EN
 / Главная / Публикации / Artigianato e Palazzo: Во имя сохранeния русского наследия

Artigianato e Palazzo: Во имя сохранeния русского наследия

Анна Генова21.05.2019

Фестиваль Artigianato e Palazzo («Художественные промыслы и дворцы») состоялся во Флоренции в минувшие выходные. 25-й, юбилейный, проект посвящён благотворительному сбору средств на срочное восстановление и сохранение великого культурного и художественного наследия русской диаспоры, проживавшей во Флоренции в XIX – XX вв.

Фестиваль был основан княгиней Джорджаной Корсини и куратором Artigiano e Palazzo, владельцем Studio Torrigiani Нери Торриджани. Цель проекта – продвижение, сохранение и передача новым поколениям тех уникальных знаний, которыми обладают знаменитые итальянские мастера ремесленного искусства. Организаторы фестиваля рассказали корреспонденту «Русского мира» подробнее про фестиваль и роль русского наследия в итальянской культуре.

Нери Торриджани:

Как родилась идея фестиваля Artigianato e Palazzo?

– Когда князья Корсини вновь вернулись во Флоренцию в XIX веке, они приобрели эту виллу. Такое произведение искусства, как эта вилла, нуждалось в реставрации, сделанной руками настоящих мастеров. Они и по сей день продолжают поддерживать это богатое и очень красивое наследие.

Вилла Корсини. Фото: stackpathdns.com

Я, в свою очередь, закончил университет в области индустриального дизайна и начал общаться с ремесленниками для осуществления моих собственных проектов. В какой-то момент наши две инициативы совпали, и мы решили открыть этот благотворительный проект.

Фестиваль всегда проходит в саду виллы Корсини?

– Да. Это прекрасно, что княгиня Корсини и её семья раз в год предоставляют для фестиваля свой волшебный сад, который идеально «обрамляет» художественное и ремесленное наследие, представленное талантливыми художниками и мастерами художественных промыслов.

Мы всегда подчёркиваем, что наша выставка посвящена не столько плодам искусств и ремёсел, сколько самим мастерам: посетители могут наблюдать в реальном времени, как происходит процесс создания той или иной вещи. Идея в том, чтобы люди видели не просто результат – объект, а процесс его создания, и, конечно, приобретали бы то, к чему лежит душа.

Сад виллы Корсини

На вашей выставке есть также и определённый контраст, внесённый современным искусством. Он тоже играет роль в поддержании флорентийского, а в этом году и русско-флорентийского культурного наследия?

– Когда мы решили на каждом фестивале собирать деньги на благотворительность, то пригласили художников, которые бы создавали новые объекты искусства, основываясь на той или иной актуальной теме.

Русская художница Наталия Савина-Тригона – участница выставки на вилле Корсини
Итальянский модельер одежды со своими работами в русском стиле. Розанна Берначчи. Она так увлеклась русской культурой, что даже начала учить русский язык

Например, в прошлом году нам удалось провести открытие музея фарфора фабрики Рикардо Джинори, который долгое время был закрыт из-за нехватки средств. Музей этот уникален, в нём находится коллекция фарфора мануфактуры Джинори, начиная с XVIII века. Воспользовавшись принципом притяжения противоположного, мы предложили скульптору Дуччо Мария Гамби, который работает с цементом, создать объекты, в которых соединялись бы эти два противоположных материала — цемент и фарфор. То есть материал грубый, тяжёлый, жесткий и материал легкий, нежный, бьющийся. Дуччо создал 20 потрясающих произведений, которые мы продали в миланском Salone del Mobile и салоне-выставке Nomad di Montecarlo в Мюнхене. Вырученные 50 тысяч евро мы вложили в музей Джинори, который теперь открыт для посещения.

Джорджана Корсини и Нери Торриджани

Фестиваль этого года посвящён русскому наследию во Флоренции. Расскажите об этом подробнее.

В этом году мы объявили новую миссию – благотворительный сбор средств на восстановление и сохранение великого культурного и художественного наследия русской диаспоры, проживавшей во Флоренции в XIX – XX вв.

