RUS
EN
 / Главная / Публикации / Русские в странах БРИКС

Русские в странах БРИКС

Шахноза Сарикова23.07.2018

Фото: mordoviatv.ru

В современном глобальном мире Россия представляет собой один из важных центров силы. Причём силы не только «жёсткой», но и мягкой. Распространение культуры и языка, поддержка соотечественников за рубежом – одна из стратегических задач внешней политики. Формированию позитивного образа России в мире помогают и русские общины, раскиданные ныне по всему миру.

Не секрет, что эпоха экономической глобализации, несущая как благо, так и множество новых вызовов человечеству, позволяет нивелировать не только таможенные барьеры и географическую отдаленность, но и культурную пропасть между ними, а значит минимизировать возможность возникновения кризиса в диалоге цивилизаций. Наш мир давно перешел в систему 2.0., для которой характерно свободное взаимодействие, выстраиваемое по принципу сети или сообщества.

Сегодня центральную роль в этом процессе занимают новые центры силы, чье активное, не обремененное бюрократическими оковами,  взаимодействие в различных сферах оказывает влияние на окружающую среду в планетарном масштабе. Россия представляет собой один из таких центров силы. Вопреки расхожему мнению не только США и Китай умеют пользоваться своей «мягкой» силой. Распространение культуры и языка, поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, формирование благоприятного имиджа – одна из стратегических задач внешней политики России. И в первую очередь она заинтересована в том, чтобы наладить устойчивый диалог культур со своими стратегическими партнёрами – странами БРИКС.  

Культурное сотрудничество России и Бразилии

В сентябре 2017 года Россия и Бразилия подписали соглашение об открытии культурных центров. Главы внешнеполитических ведомств отметили, что это укрепит стратегическое партнёрство и обозначит твёрдый настрой к дальнейшему развитию российско-бразильских отношений. Если говорить о построении межгосударственных отношений, то одно из первых мест по своей важности занимает, конечно же, гуманитарный аспект. Учитывая тот факт, что понятие культуры само по себе предполагает совокупность материальных и духовных богатств человечества, а культура политическая сводится к социальному строю, идеологии, религиозным конфессиям, человеческим ценностям, историческим традициям и народному характеру, то становится очевидной взаимосвязь международных отношений с особенностями ведения дипломатии в разных странах. Именно духовно «близкие» страны составляют в большинстве случаев некую общность («сообщество») на мировой арене. А для того чтобы культурно «сблизиться», необходимо «разделить» свои обычаи и традиции, язык со своим оппонентом.

Открытие российских культурных центров в странах БРИКС как нельзя лучше способствует сближению наших стран. Открытие подобного центра в Сан-Паулу летом 2017 года – весомый шаг в копилку развития российско-бразильских отношений. 

Президент России В. Путин высоко оценил перспективы углубления сотрудничества с Бразилией. Дипломатические отношения с этой страной были установлены почти 190 лет назад, причём это была первая латиноамериканская страна, с которой у России появились официальные межгосударственные связи. История же культурного взаимодействия уходит корнями в начало двадцатого века, на протяжении которого имели место около пяти волн эмиграции русских в Бразилию. 

Первая произошла сразу после Социалистической революции 1917 года, вторая была связана с Великой Отечественной войной – огромное число людей покинуло Россию и Советский Союз по разным причинам. Третья была после 1953 года, когда правительство Китая потребовало выезда иностранцев из страны, в том числе русских из города Харбин, которые там жили со времен строительства Транссибирской железной дороги, а также приехали после Революции 1917 года. Четвёртая волна эмиграции пришлась на начало 60-х годов, когда в основном в США, Израиль и Канаду, а также во множество других стран, в Бразилию в том числе, уезжали российские граждане еврейского происхождения. И в довершение в 90-е годы произошёл новый всплеск эмиграции из России – так называемая пятая волна.

На сегодняшний день в Бразилии проживает около 35 тысяч выходцев из России, большинство из которых, подобно староверам, выехавшим туда в 1906 году, стремятся сохранить свою культурную идентичность. В связи с этим в Сан-Паулу, например, находятся шесть русских православных церквей, два культурно-благотворительных общества («Надежда» и «Родина»),  культурное общество русского фольклора «Группа Волга» и хор «Мелодия». 


