EN
 / Главная / Публикации / Дни русского языка и культуры прошли в Триесте и Граце

Дни русского языка и культуры прошли в Триесте и Граце

Редакция портала «Русский мир»24.12.2018

В Государственном университете Триеста (Италия) и в Университете имени Карла и Франца (Грац, Австрия) прошли «Дни русского языка и культуры», организатором которых выступил Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ). В мероприятиях принимали участие языковеды-русисты из России, а также специалисты по русской литературе и культуре Италии и Австрии.

«Дни русского языка и культуры» прошли при поддержке гранта в форме субсидии в рамках реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».

В мероприятии в Государственном университете Триеста приняли участие языковеды-русисты из Института лингвистики и Институт филологии и истории РГГУ и Высшей школы перевода Государственного университета Триеста.

Мероприятие открыла проректор по научной работе РГГУ, кандидат исторических наук Ольга Павленко, которая особо отметила важность проведения мероприятия «Дни русского языка и культуры в университетах Италии» для повышения интереса к русскому языку и русской культуре, а также для увеличения роли русского языка в укреплении отношений между Россией и Италией. Участников конференции также приветствовали Директор Высшей школы перевода Государственного университета Триеста Лоренца Рега и профессор кафедры русского языка и литературы Высшей школы перевода Маргерита Де Микиель.

Оживлённый интерес вызвала открытая лекция доктора филологических наук, главного научного сотрудника учебно-научной лаборатории социолингвистики РГГУ Максима Кронгауза. В выступлении «Современный речевой этикет: изменения и их причины» речь шла об изменениях в русском речевом этикете под влиянием внешних факторов: социального слома, технологических и культурных сдвигов. Обсуждение коснулось не только отдельных формул вежливости, но и коммуникативных стратегий, стоящих за ними. Особое внимание Максим Анисимович уделил изменению речевого поведения в целом, соотношению речи и молчания в этикетных ситуациях. По ходу лекции поступало очень много вопросов; преподаватели и студенты активно принимали участие в беседе, обсуждали ситуации.

Очень интересным оказалось выступление «Особенности сетевого юмора: «аткрытки» и демотиваторы» профессора кафедры русского языка Натальи Брагиной. В докладе на примере «Аткрыток» и демотиваторов были рассмотрены особенности сетевого юмора и охарактеризованы приёмы языковой игры. Слушатели узнали о том, что в демотиваторах и «Аткрытках» синтезируются черты визуального и вербального. Их относят к разновидности сетевого фольклора. Рассматривается отношение их к «бумажным» источникам: открыткам, плакатам, лубочным картинкам, комиксам. В развитие темы формирования новых жанров сетевого юмора Наталья Георгиевна также остановилась на появившихся в 2018 году и ставших популярными текстах, которые создаются сообществами «Вижу рифмы» и «Еда не еда».

Игорь Шаронов, и.о. заведующего кафедрой русского языка, выступил с лекцией «Стереотипные формулы русского диалога». Игорь Алексеевич рассказал о диалоге и его единицах – относительно новом объекте лингвистики. В ходе лекции речь шла о том, что теория речевых актов, прагматические теории, дискурсивный и конверсационный анализ ввели в активный лингвистический оборот такие понятия как коммуникативные сценарии, информационные блоки, диалогические единства, инициирующая и ответная реплика и т.д. Особое внимание Игорь Алексеевич уделил вопросу коммуникативов – аграматичных и часто десемантизированных слов и сочетаний, стереотипно используемых для выражения ответного речевого акта, типовой оценочной реакции в диалоге.

С лекцией «Корпуса русского языка для науки и для жизни» выступил Александр Пиперски, доцент Учебно-научного центра компьютерной лингвистики, лауреат премии «Просветитель» 2017 года в номинации «Гуманитарные науки». В представленном докладе речь шла о том, какую пользу лингвистические корпуса могут принести преподавателям русского языка как иностранного и изучающим русский язык. В ходе выступления было рассмотрено несколько примеров вариативности из области русской грамматики и фразеологии (например, «только и знает / только и делает, что», «между ними (чёрная) кошка пробежала»), и слушателям была представлена возможность узнать, что реально используется в текстах и как это меняется со временем. Александр Чедович рассказал не только о Национальном корпусе русского языка, но и о менее известных, но полезных ресурсах — это корпуса ruTenTen, Araneum Russicum Maius, Генеральный интернет-корпус русского языка и т. д.

