RUS
EN
 / Главная / Публикации / «Россия и Англия победят!». В Британии хранят память о советских лётчиках

«Россия и Англия победят!». В Британии хранят память о советских лётчиках

Сергей Виноградов27.05.2019

Книга российской писательницы Анны Белорусовой «Лётчики особого назначения» станет основой для выставки в британском городе Борнмут на берегу Ла-Манша. Книга рассказывает о советской авиагруппе пилотов-асов и советско-британском сотрудничестве во время Второй мировой войны.

Разыскивая информацию о своём дедушке, пилоте Петре Колесникове, Анна Белорусова не смогла пройти мимо открывшихся перед ней фактов и забытых имён и опубликовала труд, который напомнил англичанам и шотландцам о советско-британском воинском братстве. Результат оказался неожиданным: публикация инициировала целый ряд мемориальных мероприятий в честь советских воинов. В них участвуют дипломаты, британские ветераны, представители власти и местные жители. А в 2020 году в Шотландии планируют открыть памятник советским лётчикам.

Автор книги рассказала «Русскому миру» о белых пятнах истории, которые ей удалось прояснить в ходе работы в российских и британских архивах, и об огромном интересе в Великобритании к истории советско-британского военного сотрудничества в годы Второй мировой войны.

Книга «Лётчики особого назначения» А. Белорусовой

Семейная история

– С чего начались Ваши исследования?

– Поначалу это было семейное дело. Хотелось больше узнать о моём дедушке Петре Ивановиче Колесникове, который до войны был командиром пассажирского авиалайнера «Дуглас» ПС-84 и участвовал в съёмках первого фильма Михаила Калатозова о советских лётчиках. Дедушку я не застала, он умер в 1948 году в возрасте 42 лет – сердце не выдержало напряжения военных лет, но в семье о нём часто рассказывали. Например о том, как он побывал в Великобритании во время войны. Это было своего рода семейной легендой о поездке дедушки в Англию за самолётами, «подаренными королём». Когда я начинала поиски информации о нём, в нашем семейном архиве были обрывки смутных детских воспоминаний моей мамы, карта Британских островов с непонятными пометками дедушкиной рукой, набор старых открыток и английские учебники с надписью «Удачи и, надеюсь, ты вернёшься при лучших обстоятельствах. Россия и Англия победят!».

Надпись в английском учебнике П. И. Колесникова. Архив А. Ю. Белорусовой

– Вы упомянули фильм Михаила Калатозова. Каким образом Ваш дедушка участвовал в съёмках?

– До войны он был пилотом гражданской авиации, и его привлекли к съёмкам фильма «Мужество» в качестве консультанта и пилота самолёта, с которого снимались кадры, вошедшие в картину. Фильм создавался к Всесоюзному дню авиации 1939 года. Для того времени съёмки воздушных сцен с борта самолёта были новаторством, благодаря этому фильм стал вехой в советском кинематографе. По сюжету главный герой картины, роль которого исполнял Олег Жаков, побеждал захватившего самолёт вооружённого бандита с помощью немыслимых виражей воздушного пилотажа. Режиссёр картины Михаил Калатозов взял за основу сюжета историю близкого друга моего дедушки, пилота Василия Колиуха. Съёмки сцен высшего пилотажа над Кавказским хребтом велись с самолёта Петра Колесникова, хорошо знавшего горы по многолетней лётной работе в Закавказье. Фильм, ставший «гимном» мужеству советских лётчиков, предопределил многие судьбы довоенного поколения, грезившего об авиации.

Афиша картины «Мужество», 1939 г. Фото: kinopoisk.ru

Лётчики особого назначения

– Ваша книга о дедушке и его боевых товарищах получила название «Лётчики особого назначения». Расскажите об этой их особой работе

– Московская авиагруппа особого назначения (МАОН) была сформирована 27 июня 1941 года для выполнения особо важных заданий Верховного командования Красной армии. В личный состав авиагруппы вошли лучшие экипажи «золотого фонда» гражданской авиации Советского Союза. Местом базирования стал подмосковный аэродром Внуково. С первых дней войны пассажирские «Дугласы», гружёные боеприпасами, танковым горючим, медикаментами, летали в места самых ожесточённых боёв, обратными рейсами эвакуировали раненых.

Боевой путь авиагруппы – это вехи первого, тяжелейшего периода войны, до перелома под Сталинградом: оборона Москвы, полёты в блокадный Ленинград осенью-зимой 1941 года, выброска десантных войск и снабжение боеприпасами окружённых под Вязьмой и Ржевом частей Красной армии, эвакуация раненых в последние дни обороны Севастополя в июне 1942 года, полёты в глубокий тыл врага с парашютными группами ГРУ Генштаба и на первые партизанские аэродромы в смоленских и белорусских лесах. Боевые операции МАОН я смогла восстановить на страницах книги на основе архивных документов.

