпускники приезжали в Россию и читали лекции. Например, заместитель председателя Координационного совета Всемирной ассоциации выпускников в странах Европы, адъюнкт Люблинского католического университета Франтишек Свитола – приглашённый профессор в Самарском и Санкт-Петербургском политехах, где читает лекции по вопросам сохранения энергии.

Таких примеров много, и российским вузам поставлена задача развивать это направление.

– Вы являетесь соучредителем «Ассоциации иностранных студентов». Расскажите о деятельности этой организации. Где в России представлены её отделения?

– У ассоциации сейчас более 40 отделений – вузы активно идут на контакт. Но нужно признать, что мы недостаточно готовим специалистов по работе с иностранными студентами. Это особая группа специалистов, которая должна существовать во всех вузах. С иностранными студентами надо работать индивидуально. Не потому что мы должны холить их и лелеять, а потому что люди попали в совсем другую среду, и мы должны уделить им внимание. Такое внимание в Советском Союзе уделялось на высоком уровне, поэтому все выпускники того периода очень благодарны, с любовью вспоминают время своей учёбы в СССР и полностью открыты для сотрудничества. Очень хочется, чтобы молодое поколение, на которых сейчас направлено наше внимание, вступало бы и в «Ассоциацию иностранных студентов», и во «Всемирную ассоциацию выпускников вузов». Если мы не будем работать с иностранными студентами сегодня, то завтра выпускники не будут работать с нами.

IV Каспийский форум иностранных студентов и выпускников. Фото: ais-rus.com

– Какие страны уже представлены во «Всемирной ассоциации выпускников вузов»? Что у вас в ближайших планах?

– На сегодня ассоциации выпускников российских и советских вузов созданы почти в 70 странах. Ситуация меняется всё время. Всего месяц назад мы создали ассоциацию выпускников Сербии, три месяца назад была зарегистрирована ассоциация выпускников Словакии, полгода назад мы получили документы о регистрации ассоциации в Грузии, почти два года уже существует ассоциация в Литве.

Сразу всё мы сделать не можем – «Всемирная ассоциация» существует всего четыре года, но мы последовательно развиваемся. Я считаю, у нас очень хорошие показатели – создано и воссоздано уже более 10 ассоциаций: в Руанде, Киргизии, Казахстане, Узбекистане, сейчас мы работаем в Армении и Азербайджане. Очень хорошо работает ассоциация в Белоруссии. Дальше мы будем помогать и консультировать тех выпускников, которые сами хотят создавать такие сообщества и помогать нам в этом.

Насильно мил не будешь, поэтому заставить кого-то делать общественную работу невозможно и не нужно – люди должны сами этого хотеть. Мы находим таких перспективных одарённых студентов, которые возглавляют ассоциации, землячества, участвуют в общественных организациях, волонтёрят, участвуют в форумах, которые устраивает наш партнёр, – «Росмолодёжь». И мы помогаем им пройти путь социокультурной адаптации, чтобы они, вернувшись домой, захотели и дальше собираться вместе, праздновать, устанавливать контакты, заниматься научной работой и просто быть лояльными и доброжелательными к России.

– Насколько охотно российские вузы сотрудничают с иностранными землячествами? С какими вопросами чаще всего обращаются иностранные студенты к администрации?

– Все вузы, которые приглашают иностранных студентов, заинтересованы в таком сотрудничестве. Они сотрудничают и консультируются в «Ассоциации иностранных студентов» (АИС).

Вопросы, с которыми обращаются студенты, очень разные: как оформить визу, как уехать домой, как вернуться, чтобы не нарушить правил, как получить общежитие, как оформить страховку… Это нормальный процесс адаптации людей в незнакомом месте, незнакомой среде, с незнакомым языком. И здесь вузы, естественно, заинтересованы в землячествах, потому что активисты, которые помогают вузу установить связь с новыми студентами, – именно они являются мостиком взаимодействия. Вуз заинтересован, чтобы организация работала и помогала в адаптации новых студентов, новый студент заинтересован и в вузе, и в студенческой ассоциации, потому что он получает ответы на все свои вопросы, а землячества получают новых членов.

Студенческий конкурс «Мисс АИС Москва». Фото: ais-rus.com

– Насколько землячества являются важным элементом в привлечении новых студентов в вузы? Сарафанное радио – это эффективный механизм в современных условиях?

– Землячества очень важны и активны, и сейчас это – новый метод набора иностранных студентов. Конечно, существуют определённые фильтры, чтобы не попадались мошенники, но именно мнение самих студентов о высшем учебном заведении является приоритетным для принятия решения абитуриентами. Если ваш друг говорит, что здесь классно, здесь отличное качество обучения и хорошее общежитие, на вас его мнение, естественно, повлияет, чтобы сделать выбор в пользу этого вуза.