Проконсультировавшись с Натальей Паренко, директором флорентийского филиала Академии изящных искусств в Санкт-Петербурге, мы пригласили флорентийского художника Рикардо Проспери, он же Симафра. Из минералов, добытых в уральских рудниках, таких как золото, малахит, алмазы, уголь, он создал концентрические земные шары разных диаметров, представляющие так называемые «геологические эры». И все эти ценные наслоения ассоциируются с традиционным образом русской матрёшки, которая, в свою очередь, ассоциируется с образом матери. Серия из 10 композиций Симафра называется Madre Terra («Мать Земля»).

Композиции Симафра из цикла Madre Terra («Мать Земля»)

В конце XIX века русская диаспора, постоянно проживающая во Флоренции, привлекла итальянских мастеров для постройки православного храма Рождества Христова и св. Николая Чудотворца по проекту русского архитектора Михаила Преображенского. В то время как фрески и иконы выполнены русскими художниками, над каменными работами, над резьбой и майоликой трудились итальянские мастера. Чешуйчатый керамический купол сделан из материалов фабрики знаменитого флорентийского художника-керамиста Улисса Кантагалли. Автор литейных работ – Джованни Микелуччи. Двухстворчатый портал, ведущий к верхней церкви, украшенный деревом грецкого ореха с изображением сюжетов Ветхого Завета, является работой одного из самых известных резчиков по дереву середины XIX века Ринальдо Барбетти. Этот храм удивительно красив и внутри, и снаружи, но сейчас он остро нуждается в реставрации, и мы надеемся собрать средства на эти работы.

Храм Рождества Христова и св. Николая Чудотворца во Флоренции. Фото: moscmc.ru



Джорджана Корсини:

Княгиня Корсини, разрешите обратиться к Вам с вопросом о тех самых русских семьях, которые приехали во Флоренцию в начале XIX века, и тех, кто за ними последовал.

– В 1800-х сюда приехало несколько знатных русских семей, из потомства которых, к сожалению, почти никого не осталось. Их необычайно привлекали местные красоты и, конечно, искусство, которое можно было видеть и изучать в подлиннике. Эти люди приезжали надолго, они приобретали или строили новые виллы и дома. Для них было важно жить в колыбели Ренессанса, в центре красоты. Эти люди первой волны иммиграции были и похоронены здесь.

В 1900-х приехали русские несколько другого типа – это были профессиональные писатели, музыканты, мыслители, учёные. Они, собственно, приезжали и уезжали. Современные русские тоже интересуется искусством и, кроме всего прочего, тем, как их предки, находясь во Флоренции, творили, писали, сочиняли.

Говоря о сегодняшнем дне и о фестивале, представляющем русскую культуру, русские ремёсла, кухню: какую роль сегодня играет русская культура в Италии, в жизни итальянцев?

– Русская культура впитывалась итальянской средой на протяжении последних двух веков. Это всегда была утончённая, глубокая культура. Есть непосредственный мост между современностью и прошлым, который связывает наши культуры между собой.

Русские путешественники больше не покупают виллы и не остаются здесь жить, как их дальние предки в XIX веке. Но наши культуры – тосканская и русская – неминуемо сближаются.

Вспоминаются Чайковский, сочинивший здесь, в частности, «Пиковую даму», или Достоевский, который написал «Идиота» недалеко от Палаццо Питти. Как, на Ваш взгляд, получалось у них создавать гениальные, но совершенно русские по духу вещи, живя в сердце Ренессанса?

– У Достоевского весь его роман был в голове. Флоренция для него была идеальным раем, местом безусловного покоя, где он мог сосредоточиться и сконцентрироваться лучше. Думаю, для многих русских гениев это было именно так.

Если провести параллель между Флоренцией времён Достоевского и современным городом в XXI веке, что изменилось?

– Один историк, который во время нашего фестиваля выступал на круглом столе, отметил, что Флоренция, по его мнению, осталась городом времён Данте. Флоренция остается хранилищем бесценного культурного наследия, которое она дарит всем любителям культуры.

Совсем недалеко от Флоренции находится вилла Демидовых с огромной территорией, которая, к сожалению, находится в не очень хорошем состоянии. Эта часть российского наследия тоже в какой-то мере охвачена вашим проектом?

