RUS
EN
 / Главная / Публикации / Франциск Ассизский – православный миссионер из Бразилии

Франциск Ассизский – православный миссионер из Бразилии

Светлана Поливанова02.10.2018

В сентябре в России побывала группа паломников из Бразилии. То, что в Россию приезжают потомки русских мигрантов – не новость, особенность этой группы в том, что она состояла полностью из бразильцев, придерживающихся традиционных христианских взглядов. А организовал эту поездку отец Франциск де Ассиз да Крус Фейтоса – бразилец, ставший православным священником.

Стоит отметить, что батюшек и на улицах городов России в полном облачении увидишь не каждый день, а отец Франциск у себя дома в Южной Америке, будучи миссионером по призванию, практически всегда в подряснике и с крестом. Вспоминается рассказ одного бразильца о его приходе к православию. Он увидел священника в чёрном одеянии – и никак не мог понять, кто он и откуда (в Бразилии очень мало знают о православии), тогда он подошел к батюшке и спросил, кто он. Со временем этот человек принял крещение, воцерковился. Потом было в его жизни много открытий и трудностей, но это удивление от встречи с православным священником осталось в памяти на всю жизнь.

Читайте также: Поговорить «от души»: бразильцы открывают для себя Россию

На встрече с прихожанами Спасского храма села Усово Одинцовского района, отвечая на вопрос, трудно ли обрести в Южной Америке православную веру, отец Франциск отвечал, что это не просто трудно, это – чудо.

О. Франциск. Служба в Одигитриевском храме в Бразилиа. Фото: Francisco Assis Cruz Feitosa / Facebook«Бразилец ходит в церковь на углу его дома»

Бразилия – это страна мигрантов, каждая нация приносит с собой свою культуру, традиции, религию. Вот почему в крупнейшей католической стране мира уживаются рядом сотни верований и религий. Прибавьте сюда афроамериканские культы и получится сложная смесь самых разных духовных практик.

Русские мигранты даже шутят по этому поводу: «бразилец ходит в церковь на углу его дома». Такая всеобщая толерантность привела к тому, что в этой стране одновременно действуют традиционные церкви, их неканонические ответвления, а также секты. К примеру, только к Русской православной церкви себя причисляют порядка 10 организаций – Истинная православная церковь, Катакомбная церковь, РПЦЗ (в Сан-Паулу, кстати, не принявшая Акт о каноническом общении с РПЦ и , по сути, ушедшая в раскол) и т. д. Сложно не согласиться с отцом Франциском, что разобраться в этом огромном многообразии верований, не имея опыта и знаний, чрезвычайно сложно. Но чудеса случаются.

Отец Франциск вырос в католической семье. Но те знания, которые он получил в детстве о католицизме, его не удовлетворяли. Наверное, поэтому стал моряком. Его душа жаждала познания мира. Он, кстати, до сих пор лёгок на подъём. В жизни Франциска был период, когда он организовывал туристические поездки, избороздил множество стран и континентов. Но, не найдя успокоения в волнах житейского моря, юноша становится францисканским монахом, проходит обучение в Италии.

Представителей этого ордена называют нищенствующими. Это удивительная тяга души к милосердию у отца Франциска проявляется и сейчас. В паломнической поездке по городам «Золотого кольца», в одном из монастырей, он увидел, как монахи кормят нищих. И его милосердное сердце тут же откликнулось – надо строить такую столовую в Бразилиа. Всё это очень актуально для южноамериканской страны, в которой огромное количество людей проживает в фавелах (трущобах) в очень стесненных условиях и не меньшее обитает просто на улицах.

Паломничество в Россию. О. Франциск. Фото: Francisco Assis Cruz Feitosa / Facebook

Читайте также: Жизнь за границей научила ценить Россию

Кстати, над одной из таких коммун отец Франциск взял «шефство» – с помощью знакомых обеспеченных людей там открыли колледж, где желающие могут бесплатно получить профессию, действует швейный цех, пекарня.

Послание от Божьей Матери

Путь в православный храм для бразильцев чрезвычайно сложен. В ближайшем окружении у каждого из них практически нет никого, знакомых с православием… Ведь многие в России крещение принимают потому, что это традиционная для нашего народа религия. В Бразилии же культура католическая, православные обычаи (множество постных дней в году; платки в церкви; длинные службы, на которых принято стоять и т. Д.) здесь кажутся экзотикой.