В Рио-де-Жанейро также существует небольшая русская диаспора: в столице штата действуют русский православный храм имени св. мученицы Зинаиды (православная церковь есть и в г. Нитерой), ассоциация «Русский дом», Центр Славянской Культуры, Бразильско-русский институт культуры им. М. Ю. Лермонтова. Кроме того, в Бразилии, как и во всей Латинской Америке, имеет большую популярность Школа балета Большого театра в г. Жоинвилле, которую на сегодняшний день можно назвать одним из главных источников  «мягкой» России в Бразилии.    

Проблемы русской эмиграции в Китае

Эмигрантские корни есть также у любой диаспоры. На протяжении всего своего существования человеку было свойственно стремиться к лучшей жизни, даже если путь к ней пролегал через тернии. Бегство ли от Гражданской войны в начале двадцатого века, подъём трудовой миграции на рубеже двадцать первого или спасение от экономического кризиса сегодня – всё это попытки обеспечить себе жизнь не то чтобы комфортную, но хотя бы лишённую больших проблем в масштабе отдельно взятой ячейки общества. 

Особенности современного русского сообщества в Китае как никогда ранее сопряжены с трудностями. За последние годы китайское правительство во многих сферах значительно закрутило гайки и намерено продолжать действовать в этом духе. Связана такая тенденция в первую очередь с экономическими особенностями – пока Россия пребывала в кризисе, Китай, напротив, планомерно превращался в развитую страну и сейчас является экономическим флагманом развивающегося мира. 

Такое положение дел позволяет государству контролировать поток мигрантов, давая понять, что заинтересовано оно только в нужных и полезных. Рабочую визу, например, стали давать только на определённые специальности, подходящие в основном «белым воротничкам». Русский человек уже не сможет устроиться гидом для туристов или официантом. Ужесточены требования к регистрации, получению вида на жительство, жилплощади, образованию и здравоохранению. 

Часть проблем связана с бюрократическими трудностями, но львиная доля трудностей всё же – финансовое измерение. Не вдаваясь в экономические подробности, можно отметить, что за последний год стоимость жилья в крупных городах возросла на 40 %, а затраты на образование начинаются от 1,5–2 тысяч долларов в год в начальных классах, дальше – больше. Хотя для иностранцев цены и ниже, всё равно они исчисляются тысячами, и часто даже состоятельные китайцы предпочитают обучать своих детей в России или странах Европы, где, по китайским меркам, образование стоит недорого. 

И все же, несмотря на падение рубля, массовый исход российских заказчиков с китайского рынка, рост цен и плохую экологию, русские в КНР остаются. Количество уезжающих в последние два года ощутимо увеличилось, однако массового исхода не наблюдается. Главная причина – невозможность найти работу на родине. Кроме того, большинство уверено, что в Китае намного безопаснее, чем в России. Многие не готовы отказаться от того уровня комфорта, к которому привыкли в КНР. Некоторые же психологически не могут пожертвовать ощущением эйфории, возникшим после переезда из российского захолустья в 20-миллионный Шанхай с его небоскрёбами, ресторанами и прочими благами цивилизации.

Китай никогда не станет для мигрантов полноценной второй родиной. Небольшую вырождающуюся общину этнических русских – полноправных граждан Китая – можно было пополнить сто лет назад, сейчас же мигранты проводят в стране в среднем 4–5 лет, используя её лишь как одну из остановок на пути к счастливой оседлости. Но именно в таких условиях они превращаются в феномен, способный сыграть в развитии отношений России с Китаем важную роль. Российская община в КНР существует и будет существовать, несмотря на все трудности. Это данность, которую нужно признать и научиться извлекать из этого пользу. 

Русское присутствие в Индии

Лучше дела складываются у русских сообществ в Индии. Если оглянуться на прошлое, Россия и Индия давно находятся в дружественных отношениях. Фундамент крепких торгово-дипломатических связей был заложен ещё в XVII веке, окончательно же они окрепли в постколониальный период, когда Россия (Советский Союз) оказывала Индии значительную помощь. Тогда огромная, почти безграмотная, аграрная страна еле стояла на ногах и сводила концы с концами, стороннее вмешательство было ей необходимо.  На первых порах государства вели совместное укрепление тяжёлой промышленности и постепенно перешли к развитию культурных, экономических, торговых и политических связей, что дало в результате очень прочные тёплые взаимоотношения, которые заметны не только в политическом сфере, но и в повседневной жизни. 

