RUS
EN
 / Главная / Публикации / Русские в Тасмании: сначала мы построим церковь…

Русские в Тасмании: сначала мы построим церковь…

Светлана Сметанина25.09.2018

В Генеральном консульстве РФ в Сиднее состоялся премьерный показ документального фильма «Родина для ласточек». Драматическая история исхода русской эмиграции показана там через судьбу семьи православного священника, сумевшего воссоздать в далёкой Тасмании частичку Русского мира. О своих впечатлениях и работе над фильмом рассказывает режиссёр Александр Белкин.

- Почему Вы решили снять фильм именно про эту семью?

- Мне хотелось снять фильм, в котором герои говорили бы сами за себя и вообще не было бы закадрового текста. Видимо, интуитивно я чувствовал, что с этим героем у меня как раз и получится воплотить эту идею, хотя и очень переживал, что зрителю может быть что-то непонятно.

«Родина для ласточек», кадр из фильмаНо вообще, конечно, было несколько причин, почему меня заинтересовала именно семья Георгия Морозова. Это вообще очень интересный пласт русской эмиграции – те, кто переселялся из Харбина в Австралию. А отец Георгий к тому же оказался в Тасмании не напрямую из Китая – его родители прожили до этого лет пять в Боливии. У него по этой причине первый язык вообще оказался испанский, поскольку он рос в этой среде. А сейчас у него просто прекрасный русский язык, что в какой-то степени тоже удивительно. И не только язык, но и все традиции русские в его семье сохраняются.

Перед началом съёмок фильма произошёл очень интересный момент. Я с собой взял оператора Сергея Голикова, который также является выходцем из харбинской эмиграции. И вот мы прилетаем в Тасманию, отец Георгий нас встречает и, увидев оператора, радостно восклицает: «Да мы же с тобой в скауты ходили!» То есть они общались в детстве и вот так неожиданно встретились спустя годы. Конечно, такая связь очень помогла нам в работе – наши герои чувствовали себя перед камерой более спокойно и уверенно.

Режиссёр фильма А. Белкин- Что за семья у отца Георгия?

- У него там живёт мама – на том участке земли, который приобрёл ещё его отец. Сам он живёт с женой и двумя сыновьями. По профессии он строитель – строил дома в округе, но недавно вышел на пенсию. И сейчас хочет построить русскую школу. А до этого он сам построил православную церковь, средства на которую собирала вся русская община, а камень для фундамента предоставил путешественник Фёдор Конюхов во время своего визита в Тасманию. Так что теперь это самый южный православный приход в мире.

Как говорит отец Георгий, сначала мы построим церковь, а потом вокруг неё всё остальное зародится. У него там вообще на Россию очень похоже. Даже берёзовую рощу посадили, а ещё малину, смородину. На Тасмании (этот штат Австралии является островом) более прохладный климат, поэтому там все эти растения хорошо себя чувствуют, а в Австралии и понятия не имеют, что такое смородина.

«Родина для ласточек», кадр из фильмаК отцу Георгию приезжают люди со всей округи, стараются привозить детей, чтобы они слышали русскую речь.

Суть нашего фильма – показать историю русской эмиграции через историю одной семьи, которая прошла через все испытания и сохранила и язык, и русские традиции.

Мне кажется, что нам удалось найти нужную интонацию, потому что после первого закрытого показа, который состоялся в российском консульстве, ко мне обращаются люди и просят вновь устроить более широкий показ.

- А с кем-то ещё из русской общины вам удалось пообщаться?

- Мы там были несколько дней, так что глубокого общения не получилось. Но там есть семьи с интересной историей, о которых мне впоследствии также хотелось бы снять фильм. Вообще в планах – снять несколько фильмов на эту тему. Потому что у каждой русской семьи, прошедшей тяжёлые этапы эмиграции, своя очень интересная история.

Они все стараются встречаться по выходным и праздникам, обсуждают свои проблемы. Ходят вместе за грибами в леса.

«Родина для ласточек», кадр из фильма- В русской школе, которую отец Георгий собирается построить, он сам будет преподавать?

- Нет. Дело в том, что в Тасмании есть университет, который занимается проблемами Антарктиды, где работают учёные из России. Они дружат с отцом Георгием и согласны помогать ему в организации учебного процесса. Так что с преподавателями проблем не будет.

Читайте также: «Школы русского языка играют особую роль в сплочении русской общины»

- Получается, что он – своего рода центр русской общины в Тасмании?

- Его там очень любят. Причём он не делит людей на верующих и неверующих, готов помогать и общаться со всеми.

Вот почему мы назвали наш фильм «Родина для ласточек» Наш главный герой говорит такую фразу, которая очень символична: «если ласточка рождается в конюшне, она же из-за этого не становится лошадью». И это такой глубокий образ для всей русской эмиграции, которая, несмотря на свою оторванность от исторической родины, не перестаёт тянуться к корням.

Кстати, буквально на днях мы узнали, что наш фильм будет показан на кинофестивале «Святой Владимир» в Севастополе. Это для нас очень радостное и важное событие.

Также по теме

Новые публикации

8 декабря в Риге, Даугавпилсе и Резекне прошли первые, пилотные, уроки, организованные Санкт-Петербургским государственным университетом и латвийской общественной организацией «Славия». В рамках этого образовательного проекта для соотечественников – учащихся старших классов в интерактивном режиме организовано преподавание истории России, русского языка и литературы.
На мировом рынке образовательных услуг Россия сегодня, по оценкам экспертов, занимает 5-6 место. К 2025 году число иностранных студентов, которые учатся в российских вузах на очном отделении, должно вырасти до 710 тысяч человек – это предусмотрено государственной приоритетной программой «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Доходы от обучения иностранных студентов должны достичь почти 400 миллиардов рублей.
В Москве представили совместный доклад неправительственных организаций «Наследие Второй мировой войны в странах Балтии: как восстановить справедливость для жертв нацистских преступлений». Цель составителей доклада – анализ действий властей стран Балтии в отношении нацистских пособников и их жертв с точки зрения действующего международного права, а также выработка рекомендаций по исправлению сложившейся ситуации.
Обычная устная речь – то, как мы говорим в повседневной жизни – с недавних пор стала предметом пристального исследования учёных-лингвистов. О том, какой практический смысл в таких исследованиях, об изменчивой норме и живой речи рассказывает участница V Международного педагогического форума профессор Санкт-Петербургского государственного университета Наталья Богданова-Бегларян.
Так можно сформулировать девиз 1-й совместной конференции Координационного совета российских соотечественников (КСРС) Саксонии и Тюрингии, состоявшейся 30 ноября в Генеральном консульстве РФ в Лейпциге.
Известный филолог, член Орфографической комиссии РАН, преподаватель кафедры русского языка Санкт-Петербургского университета и участница V Педагогического форума Светлана Друговейко-Должанская рассказала «Русскому миру» об интернет-портале «Культура письменной речи» («Грамма.ру»), современной грамотности, языковой норме и шибболетах.
Существует ли на самом деле российская нация и что делается для подготовки кадров, работающих в сфере межнациональных отношений? Об этом рассказал председатель Комитета Госдумы по образованию и науке, декан факультета государственного управления МГУ, председатель правления фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов.
3-4 декабря в Сочи при участии фонда «Русский мир» состоится V Международный педагогический форум, на который соберутся ведущие русисты со всего мира. Среди тем форума будет и такая – как меняется норма правописания. Старший научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН Елена Арутюнова считает, что те живые процессы, которые идут в русском языке, должны получить своё отражение и в орфографических словарях.