RUS
EN
 / Главная / Публикации / «Петербургский диалог»: необходимо продолжать сотрудничество в сфере науки и образования

«Петербургский диалог»: необходимо продолжать сотрудничество в сфере науки и образования

Редакция портала «Русский мир»09.10.2018

7 и 8 октября в столичной гостинице «Рэдисон Ройал» прошёл ХVII раунд российско-германского форума «Петербургский диалог» под лозунгом: «Создавать доверие, укреплять партнерство: сотрудничество гражданских обществ России и Германии как импульс для межгосударственного диалога».

В работе форума приняли участие представители фонда «Русский мир»: президент Российской академии образования, председатель попечительского совета фонда «Русский мир», заместитель председателя российского координационного комитета «Петербургского диалога» Людмила Вербицкая; глава Комитета Госдумы РФ по образованию и науке, председатель правления фонда «Русский мир», сопредседатель рабочей группы «Политика» «Петербургского диалога» Вячеслав Никонов; директор Института Европы РАН, Европейский представитель фонда «Русский мир», член рабочей группы «Политика» Алексей Громыко; советник исполнительного директора фонда «Русский мир», вице-президент общества «Россия – Германия», член рабочей группы «Наука и образование» Анатолий Блинов.

Среди заседаний рабочих групп «Петербургского диалога» одно из наиболее интересных было посвящено вопросам сотрудничества в сфере науки и образования. Для дискуссии на эту тему в Россию прибыла представительная делегация из Германии во главе с заместителем председателя правления Германо-российского форума Вильфридом Бергманом; в состав делегации также вошли руководящие сотрудники Берлинского университета Штайнбайса и Восточного института Висмара. Обсудить вопросы науки и образования в Россию приехали также президент Европейской академии наук Феликс Унгер, исполнительный директор Германского фонда международного юридического сотрудничества IRZ Штефан Хюльсхёрстер, другие высокопоставленные эксперты.

Российская делегация, возглавляемая сопредседателем рабочей группы ректором Санкт-Петербургского государственного экономического университета Игорем Максимцевым, включала в себя руководящих сотрудников целого ряда российских вузов, включая Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта и Финансовый университет при Правительстве РФ.

Как констатировали участники встречи, сфера науки, научных исследований, межвузовского сотрудничества продолжает оставаться одной из немногих неполитизированных областей российско-германского диалога, переживающего не самые благоприятные времена. А потому необходимо прилагать совместные усилия для сохранения этого канала общения.

По данным руководителя ее московского представительства Немецкой службы академических обменов DAAD Андреаса Хешена, в орбиту российско-германского межвузовского партнёрства вовлечены сегодня в общей сложности 193 вуза, в том числе 110 российских вузов из 44 городов Российской Федерации. Большинство партнёрских соглашений приходится при этом на Москву и Санкт-Петербург. Ежегодно 3800 человек из России проходят обучение в Германии и 2000 немецких студентов обучаются в России.

Советник исполнительного директора фонда «Русский мир» Анатолий Блинов выразил обеспокоенность нынешним состоянием изучения русского языка в Германии и немецкого в России. Тенденция к сокращению изучения русского языка в мире не могла не сказаться на ситуации в Германии, где количество изучающих его в настоящее время не превышает 350 тысяч происходит закрытие факультетов славистики.

Позиции немецкого языка, входящего в десятку самых распространённых в мире, на территории России также пошатнулись. Число изучающих его снизился по сравнению с последними годами советского периода в семь раз, уменьшившись с 14 миллионов до 2 миллионов человек. В связи с этим обеим сторонам необходимо предпринимать усилия для сохранения привлекательности языка страны-партнёра. В этом процессе важно не только простое увеличение финансирования соответствующих учебных программ, но и сохранение доброй воли руководителей главных вузов двух стран.

По мнению участников заседания рабочей группы «Наука и образование», к числу насущных задач развития партнёрского сотрудничества в этой сфере относятся повышение удельного веса дистанционного обучения с использованием современных IT- технологий, признание как национальных, так и двойных дипломов о получении высшего образования.

Все эти вопросы наверняка станут темами и следующего, восемнадцатого, форума «Петербургский диалог», который состоится в июле будущего года в Дюссельдорфе.

Также по теме

Новые публикации

8 декабря в Риге, Даугавпилсе и Резекне прошли первые, пилотные, уроки, организованные Санкт-Петербургским государственным университетом и латвийской общественной организацией «Славия». В рамках этого образовательного проекта для соотечественников – учащихся старших классов в интерактивном режиме организовано преподавание истории России, русского языка и литературы.
На мировом рынке образовательных услуг Россия сегодня, по оценкам экспертов, занимает 5-6 место. К 2025 году число иностранных студентов, которые учатся в российских вузах на очном отделении, должно вырасти до 710 тысяч человек – это предусмотрено государственной приоритетной программой «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Доходы от обучения иностранных студентов должны достичь почти 400 миллиардов рублей.
В Москве представили совместный доклад неправительственных организаций «Наследие Второй мировой войны в странах Балтии: как восстановить справедливость для жертв нацистских преступлений». Цель составителей доклада – анализ действий властей стран Балтии в отношении нацистских пособников и их жертв с точки зрения действующего международного права, а также выработка рекомендаций по исправлению сложившейся ситуации.
Обычная устная речь – то, как мы говорим в повседневной жизни – с недавних пор стала предметом пристального исследования учёных-лингвистов. О том, какой практический смысл в таких исследованиях, об изменчивой норме и живой речи рассказывает участница V Международного педагогического форума профессор Санкт-Петербургского государственного университета Наталья Богданова-Бегларян.
Так можно сформулировать девиз 1-й совместной конференции Координационного совета российских соотечественников (КСРС) Саксонии и Тюрингии, состоявшейся 30 ноября в Генеральном консульстве РФ в Лейпциге.
Известный филолог, член Орфографической комиссии РАН, преподаватель кафедры русского языка Санкт-Петербургского университета и участница V Педагогического форума Светлана Друговейко-Должанская рассказала «Русскому миру» об интернет-портале «Культура письменной речи» («Грамма.ру»), современной грамотности, языковой норме и шибболетах.
Существует ли на самом деле российская нация и что делается для подготовки кадров, работающих в сфере межнациональных отношений? Об этом рассказал председатель Комитета Госдумы по образованию и науке, декан факультета государственного управления МГУ, председатель правления фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов.
3-4 декабря в Сочи при участии фонда «Русский мир» состоится V Международный педагогический форум, на который соберутся ведущие русисты со всего мира. Среди тем форума будет и такая – как меняется норма правописания. Старший научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН Елена Арутюнова считает, что те живые процессы, которые идут в русском языке, должны получить своё отражение и в орфографических словарях.