EN
 / Главная / Публикации / «Я – солдат русского балета»

«Я – солдат русского балета»

Сергей Виноградов08.10.2018

Кристина-Мария Телеман (по мужу – Беляева) открыла балетную студию в Череповце после большой карьеры в театрах и цирках Германии, Румынии и Голландии. За пять лет работы студии воспитанницы Кристины-Марии становились лауреатами международных и всероссийских конкурсов. Рассказываем, как уроженка Румынии влюбилась в русский балет и переехала в Россию, следуя за своим призванием.

- В детстве, занимаясь в балетном классе в моем горном румынском городке, мы смотрели на русский балет как на чудо, говорит Кристина-Мария. – И я рада, что у меня есть возможность внести свою лепту в развитие этого чуда. Я – солдат русского балета, и готова служить ему в меру сил.

Фото Анастасии ТашевойРусский коллектив под руководством румынской преподавательницы ставит спектакли по Чайковскому и Прокофьеву, оставаясь верным традиции. И радует своим искусством зрителей вологодской глубинки, которым нечасто удается увидеть балет на сцене. Но уже сейчас коллектив с волнением готовится к своей первой поездке за границу – весной их ждёт Италия.

В румынском танцклассе

Пять лет назад, впервые с девятилетнего возраста покончив с разъездной жизнью, Кристина-Мария решила пойти преподавать. «Это естественно, – говорит она. – Я всю жизнь работала, училась чему-то и теперь надо это отдавать».

В отдел кадров череповецкой спортивной школы она пришла со всеми своими дипломами, наградами международного образца и идеей организовать балетную студию. Там артистку европейской сцены приняли благодушно и дали детскую группу. Так появилась студия «Арт-классик», в которой сейчас занимаются более тридцати девочек разного возраста.

Фото Анастасии ТашевойВ русский балет Кристина-Мария влюбилась в детстве, его часто показывали по телевизору.

- Скажу честно, тогда я не воспринимала русских артистов балета как обычных людей, которых я могу встретить на улице, – говорит она. – Мне они казались неземными созданиями – высокие, статные, а эти движения! Было ощущение, будто они парят в воздухе, не касаясь земли. Мои коллеги по балету, в какой бы стране я ни работала, считали, что так, как русские, танцевать больше никто не может. Все хотят, но ни у кого не получается. Это было общее мнение в нашей среде. Для нас русские балерины всегда были примером, а хореография Большого театра и других российских театров – учебным пособием. В моей Румынии балерины рвутся выше и выше, но попадают в местный театр и достигают потолка. А в России этого потолка нет, понимаете?

«Конечно, я никогда не могла себе представить, что когда-нибудь буду обучать балету русских детей. Как могу, внушаю им, что балет – это национальное достояние России, которого нет больше нигде. И они должны делать всё, чтобы его сберечь и развить».

Её путь на большую балетную сцену был непростым. Кристина-Мария родилась в горном румынском городке Пьятра-Нямц, отец был металлургом, а мать бухгалтером. «В балете я всю жизнь, с трёх лет, мама в кружок отдала, потому что я бойкая была, – вспоминает она. – После кружка поступила в профессиональную школу балета в Клуж-Напока, это известная школа в Румынии. Там интересная история произошла. К маме пришел мой преподаватель и сказал, что мне нужно поступать в Клуж-Напоку, а мне тогда всего-навсего девять лет было. Мама была против – единственный ребенок у неё, маленький совсем, и уедет. Но преподаватель проявил твердость, сказал – если вы не повезёте, я сам увезу, собирайте её вещи. Мама сдалась, отвезла сама. И так с девяти лет я живу самостоятельной жизнью».

- 1990-е годы не только для вас были тяжелыми, – продолжает балерина. – У нас в Румынии тогда тоже было несладко. Я мечтала о балете, большой сцене, но жить тоже как-то нужно было. В 18 лет после окончания балетной школы я пошла в театр оперы и балета города Брашов, но отработала там недолго – уехала за границу. Залы были полупустые, людям было не до балета, все гонялись за деньгами. Мужчин-артистов в театре был жуткий дефицит. Мы играли, в основном, для школьников. А постановки были неплохие, классику хорошую ставили».