П. И. Колесников. Май 1942 г. Архив А. Ю. Белорусовой

– Смогли ли Вы решить задачу, с которой начинали исследования, то есть, больше узнать о своём деде?

– Безусловно. Он принимал участие во всех вышеперечисленных операциях. В апреле 1942 года он смог разыскать в темноте леса последний отряд 33-й армии генерала Ефремова, почти полностью уничтоженной немцами, и на протяжении нескольких ночей сбрасывал боеприпасы и продовольствие, пока 700 бойцов не вышли к своим. В июне 1942 года его самолёт первым проложил над Чёрным морем ночную трассу Севастопольской операции для эвакуации раненых из осаждённого города.

Воинское братство

– Как эти поиски привели Вас в Великобританию?

– Это произошло, когда я узнала о том, что в начале 1943 года самые опытные экипажи были отобраны для выполнения секретной союзнической миссии – испытания и перегонки во Внуково двухмоторных бомбардировщиков «Албемарл», переданных британским правительством для транспортной работы на Восточном фронте. История пребывания советских лётчиков в Великобритании в составе 305-го отряда Королевских ВВС оказалась одним из белых пятен Второй мировой войны, о котором не осталось никаких свидетельств.

По архивным источникам России и Великобритании мне удалось впервые восстановить эту забытую страницу Второй мировой. В Национальном архиве в Лондоне я нашла оперативный журнал 305-го отряда, который базировался на военном аэродроме Эррол на востоке в Шотландии. Это была крупная авиабаза, где проходили тренировку лётчики всех стран антигитлеровской коалиции – Великобритании, Канады, Новой Зеландии, США, а также чехи, поляки, добровольцы движения «Сражающаяся Франция».

Советские летчики в Великобритании. Слева в 1-м ряду – П. И. Колесников. Март 1943. Архив А. Ю. Белорусовой

В это многонациональное сообщество вошёл советский отряд. В московском архиве мне удалось найти подробный рапорт его командира Вениамина Короткова о британской спецкомандировке – взгляд на жизнь в Британии во время Второй мировой войны глазами советских лётчиков, которых повсюду встречали как настоящих героев, воплощавших надежду на скорую победу в войне.

– Во время работы над книгой и после её выхода Вы не только в британские архивы ездили, но также встречались с официальными лицами, военными и местными жителями. Как Вам показалось, сегодня, когда отношения России и Великобритании далеки от партнёрских, британцам интересна тема боевого братства времён Второй мировой войны?

– Безусловно, интерес огромный. Могу сказать, что все наши мемориальные и просветительские мероприятия вызывали большое внимание. В Шотландии память о пребывании таинственного русского отряда сохранилась лишь на уровне легенд, и появление спустя 70 лет внучки одного из лётчиков с документальными свидетельствами вызвало невероятный отклик. Получилось так, что последние несколько лет я работала над книгой о судьбе моего дедушки и его боевых товарищей и одновременно вместе с шотландским народом создавала и вписывала в неё ещё одну главу уже новейшей истории.

В мае 2015 года в музее авиабазы Монтроз – старейшего в Британии аэродрома со столетней историей – мы открыли экспозицию, посвящённую истории советского отряда и союзнических отношений двух стран. Интерес посетителей превзошёл все ожидания – спустя два года «русская выставка» уже в расширенном виде была перенесена в отдельное помещение как постоянный раздел музея. Многие люди по-настоящему открыли для себя эту тему, некоторые признавались, что вообще не знали о том, что во время Второй мировой войны СССР и Великобритания были союзниками.

Тогда же, в мае 2015 года, к 70-летию Победы, на бывшем военном аэродроме Эррол, там, где берёт начало одна из взлётно-посадочных полос, была установлена памятная доска, у которой теперь каждый год проходит торжественная церемония возложения венков в память о советских лётчиках. Это мемориальное место, где бессменный добровольный хранитель Брэдли Борланд высадил берёзовые деревца и ромашки, уже получило своё наименование – «Русский уголок». Каждый год в мае, помимо официальных лиц, генконсула России и представителей местных властей, здесь собираются люди, и их с каждым годом становится всё больше. В этом году торжественная церемония прошла уже в пятый раз.

Открытие мемориальной доски на аэродроме Эррол. Май 2015 г.

– Последним на сегодняшний день мероприятием стала церемония в честь советских лётчиков, погибших в 1943 году на территории Великобритании. Как они погибли?