– Кто наши конкуренты на международном рынке высшего образования?

– Я не люблю эти постоянные сравнения и рейтинги. Хотя понимаю, что это, может быть, и важно, но мы в своём сегменте эксклюзивны.

Когда разговариваешь с выпускниками российских вузов, они говорят, что в наших университетах более глубоко изучают предмет. При этом мы можем конкурировать с узкой специализацией западных и американских вузов. Мне, например, было удивительно услышать мнение наших соотечественников из Австралии, которые говорили, что качество обучения математике в школе очень сильно упало, и теперь они там получают только элементарные сведения.

У нас далеко не всё так плохо. Если сравнивать лучшее с лучшим – у нас прекрасное образование дают в МГУ, в Горном университете, у нас политехи – питерский, самарский, томский – просто замечательные. Наши многопрофильные университеты – РУДН, МГИМО – дают достаточно качественное образование, их выпускники выдают хорошие результаты. Я, например, не знаю ни одного иностранного выпускника, который бы сидел без работы и жаловался на качество полученного образования.

Каждый человек ищет себе образование там, где лучше, – и по финансам, и по уровню жизни, и по многим другим критериям. Я был в последнее время во многих странах, и мне было очень приятно увидеть многих наших выпускников, которые работают на достаточно высоких должностях, находят себя.

Думаю, мы достаточно конкурентоспособны, можем соревноваться с ведущими университетами разных стран, наши вузы растут в международных рейтингах. Ну а главный показатель – это то, что количество иностранных студентов в России растёт с каждым годом.   

Также по теме

Новые публикации

Недавно у Русского центра в Буэнос-Айресе появился новый руководитель. Им стала член Всемирного координационного совета российских соотечественников Сильвана Ярмолюк-Строганова. Одна из первых её задач – наладить сотрудничество между Университетом Буэнос-Айреса и ведущими российскими вузами. Но только этим планы не ограничиваются.  
20 ноября исполняется 150 лет со дня рождения Зинаиды Гиппиус. Среди литераторов начала ХХ века она занимала совершенно особенное место. Умная, прозорливая, холодно-беспощадная в оценках, при этом тонкая и изящная, она поражала постижимым своеобразием. Александр Блок сделал запись в своём дневнике: «Единственность Зинаиды Гиппиус».
«У природы нет плохой погоды». Надо быть философом по жизни, чтобы согласиться с этим утверждением. Мерзкая, мерзопакостная, противная, слякотная, отвратительная, плохая… Какими только эпитетами бедную погоду не наделяют. А вы знаете, что с точки зрения истории слов сочетание «негодная погода» можно воспринимать как оксюморон – сочетание несочетаемого? Давайте разберёмся.
Международная научная конференция «Россия, США и Китай. Искусство. Гуманитарные науки. От поколения к поколению», которая прошла в рамках VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума, собрала историков, педагогов, искусствоведов, актёров и художников.  Эксперты признали кино и театр площадками наиболее активного сотрудничества и соперничества России, США и Китая на протяжении последних ста лет.
В Российском университете дружбы народов состоялась XVI Всероссийская олимпиада для студентов по русскому языку как иностранному. Традиция её проведения зародилась ещё во времена Советского Союза. А сегодня она продолжается благодаря поддержке фонда «Русский мир». 20 команд из шести федеральных округов приехали в РУДН, чтобы продемонстрировать свой уровень владения русским языком.
На днях Конституционный суд Латвии отказал русскоязычным детям в праве учиться на родном языке даже в частных школах. Ранее такое решение было принято правительством страны и поддержано президентом. Как сказано в пояснении к судебному решению, это было сделано с учётом «исторических обстоятельств», «длительной оккупации и русификации».
         «Здесь ничего другого между людьми, кроме любви, нет», – так про международный фольклорный фестиваль «Покровские колокола», который только что отзвенел-отыграл на вильнюсских сценах, сказал один из его участников. Любви к своему делу, к народной песне, к тем, кого считаешь единомышленниками.  
Первым русским, с которым встретился Жошуа Браганса, был механик цирка. Жошуа вырос в небольшом городке штата Рио-де-Жанейро, в котором практически все друг друга знали. Русского звали Николай, и он выделялся своей образованностью: хорошо разбирался в музыке, литературе. Николай рассказывал о том, какая в России зима, о красоте её природы. От этих рассказов веяло сказкой – так воспринимают дети повествование о путешествии в дальние страны. Возможно уже тогда рождалось в душе мальчика предчувствие, что вся последующая его жизнь будет связана с Россией.