Проехать пушкинским маршрутом от Пятигорска до Крыма
Светлана Сметанина14.03.2019
В России проходит Год театра, а это значит, что поклонников этого искусства ждёт немало премьер. О том, как живёт сегодня провинциальный театр и почему он по-прежнему необходим зрителю, несмотря на большой выбор других возможностей досуга, рассуждает театровед, автор книги «Два века русской провинциальной сцены», руководитель театра поэзии Credo в Пятигорске Николай Прокопец.
– Год театра – как он проявится в судьбе вашего творческого коллектива?
– В этом году у нас идёт большая работа сразу по двум направлениям. Вы, конечно, знаете, что Пятигорск – очень литературный город. Пятигорск и Минеральные воды всегда, ещё с царских времён, считались третьей – южной – столицей России. Потому что именно в летнее время сюда приезжали для того, чтобы формировать труппы на зимний театральный сезон. Здесь работали известные в своё время театральные антрепренёры Шульц, Брагин, Форкатти.
Сейчас Пятигорск тоже в какой-то степени сохраняет этот статус – традиции остались. И прежде всего они связаны с великими именами русской культуры. В этом году совпало много важных дат – 220 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, 200 лет со дня приезда его в Пятигорск. Он в 20-летнем возрасте приезжал сюда вместе с семьёй Раевских, а отсюда они уехали в Крым.
Мы думаем провести такой проект – проехать пушкинским маршрутом от Пятигорска до Крыма по всем тем же городам с концертными программами и интересными лекциями, с посещением литературных музеев. Нашу новую концертную программу по Пушкину мы уже показали в Доме-музее Алябьева, который находится на территории Музея-заповедника М. Ю. Лермонтова. Там есть площадка, на которой мы постоянно выступаем – нас всё время приглашают.
Мы – это театр поэзии Credo, мои ученики и молодые актёры, которые участвуют в этом театральном проекте. Я не только художественный руководитель театра, но и сам выхожу на сцену.
Второй проект, который мы планируем осуществить в этом году, – это проект по Лермонтову, со дня рождения которого исполняется 205 лет. И в нынешнем году к нам в Пятигорск приезжает семья Лермонтовых. Они соберутся здесь 27 июля – это день гибели его на дуэли и день памяти поэта. Потомки приедут на Кавказские Минеральные Воды, чтобы посетить место его гибели. И конечно, мы представим им нашу театрализованную программу. Со своими ребятами в театре Credo мы подготовили программу по так называемой «книге Одоевского» – записной книжке, подаренной Лермонтову его близким другом Владимиром Одоевским. В эту книгу вошли все последние стихи Лермонтова, написанные им в короткий срок между 13 апреля и 15 июля – днём роковой дуэли. Всего 13 стихотворений.
Ещё я хочу реализовать очень интересный проект, посвящённый Александру Грибоедову. Грибоедов соединяет практически всё. Его можно сделать международным проектом, потому что сюда входит и Грузия, и Армения, и, возможно, даже Персия (Иран). Мы бы хотели, чтобы это была и конференция по его творческому наследию, и специальные концертные программы. Я заказал нашим местным композиторам несколько романсов на стихи Грибоедова. Они написали музыку, а наша вокалистка лауреат премии Беллини в Италии исполнила эти совершенно новые произведения.
Также я с помощью хореографов подготовил несколько балетных номеров. Один из них посвящён отношениям Нины Чавчавадзе и Александра Грибоедова. Нина осталась в 17 лет вдовой и больше не выходила замуж, храня память о своём супруге. Вот такой дуэт в пластике, в хореографии.
Второй дуэт – Лиза и Молчалин из пьесы «Горе от ума». И вообще, когда мы разговаривали с балетмейстерами об этих постановках, они удивлялись, почему до сих пор не существует балета по мотивам «Горя от ума» – настолько это произведение подходит для выражения средствами хореографии.
Сегодня очень много литературы, посвящённой Грибоедову – его жизнь и творчество исследуются крупными филологами. Мы предполагаем издать такой журнал к конференции с наиболее интересными работами. А после окончания конференции всех гостей планируем на автобусе свозить в Грузию. Здесь же совсем рядом – 240 километров до Владикавказа, там перевал, и они уже в Тбилиси. Там обязательно нужно посетить музей семьи Чавчавадзе. Это очень интересно для российской истории. Когда подписывался Георгиевский трактат о вхождении Грузии в состав России, его подписывал как раз дед Нины Чавчавадзе. А её отец был русским офицером и великолепным поэтом.
– Потомки Лермонтова, которые соберутся в Пятигорске этим летом, приедут туда со всего мира?
– Это осенью в день рождения Михаила Юрьевича – 15 октября – к нам приезжали два представителя этой семьи на большие Лермонтовские чтения. Теперь мы с ними переписываемся. Ожидается, что приедут его родственники из Шотландии, Швейцарии, Австралии, Франции – порядка двухсот человек, так что будет очень большой сбор. Раньше они в таком составе в России ещё не собирались. К тому же аэропорт Минеральных вод получил имя Михаила Лермонтова, и я предлагаю заложить там памятник поэту, сделав это в момент присутствия в Пятигорске потомков поэта. Это будет очень важная акция.
– Как возник театр поэзии Credo?
– Он возник ещё в 2004 году в Петрозаводске, куда я переехал из Пятигорска на работу. Это была общественная организация. В нашем театре собиралась городская молодёжь, студенты, кто-то из них потом пошёл в профессиональное искусство и окончил театральные вузы.
Большая программа у нас была посвящена Николаю Клюеву, уроженцу Олонецкой губернии, центром которой был когда-то Петрозаводск. Он был учеником Александра Блока и учителем Сергея Есенина – такая вот связь поэтических поколений. Поэтому все большие театрализованные выступления мы делали трёхчастными: Блок и Клюев, сам Клюев и его стихи, Клюев и Есенин. К тому же там такой удивительный заонежский говор, который не менялся многие века.
Мы выступали вместе с симфоническими оркестрами, хорами, подключали сюда музыкальный колледж, консерваторию, филармонию. А драматическую часть готовили актёры моего театра. Благодаря этому проекту у нас получилось подружиться с фондом «Русский мир», который поддержал наш проект международных поэтических клюевских чтений. Люди собирались не только из столиц, но и с Урала, из Сибири, из-за границы.
Также мы готовили программу, посвящённую Роберту Рождественскому, юность которого связана с Петрозаводском. У меня есть фильм о нём, в котором я успел снять его маму, которая очень много рассказала о поэте.
А вернувшись в Пятигорск, я собрал ребят, моих студентов колледжа актёрского искусства. И так появился театр поэзии Credo в Пятигорске.
– На Ваш взгляд, сегодня театр востребован публикой? Ведь есть множество других способов, как провести свой досуг…
– Наш театр ещё как востребован. Мы видим это по нашей публике. На каждом нашем представлении полно народу, восторги и благодарности. Мы выступаем по всем Кавказским Минеральным Водам – там города почти слились своими окрестностями. Мы не можем давать много концертов, но три-четыре концерта в месяц мы даём обязательно.