Дмитрий Бак, директор Государственного литературного музея, заведующий кафедрой истории русской литературы новейшего времени РГГУ провёл мастер-класс «Как читать и понимать современную русскую поэзию: 1960-е – 2019». В выступлении Дмитрия Петровича речь шла не только о том, как научиться понимать поэзию и получать от неё удовольствие, но и о том, какими характерными особенностями обладает поэзия периода 1960-х-2019 гг. В своем выступлении Дмитрий Петрович познакомил слушателей с творчеством представителей основных направлений и тенденций поэзии современного периода, говорил о развитии современной поэзии во всем её разнообразии. Выступление Дмитрия Петровича было ярким и интересным, и вызвало много эмоций у слушателей.

С докладом «Русский рок от истоков до наших дней» выступил профессор кафедры теоретической и исторической поэтики Института филологии и истории РГГУ Юрий Доманский. В выступлении произведения отечественной рок-культуры были рассмотрены через призму, во-первых, звучащей природы этих произведений; во-вторых, специфики бытования их в формате рок-альбомов (аналогов поэтических лирических циклов); в-третьих, разнообразных – вербальных и визуальных – метатекстов; в-четвёртых, привязки к конкретным локусам (Ленинград-Петербург, Свердловск-Екатеринбург). В ходе лекции Юрий Викторович познакомил слушателей с творчеством классиков русской рок-культуры (Гребенщиков, Башлачёв, Летов, Цой. Науменко, Кормильцев, Дягилева), рассказал о специфических основах филологического понимания рок-текста как текста совершенно особого порядка – соединяющего в исполнительском сверхтексте субтексты вербальный и музыкальный.

В отдельном блоке выступления слушателям было предложено осмыслить участие русского рока в игровом кинематографе от 1980-х годов («Асса», «Взломщик», «Игла») до нашего времени (фильмы Алексея Балабанова, Гарика Сукачёва, Кирилла Серебренникова). Для полноты картины были затронуты и образцы документального рок-кино («Рок», «Сон в красном тереме», «Здорово и вечно»). Особое внимание Юрий Викторович уделил такому специфическому явлению как саундтрек. Задача этой части выступления – и познакомить с образцами русского рок-кино и русской рок-музыки, и увидеть способы понимания данного явления как явления, поддающегося филологическому осмыслению.

Далее доцент кафедры теории и истории гуманитарного знания Анатолий Корчинский выступил с докладом «Феномен Егора Летова». В лекции были рассмотрены основные особенности творчества одного из наиболее значительных российских культурных героев рубежа XX–XXI веков – поэта, музыканта, современного художника Егора Летова (1964–2008). Главный тезис, над которым было предложено поразмышлять слушателям, состоял в том, что фигура Летова является воплощением современной версии синтетического искусства, сочетающего в себе массовость и элитарность, литературность и акционизм, политическую ангажированность и творческую автономию. Своеобразие этого нового актуального искусства было рассмотрено на фоне классической и авангардной традиций.

В завершение конференции был проведен круглый стол «Русский язык и русская культура сегодня. Взгляд поверх границ», в котором приняли участие как российские языковеды-русисты, так и специалисты по русскому языку, русской культуре и литературе Государственного университета Триеста. Модератором круглого стола выступила профессор Высшей школы перевода Маргерита Де Микиель, Участники круглого стола: И. Верч, Е. Костюкович, О. Дискаччати, А. Ньеро и др.

В конференции приняли участие более 200 человек. Фотографии и видеозаписи выступлений, созданные в ходе мероприятия, доступны на официальной странице мероприятия в сети Facebook .