Отец Франциск с улыбкой вспоминает, как долго пришлось уговаривать его жену надеть платок на богослужение. Она пыталась доказать мужу, что русские так поступают потому, что «там холодно». Кстати, именно матушка Мария стала первым человеком, которую должен был обратить отец Франциск в православие. Всё дело в том, что католические священники не имеют права жениться. Когда у отца Франциска появилось желание принять священство, он даже представить себе не мог, что же должна делать матушка, как себя вести и т. д. Примера такого в его жизни не было никогда. Поэтому пришлось ехать в Северную Америку, в семьи православных священников, чтобы увидеть и понять.


А чтобы познать азы православия, после принятия таинства крещения отец Франциск ездил к греческому православному священнику из Бразилиа в Сан-Паулу на протяжении пяти лет каждые выходные (расстояние около 1000 километров).

Сейчас отец Франциск служит в церкви в самом центре столице Бразилии – Бразилиа – которую он и матушка Мария на собственные сбережения. Его жена, выйдя на пенсию, скопила определенный капитал на «старость». Батюшка долго думал, как сказать жене о том, что нужно строить храм, молился и однажды подошел к жене: «Тебе есть послание от Божьей Матери». Матушка Мария, такая активная, энергичная, всегда в движении, даже остановилась… Надо строить храм. Отец Франциск шутит, что сразу же побежал искать работников, чтобы матушка на следующий день не изменила своего решения.

«Лицо» Русской церкви в Бразилии

Отец Франциск был рукоположен в священники епископом Украинской церкви после принятия крещения и венчания. Со временем что-то не сложилось в этих отношениях. Отец Франциск был на распутье. Он понимал, что не может отказаться от данных обетов, но куда идти дальше? Несколько раз пытался связаться с представителями Аргентинской и Южноамериканской епархии РПЦ, но не получалось: на обратном конце провода говорили по-русски, а он – только по-португальски.

По счастливому совпадению именно в эти дни в очередной раз приехал с миссионерским визитом в Бразилиа отец Дионисий Казанцев, в то время настоятель храма в честь Петра и Павла на юге Бразилии – в Санта-Розе, одновременно окормлявший прихожан российского посольства. Во время встречи с послом Белоруссии в Бразилии последний заметил, что видел в Бразилиа купола церкви точь-в-точь как на Родине. Отец Дионисий заинтересовался.

Так они попали к храму, выстроенному отцом Франциском. Но церковь была закрыта. Позвонили по имеющемуся телефону, отец Франциск был в дороге, ответила матушка: «Там тебя какой-то русский священник спрашивает». Потом была встреча двух священников, для русских было удивительно знакомство с храмом, буквально утопавшем в зелени тропических растений и деревьев. Не случайно во время своего визита в Южную Америку патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал этот храм пещерой.

Патриарх Кирилл посетил храм в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» в столице Бразилии. Фото: pravmir.ruСмотреть видео 

Отец Франциск с теплотой вспоминает о посещении предстоятеля РПЦ: «Возле Патриарха Кирилла не было ни одного известного бразильского политика, но, по сути, тот визит получился настоящим духовным актом, он оставил огромное впечатление в сердце каждого присутствующего, это как приятный аромат Духа Божьего. Более того, православие стало в Бразилии более узнаваемым. Многие бразильцы стали понимать, где каноническая православная церковь».

Теперь в гости в храм в честь Божьей Матери «Одигитрия» приезжают видные российские политики, бизнесмены, общественные деятели, которые бывают с официальными визитами в столице Бразилии. А отец Франциск, бразилец по национальности, теперь – «лицо» Русской православной церкви в своей стране.

Появится ли православный монастырь в Южной Америке?

О цели поездки в Россию отца Франциска спрашивали очень многие русские. И всегда он отвечал примерно одно – познакомиться с «практикой» православия – тем, чего он никогда не увидит в Южной Америке. «Бразильцы считают, что, если ты добропорядочный гражданин, уважаешь законы, значит, должен посещать храм, – делится своими наблюдениями священник, – католики крещены в Святую Троицу, но многие из них даже не представляют, что это такое и что их вера – это их путь спасения, а не какой-то гражданский долг».

