EN
 / Главная / Публикации / «Мы любим вас, русские…»

«Мы любим вас, русские…»

Светлана Соловьёва11.12.2018

«Мы любим вас, русские…»  такое признание, да ещё от совершенно незнакомых людей Елена Сташевская с сыном никак не ожидали услышать в Германии. Чем же заслужили его гости из России? Ответ на этот вопрос лежит во временах более чем полувековой давности, когда возле небольшого немецкого села Сихра героически погиб её отец майор Владимиров.

История одного подвига

Это случилось вечером 19 октября 1966 года, когда два советских лётчика – полковник Виктор Николаевич Шандаков и майор Юрий Алексеевич Владимиров выполняли учебный полёт. Внезапно загорелся двигатель, самолёт начал терять высоту. Пилоты должны были катапультироваться из горящей машины, но, увидев под собой очертания небольшого села, перешли на аварийное управление.

Опасность неизбежной гибели людей миновала, но самим пилотам спастись не удалось. Земля была уже слишком близко, их парашюты не успели раскрыться. Крестьяне, мирно убиравшие картофельное поле, бросились к горящему самолёту в надежде спасти лётчиков, но не смогли: один из пилотов уже был мёртв, другой умер у них на руках. Так советские лётчики пожертвовали собственной жизнью во имя спасения жителей села Сихра.

Виктору Шандакову, уроженцу Днепропетровска, было 43 года. Совсем молодым человеком он сражался против фашистской Германии с женой Катей, стрелком его бомбардировщика. В семье росло трое детей: два сына и дочь. Майор Юрий Владимиров, москвич, через неделю мог бы с семьёй – женой, дочерью и сыном – отпраздновать своё 35-летие…

1966 год оказался для советской авиации годом тяжёлых испытаний. Также трагически 6 апреля возле Западного Берлина погибли летчик капитан Борис Капустин и пилот-штурман старший лейтенант Юрий Янов. Машину и тела пилотов удалось вывезти из английской зоны только после длительных переговоров, но инцидент получил мировой резонанс. Об этом много писали в прессе, лётчикам была посвящена широко известная песня Р. Рождественского и О. Фельцмана «Огромное небо одно на двоих».

Управляемый же Шандаковым и Владимировым МИГ-21 рухнул на территории ГДР, и власти дружественной державы сделали всё, чтобы избежать международного скандала. Истребитель весом почти 8 тонн, врезавшийся в землю сразу за деревней, на следующий день спешно извлекли тяжелой техникой.

Вокруг гибели двух лётчиков возник своего рода заговор молчания. Но жители Сихры не хотели молчать. Они объявили сбор пожертвований и на собранные средства через год воздвигли на месте падения самолёта памятник. На его центральной стеле начертаны слова: «Слава и благодарность Советским Героям», а на боковых – их имена, фамилии и даты рождения/смерти. Памятник был торжественно открыт ровно через год после авиакатастрофы, в октябре 1967 года, в присутствии вдов полковника Шандакова и майора Владимирова.

Живи и помни

В 90-е годы, после крушения ГДР, её граждане переживали тяжёлые времена: «западный порядок» перевернул их жизнь, к ней пришлось приспосабливаться заново. Монумент стал разрушаться, а новые государственные органы не проявляли интереса к его сохранению.

Но вот два года тому назад с инициативой реставрации монумента выступила партия Левых (die Linke) в лице председателя её Гейтхайнского отделения Бернда Гнанта (Bernd Gnant).

Когда сбор пожертвований только начинался, волонтёры постучали в один их домов Сихры и попросили внести взнос в реставрацию памятника.

– Какого? Нашего памятника? – переспросил хозяин, и, не задумываясь, внёс свой вклад.

– Мы ходили от дома к дому, наше обращение опубликовали Лейпцигская народная газета (Leipziger Vollkzeitung), а также общенациональные газеты и журналы Германии, – вспоминает господин Гнант. – Отклик и поддержка этого начинания были огромными. Ведь общая стоимость работ по его восстановлению составила 18000 евро, а самый крупный взнос был 1000 евро. Даже когда монумент был отреставрирован, средства продолжали поступать из разных мест Германии. Сердечная благодарность всем, кто принял участие в восстановлении этого памятного обелиска и сохранении этого яркого эпизода нашей общей истории в памяти людей.

Он выразил также сердечную признательность многим частным лицам и компаниям, поддержавшим эту благородную акцию, в том числе благодарность за отличную работу по реставрации компании Bernd Bubnick из Требсена, госпоже Мари-Луизе Kермельк из Нойкиритча, фирме «Металлоконструкции Шнайдера» (Metallbau Schneider) и рекламному агентству Apel из Франкенхайна.

В торжественной церемонии открытия обновлённого монумента приняли участие представители Инициативного сообщества по защите социальных прав бывших граждан вооружённых органов и таможенного управления ГДР (ISOR e. V.), Восточногерманского кураторства (Ostdeutschen Kuratorium von Verbänden e. V.), Ассоциации парашютистов-десантников (Fallschirmjäger-Traditionsverband Ost e. V), Германского регионального отделения «Международного союза десантников» DESANT e.V., Немецко-русского института культуры в Дрездене во главе с директором Вольфгангом Шелике, Общества правовой и гуманитарной поддержки (die Gesellschaft zur Rechtlichen und Humanitären Unterstützung e. V), члены молодёжного клуба «Ювентус» из Лейпцига, другие общественные организации и движения.

– Мы были братьями по оружию, – сказал в своём выступлении полковник в отставке, почётный военный лётчик Национальной народной армии ГДР, член Ассоциации по сохранению традиций Национальной народной армии ГДР и пограничных войск ГДР Дитер Кулитцшер, – мы служили с советскими лётчиками плечом к плечу, крылом к крылу. Поэтому так важно было для нас участие в этом благородном деле.

