EN
 / Главная / Публикации / Вячеслав Никонов: Рабочая группа подготовила компромиссные поправки в законопроект об изучении родных языков

Вячеслав Никонов: Рабочая группа подготовила компромиссные поправки в законопроект об изучении родных языков

Редакция портала «Русский мир»09.06.2018

8 июня в Госдуме состоялось расширенное заседание рабочей группы по доработке проекта федерального закона об изучении родных языков. На заседании был представлен и обсуждён текст поправок к законопроекту, подготовленных с учётом замечаний, прозвучавших от регионов и общественности. 

Фото: Пресс-служба Госдумы

Открывая заседание, первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Андрей Исаев напомнил, что изначально законопроект был внесён в Госдуму депутатами всех фракций. Он отметил, что необходимость принятия подобного закона обсуждалась в обществе уже продолжительное время. Как напомнил Андрей Исаев, точку в дискуссии поставил президент России Владимир Путин, который сказал, что «заставлять человека изучать язык, который родным для него не является, так же недопустимо, как и снижать уровень преподавания русского».

На решение этого вопроса и был направлен законопроект, большинство регионов его поддержало, однако в целом ряде субъектов федерации, особенно в национальных республиках, проект вызвал серьезные замечания, сообщает пресс-служба комитета ГД по образованию и науке.

«В связи с этим возникла довольно эмоциональная дискуссия. Зачастую авторам законопроекта приписывалось то, чего не планировалось вовсе, например предложение сделать родной язык факультативным. Тем не менее мы сочли, что все озвучиваемые предложения заслуживают серьезного и всестороннего обсуждения. По инициативе фракции "Единая Россия" Комитетом по образованию и науке была сформирована рабочая группа, в которую вошли авторы законопроекта, депутаты Госдумы, представляющие национальные республики, руководство Рособрнадзора, Министерства просвещения. Тема крайне важная, крайне сложная и нуждающаяся в правильном решении», – заявил Исаев. 

Председатель Комитета Госдумы по образованию и науке, глава правления фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов подчеркнул, что рабочая группа, ведя диалог со всеми регионами, национальными группами, общественниками, стремится найти компромиссный вариант законопроекта.
 
Никонов особо выделил тот факт, что национальное, этническое, языковое разнообразие является огромным достоянием нашего общества и государства. 

«Каждый из языков нашей страны стал не только национальным достоянием, но и достоянием мировой культуры. Российскую цивилизацию всегда отличала высокая толерантность, межнациональное согласие, стремление поддержать развитие национальных языков. И наше государство всегда уделяло повышенное внимание    тому, чтобы люди могли изучать свой родной язык», – подчеркнул депутат.

Говоря о ситуации с изучением родных языков, парламентарий заметил: «Ни в одной стране мира нет такого, чтобы в системе образования изучалось 59 языков, а преподавание шло на 30 языках. Это действительно беспрецедентное достижение нашей страны. В качестве государственных языков в 22 субъектах Российской Федерации используются не только русский, но и языки, которые в этом субъекте тоже считаются государственными».

«При этом нельзя сказать, что нет проблем с изучением родных языков. Ясно, что невозможно в каждой школе обеспечить преподавание любого родного языка, поэтому закон об образовании предусматривает, что изучение родных языков осуществляется с учетом имеющихся возможностей образовательной системы. Это тоже оправданно», – пояснил Никонов.

Глава профильного Комитета отметил, что внимательное изучение вопроса позволило обнаружить  множество проблем, которые нуждаются в первоочередном внимании государства. 

К примеру, в федеральном перечне учебников сегодня существуют утверждённые учебники только по пяти языкам – это татарский, башкирский, алтайский, хакасский и чеченский. И только по 13 языкам есть примерные основные образовательные программы, хотя изучается гораздо большее количество языков и на большем количестве языков ведётся преподавание. Проблема в том, что выработать стандарт, утвердить учебник, провести его экспертизу – всё это достаточно сложно и дорого. Далеко не всем национальным республикам это под силу. 

«Поэтому первое предложение нашей рабочей группы – дополнить статью 11 закона "Об образовании" положением о том, что федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают возможность получения образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, изучения родного языка из числа языков народов Российской Федерации», –  рассказал Никонов.

Глава профильного Комитета сообщил, что рабочая группа предложила  учредить Фонд поддержки национальных языков.

«Фонд поддержки родных языков будет заниматься подготовкой учебников и учебных пособий по родному языку и литературе, разработкой стандартов для изучения языков коренных и малочисленных народов, образовательных программ.  Мы считаем, что сделать это необходимо, потому что та система поддержки национальных языков, которая существовала в советский период, сейчас ослабла, не ведётся специальная подготовка педагогических кадров для коренных и малочисленных народов, существуют проблемы с подготовкой федеральных учебников и образовательных программ.  Фонд позволит нам значительно продвинуться вперед в деле поддержки изучения родных языков», – сказал Никонов. 

Особое внимание рабочая группа уделила  тому, как  законодательно реализовать право человека на изучение  родного языка и как обеспечить возможность выбора родного языка.

 «Мы предлагаем ко второму чтению такой вариант, как введение возможности изучения русского языка как родного.  Изучение родного языка остаётся обязательным для всех, но одним из этих языков может быть русский», – рассказал   депутат. 

Вячеслав Никонов уточнил, каким образом может  осуществляться выбор родного языка.  

«Мы предлагаем сделать это через следующую запись: выбор языка образования, родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик Российской Федерации осуществляется на добровольной основе обучающимися, родителями или законными представителями несовершеннолетних  обучающихся на основании личных заявлений», – сообщил глава профильного Комитета.

Вячеслав Никонов подчеркнул, что работа над текстом поправок и проектом постановления Госдумы, в котором они будут отражены, ещё не закончена.  «К 15 июня Комитет готов рассмотреть законопроект с тем, чтобы вынести его на рассмотрение Госдумой в первом чтении 19 июня –вместе с соответствующим постановлением, в котором будет зафиксирован вариант, предлагаемый ко второму чтению. А затем осуществить рассылку в субъекты Федерации, законодательные и исполнительные органы власти, все заинтересованные министерства, ведомства, общественные организации, чтобы у них была возможность ознакомиться с доработанным вариантом законопроекта и высказать свои предложения», – резюмировал Никонов. 

По мнению членов рабочей группы, подготовленные поправки уже открывают возможности для компромисса, который  устроит все заинтересованные стороны.  Кроме того,  депутаты предложили  записать в проект постановления предложение о создании концепции преподавания родных языков. 

Андрей Исаев добавил, что законопроект потребует подготовки целого ряда подзаконных актов, которые будут непосредственно  регулировать процесс обучения родным и государственным языкам. «И поэтому мы предполагаем в постановлении к первому чтению записать обращение к правительству представить нам уже ко второму чтению подробную информацию о тех подзаконных актах, которые будут изданы для исполнения этого закона», – сообщил депутат. 

Также по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Цветаева