RUS
EN
 / Главная / Публикации / Почему иностранцы выбирают российские вузы? Опыт Санкт-Петербургского Политеха

Почему иностранцы выбирают российские вузы? Опыт Санкт-Петербургского Политеха

Светлана Сметанина15.05.2018

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Фото: 5s1.ru

Старейший технический вуз России – Санкт-Петербургский университет Петра Великого – входит в тройку российских лидеров по количеству иностранных студентов. Сегодня здесь обучается более шести тысяч иностранцев. О том, почему вуз так популярен у иностранцев, выбирающих обучение в России, рассказывает проректор СПбПУ по международной деятельности профессор Дмитрий Арсеньев.

– Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого ведёт свою историю с конца XIX века. А с какого времени там начали учиться иностранные студенты?

– Первые иностранные студенты появились в Политехническом университете в 1947 году – таким образом, СПбПУ имеет более чем 70-летнюю историю подготовки зарубежных учащихся. За это время университетом накоплены ценнейшие знания и опыт, которые сегодня позволили нам войти в тройку лидеров среди российских вузов по количеству иностранных студентов, что подтверждено данными Социоцентра Минобрнауки.

– Если сравнивать дореволюционный, советский и настоящий период, какие тенденции и изменения в сфере обучения иностранцев в вашем университете можно отметить?

– Образовательные программы СПбПУ регулярно адаптируются под современные запросы. Мы активно развиваем направления международного академического партнёрства с зарубежными вузами, высокотехнологичными компаниями и научными организациями; программы международной академической мобильности как студентов, так и научно-педагогического состава. Ежегодно в этих программах принимают участие около 2000 российских и иностранных студентов. Значительный импульс для развития международной деятельности вуз получил благодаря участию в проекте 5–100 (проект повышения конкурентоспособности российских университетов. – Ред.).

На данный момент партнёрами СПбПУ являются более 300 вузов из 68 стран, из них 14 университетов имеют статус стратегических. Всё это позволяет нам изучать и применять лучшие мировые практики, позиционируя Политехнический университет как один из лучших инженерных вузов России.

Дмитрий Арсеньев. Фото: пресс-служба СПбПУ

Сейчас расстояния между странами уже не играют такой важной роли, как раньше. Из любой точки мира студент может получить информацию об интересующем его вузе и выбрать направление для дальнейшего обучения, связаться с принимающей страной и уточнить все необходимые детали. 



Наши сотрудники ежедневно консультируют интересующихся обучением в СПбПУ студентов, которые могут выбрать обучение как на русском, так и на английском языке: в университете разработана 81 международная англоязычная образовательная программа, среди них – 23 программы магистратуры на английском языке, на которых сегодня обучаются свыше 200 студентов из порядка 40 стран.



Хочу обратить внимание и на Международную политехническую летнюю школу,  которая является предметом нашей особой гордости: ежегодно она принимает более 500 студентов со всего мира и на сегодняшний день сохраняет статус одной из крупнейших в России. В 2018 году студенты смогут выбирать среди 26 образовательных модулей Летней школы, из них три направления – «Молекулярная гастрономия», «Энергетические технологии в нефтегазовой промышленности» и «Биомедицинская инженерия» –  будут представлены впервые.

Своевременное информирование о научно-технологическом потенциале вуза и его образовательных программах студенты могут получить и за рубежом: в официальном представительстве СПбПУ в Шанхае и в информационном центре в Мадриде. 

– Как изменились запросы самих студентов из других стран, касающиеся их обучения в СПбПУ? На какие именно критерии они сегодня обращают внимание в первую очередь?

– Запросы студентов, как и изменения в структуре высшего образования, во многом зависят от современных тенденций. Сегодня студенты из других стран обращают внимание на позиции вуза в рейтингах, конкурентоспособность реализуемых в нём образовательных программ, наличие лабораторий и исследовательских центров, а также на отзывы имеющих опыт обучения в вузе студентов. Большую роль в принятии решения играет и географическое положение.

По данным предметного рейтинга вузов QS World University Rankings by Subject 2018, СПбПУ занимает 349-е место в направлении «Естественные науки», и 248-е место в направлении «Технические науки и инженерное дело», что является 5-м результатом среди всех вузов России и третьим –среди вузов-участников проекта 5–100. По данным авторитетного британского журнала Times Higher Education (THE), Политех вошёл в топ-50 мирового рейтинга THE по соотношению преподавателей и студентов.

Что касается конкурентоспособности программ, хочу отметить возможность получить у нас  двойной диплом с ведущими европейскими университетами – Техническим университетом Берлина, Университетом Ганновера имени Лейбница, ПариТехом (Парижским технологическим институтом), Грацким техническим университетом. Кроме того, СПбПУ – один из немногих вузов России, где налажена выдача общеевропейских приложений к диплому, что способствует признанию дипломов СПбПУ за границей. Оно включает в себя стандартный набор разделов, понятный сотрудникам зарубежных образовательных организаций, информацию о полученной квалификации, уровне образования, содержании программы, а также трудоемкости дисциплин в ECTS (Европейской системе перезачёта кредитов).

 Открытие представительства СПбПУ в Шанхае. Фото: spbstu.ru

Кроме того, наши лаборатории имеют современное оборудование. Мы активно расширяем свой научно-технический потенциал: так, в ноябре 2017 года Политехнический университет и компания Siemens открыли совместную лабораторию «Промышленные системы искусственного интеллекта», где с помощью специализированного суперкомпьютера будет вестись мониторинг и диагностика промышленных систем и аппаратов.  Кроме того, на базе нашего вуза открыта кафедра ЮНЕСКО «Управление качеством образования в интересах устойчивого развития», которая является платформой для налаживания связей и установления сотрудничества в различных областях науки и образования как внутри страны, так и на международном уровне.