Сегодня в Бразилии разрешены однополые браки, много лет действует во всём своём неприглядном виде так называемая ювенальная юстиция. Потому для многих бразильцев Россия является сегодня оплотом традиционных ценностей. Несомненно, что во многом эту позицию определяет традиционное для нашей страны православие. Кстати, среди паломников были католики, придерживающиеся традиционных взглядов, и эти взгляды порой больше совпадают с православным мировоззрением, чем с мировоззрением католиков-реформистов.

Встреча с прихожанами Спасского храма в подмосковном Усове. Фото: усовохрам.рфОтец Франциск рассказывает о своих миссионерских трудах по обращению в православие бразильцев, среди которых – проект «Школьник», направленный на катехизацию детей и подростков, в нём принимает участие около 240 детей. «Это работа долговременная, – замечает священник, – она не даст быстрой отдачи, сделать из католика православного очень сложно».

Здесь, в России, отец Франциск действительно встретился с «практикующими» христианами. В первую очередь, конечно, в монастырях, которые бразильцы посещали во время своих паломнических поездок. В одной из них в Троице-Сергиевой лавре у них была возможность помолиться с архиепископом Сергиево-Посадским Феогностом и пообщаться с братией монастыря. Встреча эта носила и практический характер. Сейчас православной общине Бразилиа жертвуют земли в штате Эспириту-Санту (переводится буквально как «Святой Дух»), и у членов общины есть желание построить на этих землях первый в Южной Америке православный монастырь. Возможно, среди монахов найдётся новый Николай Японский (подвижник, знаменитый тем, что совершал первоапостольские труды в Японии).

Бразильцы уезжали вдохновлённые. Думается, они нашли то, что искали. Всё, что они здесь увидели, услышали, узнали, они будут передавать своим соплеменникам. Несомненно, мы – русские и бразильцы – станем от этого друг другу ближе. А здесь, в России, как заметила одна из прихожанок на встрече с бразильцами, будут молиться «за такого далёкого и такого близкого во Христе отца-миссионера»

Также по теме

Новые публикации

8 декабря в Риге, Даугавпилсе и Резекне прошли первые, пилотные, уроки, организованные Санкт-Петербургским государственным университетом и латвийской общественной организацией «Славия». В рамках этого образовательного проекта для соотечественников – учащихся старших классов в интерактивном режиме организовано преподавание истории России, русского языка и литературы.
На мировом рынке образовательных услуг Россия сегодня, по оценкам экспертов, занимает 5-6 место. К 2025 году число иностранных студентов, которые учатся в российских вузах на очном отделении, должно вырасти до 710 тысяч человек – это предусмотрено государственной приоритетной программой «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Доходы от обучения иностранных студентов должны достичь почти 400 миллиардов рублей.
В Москве представили совместный доклад неправительственных организаций «Наследие Второй мировой войны в странах Балтии: как восстановить справедливость для жертв нацистских преступлений». Цель составителей доклада – анализ действий властей стран Балтии в отношении нацистских пособников и их жертв с точки зрения действующего международного права, а также выработка рекомендаций по исправлению сложившейся ситуации.
Обычная устная речь – то, как мы говорим в повседневной жизни – с недавних пор стала предметом пристального исследования учёных-лингвистов. О том, какой практический смысл в таких исследованиях, об изменчивой норме и живой речи рассказывает участница V Международного педагогического форума профессор Санкт-Петербургского государственного университета Наталья Богданова-Бегларян.
Так можно сформулировать девиз 1-й совместной конференции Координационного совета российских соотечественников (КСРС) Саксонии и Тюрингии, состоявшейся 30 ноября в Генеральном консульстве РФ в Лейпциге.
Известный филолог, член Орфографической комиссии РАН, преподаватель кафедры русского языка Санкт-Петербургского университета и участница V Педагогического форума Светлана Друговейко-Должанская рассказала «Русскому миру» об интернет-портале «Культура письменной речи» («Грамма.ру»), современной грамотности, языковой норме и шибболетах.
Существует ли на самом деле российская нация и что делается для подготовки кадров, работающих в сфере межнациональных отношений? Об этом рассказал председатель Комитета Госдумы по образованию и науке, декан факультета государственного управления МГУ, председатель правления фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов.
3-4 декабря в Сочи при участии фонда «Русский мир» состоится V Международный педагогический форум, на который соберутся ведущие русисты со всего мира. Среди тем форума будет и такая – как меняется норма правописания. Старший научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН Елена Арутюнова считает, что те живые процессы, которые идут в русском языке, должны получить своё отражение и в орфографических словарях.