– Церемония в честь лётчиков, погибших при крушении самолёта 29 мая 1943 года, состоялась 6 мая в деревне Фернан на берегу озера Лох-Тей. Во время полёта самолёт начал падать из-за технической неисправности, но лётчики успели направить потерявшую управление машину на безлюдный участок за пределами жилых домов, что спасло множество жизней. На месте гибели командира корабля Александра Груздина, бортрадиста Василия Дрямина, штурмана Александра Алексеева и чеха Франтишека Драховзала был установлен мемориальный камень и посажено ольховое дерево. В культурном центре деревни Фернан силами музея Монтроз создана выставка о наших лётчиках.

Возложение венков в память о советских лётчиках

Мемориальная плита в деревне Фернан

– Получила ли продолжение тема восстановления истории советско-британского военного сотрудничества в год 75-летия Победы?

– Да, безусловно. В мае 2020 года в Великобритании запланированы несколько мероприятий по увековечиванию памяти советского лётного отряда в местах его базирования. На аэродроме Эррол в Шотландии, на месте проведения ежегодных торжеств, будет установлен памятник советским лётчикам.

В Центральной библиотеке Борнмута на основе материалов, собранных в моей книге, будет создана экспозиция, посвящённая истории боевых операций Московской авиагруппы особого назначения на Восточном фронте и союзнической миссии лётчиков. 

Также по теме

Новые публикации

Загадки Тунгусского метеорита в последние годы вновь притягивают в Сибирь учёных из разных стран мира. Этим летом в заповеднике «Тунгусский» завершилась очередная международная экспедиция, в которой приняли участие специалисты из России, США, Италии и Чехии. Спустя 111 лет после падения метеорита в сибирскую тайгу  учёные пытаются определить его влияние на экосистему.
Как известно, многие европейские партии предпочли не возводить проблемы миграции в ранг своих первоочередных, декламируемых ими задач на прошедших в конце мая выборах в Европарламент, отдав предпочтение вопросам охраны окружающей среды и борьбе с терроризмом. Однако выборы прошли, а множество проблем, связанных с регулированием миграционных потоков, осталось. Актуальна тема адаптации мигрантов и для России. Этим вопросам было посвящено прошедшее 15 июля в фонде «Русский мир» заседание экспертного совета фонда.
Туристический проект «Золотое кольцо Боспорского царства», объединивший наиболее интересные памятники и экспонаты античности 10 городов в 4 регионах России, проводит свой первый летний сезон. Сотни россиян и иностранцев этим летом открыли для себя античную Россию, став участниками маршрута. Турагентства, присоединившиеся к проекту, открыли автобусные и морские туры по «боспорским» городам продолжительностью от трёх дней до недели.
Как стало известно, городской совет по образованию Сан-Франциско по требованию местных активистов принял решение закрасить фрески на стенах местной средней школы имени Джорджа Вашингтона. Что такого примечательного в этих росписях и почему это интересно «Русскому миру»? Дело в том, что тринадцать панелей фрески «Жизнь Джорджа Вашингтона» были написаны в 1935 – 1936 годах русским художником-эмигрантом, учеником Диего Риверы Виктором Арнаутовым.
Кто в российских круизах не бывал, так это я. Да ещё по самой её главной реке – Волге! Сертификат на тур по России мне в торжественной обстановке вручили в прошлом году на Ассамблее  Русского мира в Твери. Дальше было просто – выбрать подходящий маршрут и круизный теплоход, списаться с туристической компанией, собрать чемоданы – и в путь-дорогу!
Недавно в библиотеке Русского центра Дома Чайковского в Гамбурге публике была представлена книга «Духовный путь Чайковского» Галины Сизко. В эту книгу также вложил свой труд и опубликовал её потомок семей Чайковских и фон Мекк. Денис фон Мекк – основатель благотворительного фонда имени Н. Ф. фон Мекк и коллекционер. «Русский мир» обратился к Денису с просьбой рассказать о том, чем занимается созданный им фонд, и о своей коллекции.
Несколько лет назад в Бразилии, в городе Санта-Роза, я познакомилась с матушкой Галиной Завадовской. Супруга почившего к тому времени отца Петра Завадовского, построившего в этом небольшом городке штата Рио-Гранди-ду-Сул храм в честь апостолов Петра и Павла, приехала тогда на престольный праздник храма  из столицы штата – Порту-Алегри.  Мы вспоминали с матушкой про отца Петра, о том, каким образом после войны они оказались в Бразилии...
В Белоруссии и России отмечают большой юбилей. 75 лет назад, 3 июля 1944 года, Красная армия освободила Минск. Возвращение столицы Советской Белоруссии стало знаковым эпизодом одного из крупнейших сражений Великой Отечественной – операции «Багратион» (23 июня – 29 августа 1944 года). Это грандиозное наступление позволило Красной армии наголову разгромить наиболее многочисленную группировку немецких войск на Восточном фронте – группу армий «Центр». Результатом стало освобождение Белоруссии, Польши и выход непосредственно к границам Третьего Рейха.