Дни русского языка и культуры в Университете имени Карла и Франца в Граце открыл директор Института славистики проф. Хайнц Пфандль. Первый день мероприятия был посвящен частным вопросам литературоведения.

С докладом «Русская рок-поэзия: контексты и тексты» выступил профессор кафедры теоретической и исторической поэтики Института филологии и истории РГГУ Юрий Доманский. Затем с докладом «Поэтика ошибки» выступил доцент кафедры теории и истории гуманитарного знания Анатолий Корчинский. На примерах из русской поэтической классики, русского литературного авангарда и современной российской поэзии участники мероприятия познакомились с видами поэтических ошибок, с их художественными функциями и их влиянием на понимание текста читателем.

Иногда отклонения от нормы кладутся в основание поэтических систем («заумный» язык футуристов или «бессмыслица» обэриутов) и рассматриваются как сущность самого поэтического языка («остранение» русских формалистов). Но чаще в поэзии «ошибочность» превращается в своеобразную норму, придавая тексту не только особую выразительность, но и создавая неожиданные эффекты расширения и приращения смысла.

Нередко в поэзии мы сталкиваемся с языковыми и логическими аномалиями – орфографическими, грамматическими, стилистическими, смысловыми. Анатолий Викторович подчеркнул, что ошибки могут быть намеренными и ненамеренными, но, становясь неотъемлемым элементом художественного текста, они оказываются важным фактором его восприятия и интерпретации.

Завершился первый день конференции круглым столом «Новые художественные формы в литературе», целью которого была актуализация проблематики художественной формы в современной поэзии и прозе. Результаты беседы имели важную практическую и теоретическую значимость.

Во второй, «лингвистический», день мероприятия были рассмотрены проблемы современного русского языка и культуры общения. Игорь Шаронов, и.о. заведующего кафедрой русского языка, выступил с лекцией «Стереотипные формулы русского диалога». Особое внимание Игорь Алексеевич уделил вопросу коммуникативов – аграматичных и часто десемантизированных слов и сочетаний, стереотипно используемых для выражения ответного речевого акта, типовой оценочной реакции в диалоге. Такие реплики обычно информативно пусты (что удобно, поскольку позволяет использовать их независимо от конкретного содержания диалога), и одновременно наполнены разнообразной прагматической информацией о мнении, оценке, эмоции говорящего, о его возрастной и социальной характеристике, о стиле общения и т.д. Это реплики типа: Да нет; Ну ещё бы; Подумаешь; Ладно уж, Проехали; Здравствуйте пожалуйста; На здоровье! и др.

Об особенностях сетевого юмора рассказала профессор кафедры русского языка Наталья Брагина. Григорий Крейдлин, профессор кафедры русского языка, провел мастер-класс «Язык и жесты в устной коммуникации людей». В своём выступлении Григорий Ефимович познакомил слушателей с междисциплинарной наукой – невербальной семиотикой, основным предметом которой является язык телесных знаков и моделей знакового телесного поведения.

Участники мероприятия узнали о строении этой науки, её отдельных составляющих и тех проблемах диалога, которые данная наука призвана решать вместе с лингвистикой. Интересно, что и речевая, и невербальная знаковая деятельность превращают людей в актёров, играющих в диалоге разные социальные роли, отвечающие или не отвечающие сценарию, но так или иначе подлежащие разгадке контрагентом. Речь может противоречить жестовым движениям актера, и тогда адресату приходится выбирать – чему верить. По-видимому, тут универсальным является приоритет кинетического поведения над речевым поведением.

В ходе мероприятия российские языковеды провели встречи-консультации со студентами-русистами и аспирантами Университета имени Карла и Франца.

В завершение конференции был проведен круглый стол «Современное русское общение в его динамике», на котором обсуждались основные вопросы вербальной и невербальной коммуникации в современном русском языке, а также некоторые вопросы речевого этикета.

В конференции приняли участие более 200 человек. Фотографии и видеозаписи выступлений, созданные в ходе мероприятия, доступны на официальной странице мероприятия в сети Facebook. 

Также по теме

Новые публикации

В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Цветаева