Коренное население Индии хорошо относится к русским, будь то мигранты, «пакетные» туристы или вольные путешественники. И тому есть основания – законом в Индии созданы благоприятные условия для торговли и ведения бизнеса, что выгодно как тем, кто собирается заняться предпринимательством, так и самой стране, которая разрешает вкладывать сторонние средства в свою экономику. Государство следит за тем, чтобы инвесторы не «страдали» от местных чиновников, а сами бизнесмены получают неплохую прибыль, импортируя к себе на родину дешёвые товары из Индии. 

Однако сейчас большинство русских в стране всё же являются туристами. По некоторым оценкам, в разгар сезона на Гоа каждые десять дней отдыхают примерно 3500 россиян. В ряде случаев эти туристы, приехавшие ненадолго в отпуск, превращаются в другую категорию – людей, которые решают остаться в Индии надолго или навсегда, потому что там они чувствуют себя комфортнее. 

Открытость российской экономики и облегченный визовый режим позволяют без труда осуществить эмиграцию, и по последним подсчетам русская община в Индии уже насчитывает более двух миллионов человек. Отдельные районы неформально называются «маленькой Россией» из-за большого количества русскоговорящего населения, причем за «русских» считаются выходцы из всех бывших республик Советского Союза. 

Основной наплыв русских мигрантов в Индию пришёлся на начало нулевых. Только закончились лихие девяностые. Люди, сколотившие небольшие состояния и не знающие, как применить их на родине, попали в страну, где  могли чувствовать себя практически миллионерами. Так и было положено начало устоявшемуся уже явлению русских в Индии, которое из года в год только укореняется и способствует развитию и процветанию государства, в связи с чем к русской диаспоре относятся дружески и уважительно. 

Столетняя русская диаспора в ЮАР

В конце девятнадцатого века, после того как по миру разнеслась весть об открытии золотых и алмазных месторождений в Южной Африке, туда хлынула первая крупная волна переселенцев из России. Эти люди не были первыми русскими в стране – раньше там появлялись беглые матросы, которые не хотели отдавать службе в армии двадцать пять лет своей жизни и были вынуждены приспосабливаться к нелёгкой жизни на чужбине, в итоге почти полностью ассимилируясь. Открытие же богатых приисков хоть и привлекало поток мигрантов, их всё равно отпугивало отдалённое расположение незнакомой страны, с которой Российская империя только начала налаживать экономические связи. 

Момент угасания золотой лихорадки совпал с ужесточением иммиграционного законодательства в ЮАР, что ещё больше повлияло на снижение количества русских в стране, которое неминуемо свелось бы со временем к нулю, если бы не Вторая мировая война. В ходе неё многие русские семьи съехались в Южную Африку из Франции и Германии, организовав в 1952 году «Общество русских эмигрантов». Однако дети этих мигрантов охотнее называли себя южноафриканцами, не беспокоясь о связях с родной культурой, вследствие чего в 1973 году русская диаспора официально была названа вымирающей. Спасло её приближение перестройки, и в конце 80-х годов сюда прибыла очередная партия эмигрантов, которые проживают в ЮАР и по сей день.

Сейчас в стране находится, по разным оценкам, от шести до восьми тысяч русских, и их жизнь сопряжена с рядом трудностей. К примеру, в последнее время прослеживается чёткая тенденция к наделению большими правами чернокожих граждан. Предприятия вводят квоты для приёма белых людей, становятся более сложными процедуры получения вида на жительство и разрешения на работу, по этим причинам очень многие желающие «отсеиваются». 

Зато оставшиеся сумели обеспечить себе хорошее качество жизни, которого вряд ли смогут достичь те, кто приезжает сейчас и сталкивается с новыми ограничениями.  Две основные сложности в ЮАР – это поиск работы и преступность. Нынешние переселенцы мигрируют в связи с экономическими причинами и не заинтересованы в поддержании контактов с соотечественниками, не стремятся сохранить общность и живут преимущественно своей жизнью. 

Для тех же, кто склонен держаться вместе, существует несколько организованных общин, например русский православный храм Московского патриархата в честь преподобного Сергия Радонежского, расположенный в Йоханнесбурге, – считается, что именно это сообщество по-настоящему объединяет русскоязычных иммигрантов. Единение необходимо той части переселенцев, кто не уверен в своём будущем в ЮАР, что, впрочем, не означает готовности покинуть страну – русский человек уже преодолел столько препятствий, что вряд ли так просто оставит мечту о хорошей работе, своём доме с садовником и безбедной жизни. 