И, конечно, расположение Политехнического университета в одном из красивейших городов России – Санкт-Петербурге – еще один аргумент для того, чтобы выбрать для обучения именно СПбПУ.
 

– Ваш университет входит в тройку лидеров среди российских вузов по количеству иностранных студентов. На ваш взгляд, с чем связана эта популярность?

– За последние годы существенно расширилась география наших партнёрских университетов: мы развиваем и укрепляем связи со странами Европы, а также активно работаем с вузами Латинской Америки, Африки, Азии, со странами БРИКС, в особенности с Китаем. Учитывая лучшие примеры из мировой практики, СПбПУ активно продвигает свой бренд за рубежом в целях популяризации образовательных программ, в том числе – русского языка. Важную роль в развитии экспорта образования играют открытые СПбПУ представительство в Шанхае и информационный офис в Мадриде. Проводимые мероприятия, например Недели русского языка в Китае и Испании, открытые уроки, курсы повышения квалификации преподавателей, делают вуз ближе к иностранным абитуриентам, способствуют их адаптации к обучению в России.

Представители нашего вуза участвуют в крупнейших конференциях и форумах (EAIE, NAFSA, APAIE), а также в международных образовательных выставках и ярмарках. СПбПУ сотрудничает более чем с 30 рекрутинговыми агентствами и компаниями из разных регионов и стран. Также осуществляется продвижение посредством сотрудничества с внешними СМИ за рубежом. 

Начиная с 2017 годы мы проводим вебинары. Это новый и перспективный инструмент интернет-маркетинга для продвижения образовательных услуг вузов.

Кроме того, в университете работает команда тьюторов и адаптеров, куда входят студенты-волонтёры, оказывающие помощь иностранным студентам в адаптации к студенческой жизни в России.


Петербургский цифровой форум – 2018. Фото: spbstu.ru

– Сегодня перед российским образованием поставлена достаточно амбициозная задача – увеличить число обучающихся в России иностранцев до 700 тысяч человек к 2025 году. На ваш взгляд, что нужно делать, чтобы достигнуть таких показателей?

– На мой взгляд, ключевую роль в достижении этой цели играет системный подход. Например, в международном кампусе СПбПУ создана вся необходимая инфраструктура для решения задач по увеличению числа иностранных студентов в вузе. Она включает систему маркетинга и рекрутмента, академической мобильности, Центр русского языка как иностранного и Центр тестирования по русскому языку. Это, конечно, и благоустроенные общежития, система адаптации, единое информационное пространство и система навигации на различных языках. Всё это создает комфортную доброжелательную интернациональную среду как внутри вуза, так и за его пределами. 

Информационную поддержку иностранным студентам, доступную онлайн, обеспечивают специалисты Единого информационного офиса, который включает в себя рекрутинг, консультации по выбору направления обучения, оформление и зачисление иностранных граждан. В рамках единого информационного офиса работают также Центр экспертизы иностранных документов об образовании и паспортно-визовая служба. 

Также по теме

Новые публикации

13 октября в Монреале и 14 октября в Оттаве под эгидой Координационного совета организаций российских соотечественников Канады, при поддержке детского центра «Мечта» (Монреаль) и оттавской русской школы свв. Кирилла и Мефодия прошла V Всеканадская педагогическая конференция преподавателей русского языка.
16 октября на родину в Пензу вернулись участники первого полевого этапа этнографической экспедиции Русского географического общества «Современный этномир». Экспедиция проводилась с 2 по 16 октября в крупных городах Узбекистана – Ташкенте, Бухаре и Самарканде – местах с наибольшей концентрацией русского и русскоговорящего населения республики.
Несмотря на серьёзное ухудшение отношений между Польшей и Россией, в стране остаётся немало людей, которые поддерживают действенную связь с Россией, с её историей и культурой. В Белостоке уже 25 лет существует Русское культурно-просветительное общество, члены которого – потомки тех русских, кто остался в Польше после развала Российской империи. О том, чем занимается РКПО сегодня, мы поговорили с секретарём общества Андреем Романчуком.
«У юкагиров. Древнейший тундренный народ северо-восточной Сибири» – так называется новая книга-альбом голландского лингвиста Сесилии Оде, вышедшая этим летом на голландском, русском и английском языках в нидерландском издательстве Lias. Эта книга – своего рода дневник, написанный во время лингвистических экспедиций в Якутию, на крайний северо-восток Сибири.
С 5 по 9 октября 2018 г. в столице Болгарии проходил IV Всемирный молодёжный форум российских соотечественников. Тема форума в этом году – «Россия и мир». Это событие по праву считается одним из самых масштабных форумов представителей российской молодёжи за рубежом.
Можно ли по нормам речевого этикета изучать национальный характер? И почему не здороваться, заходя в лифт – это вполне этично? Известный лингвист, доктор филологических наук Максим Кронгауз давно наблюдает за русским речевым этикетом. Своими выводами он поделится на конгрессе РОПРЯЛ, который проходил в Уфе.
С 11 по 14 октября в Уфе проходит VI конгресс Российского общества преподавателей русского языка и литературы. Одна из актуальных для России тем – как сочетать преподавание родного языка в национальных школах с обучением на государственном (русском) языке. Своими мыслями по этому поводу делится ведущий эксперт по билингвизму, профессор Московского педагогического госуниверситета Елизавета Хамраева.
Если бы у старшего научного сотрудника Международного института страноведения имени Лейбница в Лейпциге Изольды Браде спросили, с чем связаны главные метаморфозы её жизни, она, скорее всего, ответила бы: с русским языком. Специалист по урбанистике в России, за свою жизнь она объехала полторы сотни российских больших и малых городов.