Удивительная встреча

Сюжет об открытии памятника широко освещался в прессе и искреннее сожаление организаторов этой акции об утраченной связи с семьёй одного из героев – летчика Владимирова – достигло адресата: его услышала в Москве Елена Сташевская, дочь погибшего пилота.

– Сначала я просто не могла в это поверить, – взволнованно вспоминает она, – но когда сюжет повторили по другому телеканалу, мы решили ехать в Германию, поклониться обновлённому памятнику. Но как это осуществить? Ведь мы не знаем ни немецкого, ни адресов этих удивительных людей. И тогда мой старший сын Юрий (названный в честь деда), нашёл в интернете адрес Генконсульства РФ в Лейпциге, куда мы и обратились с просьбой о помощи. Ответ пришёл уже через полчаса! И мы собрались в дорогу.

Нам сделали визу, обеспечили транспортом и переводчиками. Атташе Генконсульства Д. Баскаков и переводчица А. Острецова установили между нами и немецкими друзьями удивительный контакт, без чего невозможно было бы ощутить то внимание и тепло, которым нас здесь окружили. «Мы любим вас, русские», – говорили нам люди на встречах. Я будто снова вернулась в детство и почувствовала себя «папиной дочкой».

Поездка превзошла все наши ожидания. Я считала случившееся своей личной трагедией и не хотела создавать вокруг себя суеты. Чтобы почтить память отца, я готова была долгий день простоять у монумента. Полной неожиданностью оказалось то, что, несмотря на дождь и холод, нас здесь ожидала большая группа совершенно незнакомых людей. На импровизированном митинге мы услышали много искренних добрых слов благодарности и участия от немецких друзей за подвиг, который совершили уже более полувека назад наши лётчики. Новые подробности об этом трагическом инциденте мы узнали от жителя Сихры господина Кноха, свидетеля произошедшего. 

Елена Сташевская с сыном

Не менее волнующим стало посещение аэродрома Альтенбург-Нобитц, откуда лётчики совершили свой последний полёт. Елена сразу же нашла дом, в котором жила семья, показала сыну знакомые с детства места. Несмотря на то, что многие экспонаты музея общества «Мир полетов Альтенбург-Нобитц е.V.» на время зимнего сезона были законсервированы, к приезду московских гостей их специально открыли для посещения (в частности, такой масштабный, как МИГ-21). Завязался оживлённый разговор. Членов клуба заинтересовали документы и фотографии семейного архива Сташевских-Владимировых, многие из которых вскоре пополнят экспозицию местного музея.

Комэск улыбается солнцу

Кульминацией стала встреча в Гайтхайне, в ходе которой местные активисты показали гостям из России целую видеоэпопею, отразившую все этапы реставрации.

– Мой отец был высокопрофессиональным лётчиком, отмеченным государственными наградами, одним из кандидатов для первого полёта в космос. Тогда МИГ-21 только поступил для «облёта», полковник Шандаков и мой отец проводили испытание в «спарке»,  рассказала Елена Сташевская.  Согласно одной из версий, возгорание произошло из-за птицы, попавшей в двигатель. Тот факт, что буквально за 15 секунд до падения самолёта лётчики сделали выбор сердцем, предпочтя собственную смерть гибели других, незнакомых им людей, говорит о многом.

Маме понадобилось много времени, чтобы свыкнуться с этой огромной потерей. Её уже нет с нами, но она многое успела рассказать нам и нашим троим детям об отце как о храбром, мужественном человеке, преданном своему делу и близким.

Нас до глубины души тронул сердечный приём и внимание немецких друзей. Мы также благодарны всем сотрудникам Генконсульства РФ в Лейпциге, организовавшим эту поездку. В Берлине в сопровождении немецких товарищей мы посетили Трептов-парк, музей Берлинской стены, Чекпойнт Чарли. Впечатления тяжёлые, но об этом забывать нельзя.

Память об этом подвиге чтут не только в семьях погибших. Елена вспоминает, как провожали их на родину однополчане отца, собравшие огромный контейнер необходимых осиротевшим детям вещей и предметов обихода. Вскоре из воинской части, где он служил, прибыл и памятник для установки на могиле лётчика на Введенском кладбище в Москве с сопроводительной справкой о том, что «надгробный памятник для погибшего при авиационной катастрофе её мужа куплен личным составом части за наличный расчёт на территории ГДР».

В семейном архиве Сташевских-Владимировых бережно сохраняют газеты «Советский патриот» с очерками о майоре Владимирове «Наш командир – настоящий» и «Комэск улыбается солнцу» (командир эскадрильи) – газета «Leipziger Volkzeitung» со снимком и репортажем об открытии памятника в далёком 1967 году, удостоверение от 10.11.1979 года о присвоении майору Владимирову звания почётного гражданина Гайтхайна.

– Именно такие моменты по-настоящему сближают наши народы, и никакие политические разногласия не могут стереть из памяти благодарность лётчикам, пожертвовавшим во имя спасения людей самым дорогим – своей жизнью. Мы выражаем сердечную благодарность всем, кто принял участие в восстановлении этого памятного монумента и сохранении этого яркого эпизода в нашей общей истории. Это особенно важно сейчас, когда во многих странах Европы пытаются заново переписать историю, сносят памятники советским воинам, освободившим мир от нацизма, – подчеркнул в беседе с Еленой и Юрием Генеральный консул РФ в Лейпциге Андрей Дронов.

Также по теме

Новые публикации

Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
Цветаева