Фото Анастасии ТашевойПотом была работа ассистенткой знаменитого иллюзиониста в Германии и в цирковом кордебалете в Голландии, где Кристина-Мария и встретила мужа из России. «Как познакомились? Он акробат, приехал по линии Росгосцирка работать в Голландию, там артисты со всего мира работают, – рассказывает она. – Мы не могли не познакомиться, потому что всегда вместе – на репетициях, выступлениях, после шоу. Общались по-английски, хотя он мало говорил. Но достаточно было, чтобы мы стали парой».

Через год контакт окончился, артисты разъехались по домам. Делать предложение русский акробат приехал в родной город Кристины-Марии и на ломаном английском попросил у её матери руку дочери. Кристина-Мария сказала избраннику «да», хотя понимала, что придется кардинально изменить свою жизнь. «Я знала, что он никогда не бросит свою страну», – говорит она. А Россия в начале нулевых, при всей любви румынки к русскому балету, казалась ей пострашнее циркового тигра.

Шанс для каждого

Кристина-Мария признаётся – думала, что в России увидит повсеместный культ балета со школьными уроками у танцевального станка, с обилием студий, балетных школ и огромным конкурсом в них. Но реальность оказалась иной. «Меня удивляет, что многие в России не любят балета, мало знают о нём», – говорит она.

Фото Анастасии ТашевойРаботая с детьми по стандартам русского балета, Кристина-Мария сознательно нарушает их в одном – практически не обращает внимания на природные данные и принимает всех. Говорит, что желание танцевать важнее врождённых параметров, а шанс нужно дать всем. В её группе занимаются многие из тех, кому отказали в других студиях. Не станут артистами – пусть, зато станут разносторонними увлечёнными людьми. «Беру всех, а остаются единицы, потому что настоящий балет требует каторжного труда, – рассказывает она. – Не зря говорят, что балет – это маленькая армия. Все удивляются тому, что у меня дети нестандартные. Так я и сама нестандартная, меня бы в детстве в русский балет не взяли. В нашей местности, в Румынии, большинство людей невысокого роста. В России высокорослых больше, даже визуально. Да и выбор гораздо больше – страна огромная, много людей живёт».

Азбука и Чуковский

Кристина-Мария отлично говорит по-русски – слёту понимает сложные предложения с деепричастными оборотами и крылатые выражения, иностранку в ней выдает разве что лёгкий акцент. Но русский язык давался, пожалуй, ещё сложнее, чем русский балет. А в 2001-м году, когда румынка впервые оказалась в Череповце, по-русски она не говорила совсем.

- Чтобы выучить язык, много смотрела телевизор, ходила по магазинам, прислушивалась, – рассказывает она. – Потом наступил такой период, когда я, вроде собачки, всё понимала, но ничего не могла сказать. Ко мне подходили люди, что-то говорили, я кивала, а потом сообщала: “Я не говорю по-русски”. Многие думали, что я издеваюсь».

Фото Анастасии ТашевойСейчас она и пишет по-русски неплохо, почти без ошибок. Да и те, которые есть, связаны с падежами и склонениями. Письменному языку здорово помогли детские азбуки, по которым она занималась вместе со своими детьми, которые родились уже в Череповце. Маршака и Чуковского Кристина-Мария читала по слогам вместе со своими крохами, радуясь тому, как буквы складываются в слова. А когда дети стали школьниками, дотошная мама прошла вместе с ними и русскую школу – вместе за учебниками сидели.

- Старшая поступила в Москву в цирковое училище, по стопам папы пошла – в акробатику, а сын школьник, – с гордостью говорит Кристина-Мария. Румынская мама Кристины-Марии в Россию пока так и не собралась. Но внуков видела, они время от времени приезжают в Румынию.

Сейчас самый нестандартный, но самый страстный детский балет Вологодской области «Арт-классик» репетирует номера для поездки в Италию, где будет представлять Россию. А там, может быть, когда-нибудь и в Румынии выступят, чтобы учителя Кристины-Марии увидели. Вот бы мама порадовалась – дочка добилась своего.

Рубрика:
Тема:

Также по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Цветаева