В заключение хочется сказать, что какими бы ни были условия жизни в родной стране, человека всегда будет тянуть в неизвестность, и какими бы они ни были в чужой – он будет скучать по дому. Задача объединений государств в данном контексте – не просто заботиться о развитии и экономическом благополучии на макроуровне, но направлять процветание на благо населения, как коренного, так и прибывшего с далеких земель. В условиях всеобъемлющей глобализации важно, чтобы страны стремились к устойчивому и инклюзивному развитию. 

Также по теме

Новые публикации

Гастрольный график ансамбля «Алаш» из Республики Тыва в Международный год языков  коренных народов не изменился. Семь месяцев в году участники трио, считающиеся лучшими мастерами горлового пения в республике, гастролируют по миру и России, а оставшееся время собирают фольклор в Туве и готовят новые программы. Музыканты, собирающие большие залы в Лос-Анджелесе и Токио, проводят отпуск в тайге наедине с природой и табунами.
Согласно опросам, более половины иностранных студентов при выборе места обучения ориентируются на мировые рейтинги лучших университетов. В этом году в рейтинг QS World University Rankings 2019-2020 вошли 25 российских вузов, причём большинство из них улучшили свои позиции. Ну а самым успешным оказался Московский университет им. М. В. Ломоносова, поднявшийся сразу на шесть пунктов. Впрочем, его ректор Виктор Садовничий уверен, что российское образование на самом деле недооценено.
В Риге при закрытых дверях и в режиме полной секретности прошло первое судебное заседание по уголовному делу гражданина Латвии, бывшего сотрудника МВД 63-летнего пенсионера Олега Бурака, обвиняемого в шпионаже. Представители русской общины Латвии вышли на улицу, чтобы поддержать обвиняемого по сфабрикованному делу соотечественника.
Современные дети значительную часть свободного времени проводят в интернете, зачастую становясь полноценными авторами видеоконтента. А почему бы не совместить увлечение и развитие? Так возникла идея создать специальный детский канал для детей-билингвов российских соотечественников, где они могли бы рассказывать о себе, а заодно совершенствовать русский язык. Что из этого получилось, рассказывает руководитель проекта «Детское телевидение “Юная планета”» Елена Черникова.
С 26 июня по 3 июля 2019 года в Паланге при поддержке фонда «Русский мир» уже в девятнадцатый раз будет проходить международная летняя школа русского языка и фольклора «Традиция». Каждый год число тех, кто хочет не просто отдохнуть на берегу Балтийского моря, но и приобщиться к народному песенному богатству, попутно совершенствуясь в знании русского языка, всё увеличивается. В этом году здесь соберётся более 150 участников из Литвы, России, Польши, Латвии, Норвегии, Франции, Великобритании, Голландии, Белоруссии, Грузии, Германии, Украины.
Двадцать лет назад Таисия Суворова, журналист по профессии, переехала из российской столицы в столицу Калифорнии. Этот переезд повлиял, конечно, на её профессиональную карьеру, но ничуть не убавил оптимизма и творческого отношения к реальности. В Сакраменто она вместе с единомышленниками создала Русскую библиотеку, превратившуюся в настоящий русский культурный центр.
В ближайшие годы количество иностранных студентов, обучающихся в России, должно быть почти удвоено. Такая цель поставлена в национальном проекте «Образование» на 2019 – 2024 гг. О том, зачем Россия стремится привлекать всё больше иностранных студентов, какие у нас конкурентные преимущества и какие препятствия стоят на этом пути, мы поговорили с президентом «Всемирной ассоциации выпускников высших учебных заведений» России, соучредителем «Ассоциации иностранных студентов» Владимиром Четием.
Если посмотреть на Европу с точки зрения русского культурного наследия, можно обнаружить немало интересного практически в каждой стране. А почему бы не использовать этот материал на уроках русского языка? Вот такое необычное совмещение уроков истории и языка придумали организаторы проекта «Живые языки/живое наследие». О том, что из этого получилось, рассказывает руководитель ассоциации «Россия – Аквитания» (Бордо, Франция) Игорь Жуковский.