– Эта вилла прошла через многие руки – Медичи, Лоррайн, Савойя, и затем Демидовы, которые много сделали для этого памятника зодчества, правда, задержались они ненадолго. Вилла была в 1970-е закрыта, потом, наконец, выкуплена регионом Тоскана, который собирается заняться реставрацией, но на это, по правде говоря, требуются огромные деньги. У региона постоянно возникает необходимость в более срочных расходах... Сегодня мы ратуем за реставрацию коллекции искусства князей Демидовых, которая находится в Музее Стибберта во Флоренции. Она состоит из самых необычных предметов: монументальный стол из малахита, украшенный позолоченной бронзой, камины из твёрдых пород камней, роскошные люстры и так далее.

Вилла Демидовых (вилла Пратолино). Фото: wikimedia.org

Нери Торриджани:

- Я бы хотел добавить, что в рамках нашей благотворительной миссии есть ещё один очень важный проект - Евангелистское кладбище «Аллори», на котором покоятся останки художников, скульпторов, писателей и коллекционеров искусства, среди которых много тех самых русских, которые поселились во Флоренции два века назад. В частности, там похоронен протоиерей Владимир Левицкий, по инициативе которого началось строительство церкви Рождества Христова и Николая Чудотворца. В плачевном состоянии находятся не только могилы, но и само кладбище, так как на холме, где оно располагается, частично просела земля. Мы активно ищем людей, которые хотели бы помочь сохранить память о своих предках и о русском следе в итальянской культуре.

Также по теме

Новые публикации

Каналы о России глазами иностранцев множатся в интернете, собирая сотни тысяч подписчиков по всему миру. Видеоролики о российских городах, образе жизни, русской культуре и кухне смотрят и комментируют. Достаточно подписаться на двух-трёх таких блогеров, чтобы очень скоро понять, благодаря системе интернет-рекомендаций, как много молодых, образованных и любопытных иностранцев выбрали Россию для проживания.
Осенью 2023 года власти Латвии, которые уже давно пытаются выдавить русскоязычных жителей из страны, пригрозили, что заявления на выдачу вида на жительство россияне должны подать до 1 апреля 2024 года. После этой даты всех, у кого есть российский паспорт и кто не сделал этого, обещают депортировать из страны.
Российско-германское движение городов-партнёров не сведено на нет, хотя и сталкивается с серьёзными препятствиями, считает вице-президент общества «Россия – Германия», член правления Международной ассоциации «Породнённые города» Анатолий Блинов. Об этом он заявил в рамках российско-германского круглого стола, состоявшегося 26 марта 2024 г.
Школа в киргизской деревне Достук известна на всю округу благодаря российским учителям, которые в ней работают. Родители школьников из других посёлков нанимают автобус, чтобы их дети могли учиться у российских специалистов. Супруги Юсуповы из Башкирии преподают здесь географию и биологию.
Сегодня обратим внимание на правописание аббревиатур, связанных со словом министерство. Как правильно: минкульт или минкультуры? Минобороны заявил или заявило? С прописной или со строчной буквы нужно писать эти сокращения?
В приграничных районах Финляндии резко сократилось население, закрываются магазины, школы, население бросает свои дома из-за отсутствия работы. Финский журналист Кости Хейсканен рассказал, как обернулись дела в Финляндии из-за разгула русофобии и почему при всём том политики не намерены сворачивать с антироссийского курса.
25 марта исполняется 160 лет художнику Алексею Георгиевичу Явленскому. Имя художника лучше известно за пределами России, однако, если присмотреться, его работы легко могут встать в один ряд с картинами русских модернистов. Не стоит также забывать, что в группу немецких экспрессионистов «Синий конь», кроме Явленского, входил и его близкий друг, знаменитый абстракционист Василий Кандинский.
В МИА «Россия сегодня» состоялся круглый стол «Россия – Китай: стратегическое партнёрство и глобальные вызовы». Дискуссия стала продолжением цикла образовательно-экспертных мероприятий «Новые горизонты сотрудничества России со странами Ближнего Востока и Африки».
Цветаева