RUS
EN
 / Главная / Публикации / Русская школа и идеология украинства

Русская школа и идеология украинства

Редакция портала «Русский мир»05.04.2018

В распоряжении редакции «Русского мира» оказался документ, который  Министерство образования и науки Украины рассылает в образовательные учреждения страны. Главная тема документа определена так: «О противодействии пропаганде сепаратизма в образовательных учреждениях».

«В условиях сегодняшней гибридной войны против Украины со стороны Российской Федерации всё большую актуальность приобретает формирование у учителей и учащихся понимания единства и целостности Украины, осуществление систематической работы по воспитанию у подрастающего поколения чувства патриотизма, преданности делу укрепления страны, активной гражданской позиции», – говорится в начале документа.


Для противодействия «информационному влиянию Российской Федерации на сознание украинских учеников и студентов» Минобрнауки Украины напоминает преподавателям о недопустимости сотрудничества образовательных учреждений с российскими организациями, сообществами в социальных сетях и отдельными людьми, которые «принимали участие в антиукраинских акциях  и пропагандируют враждебную интересам Украины идеологию, разжигают сепаратизм, содействуют агрессору и оккупанту»

Пока, как видим, идёт самая обычная для нынешней украинской власти риторика. Самое интересное следует далее.

В министерстве обращают внимание на некие «обращения граждан, гражданских активистов и представителей СМИ», которые свидетельствуют о том, что «до сих пор на учеников, студентов, педагогические коллективы пытаются влиять разного рода общественные организации и структуры "русского мира"». В качестве примера такого влияния приводится распространение печатных изданий, таких как украинский журнал «Русская школа».

«Под видом различных общественных акций, осуществляется пропаганда чуждой идеологии, которая противодействует воспитанию высоких морально-этических ценностей и уважения к украинскому государству у молодого поколения», – предупреждают озабоченные правильным воспитанием детей украинские чиновники.

Далее указывается на недопустимость «во время гибридной войны и борьбы Украины с российской агрессией, в том числе информационной» сотрудничества с организациями и структурами «с сомнительной репутацией», пропагандирующими «враждебную интересам Украины идеологию».

Письмо подписано первым заместителем министра В. В. Ковтунець.


То, что на протяжении последних лет украинскую систему образования пытаются превратить в систему пропаганды, ни для кого не секрет.  Продолжается и наступление на русский язык в украинских школах. 

Наше внимание привлекло упоминание в этом письме журнала «Русская школа». 

Если под «идеологией Русского мира» понимать желание говорить с учителями русских школ о педагогике, нравственности, умственном развитии учеников, русской литературе – на русском языке, то «Русская школа» и все, кто её поддерживает, действительно противостоит распространённой сегодня в стране националистической риторике, отрицающей значение русского языка – и шире – русской культуры для Украины. 

В действительности же «Русская школа» – научно-практический, информационно-аналитический и просветительский журнал. Открываем последний (январь – февраль – март 2018 г.) номер. Здесь – материалы о влиянии новых технологий на образование и изменение культуры людей; об образовательном значении родного языка; о работе с неуспевающими школьниками; о технике эффективного усвоения информации; о творчестве И. А. Бунина; об организации уроков труда; окончание статьи Ю. М. Лотмана «Женский мир русского дворянства (XVIII – начало XIX века); об именах собственных в разных языках… Что из этого препятствует «воспитанию высоких морально- этических ценностей и уважения к украинскому государству у молодого поколения» или «разжигает сепаратизм», понять решительно невозможно. 

Очевидно, на Украине взят курс на выдавливание русскоязычных образовательных изданий, а в конечном счете – на разрушение всей системы образования на русском языке. В стране, где около 15 млн человек, т. е. от 30 до 40 % населения,  считают русский язык родным для себя.

Напомним и такие цифры: в 2016/2017 учебном году доля всех школ (частных и государственных) с обучением на русском языке составила 9,4 %, в то время как на момент обретения Украиной независимости в 1991 году русский и украинский языки в образовании соблюдали паритет: 49,3 % школ были полностью украиноязычными и почти столько же образовательных учреждений вели преподавание на русском языке.

Однако в сентябре прошлого года был принят закон «Об образовании», предусматривающий полную украинизацию образовательного процесса в учебных заведениях. С 2018 года изучать школьные предметы на своём родном языке дети смогут лишь на начальном этапе – до пятого класса. Затем, с пятого по девятый, во всех школах постепенно будут вводиться предметы на украинском языке. В старшей же школе абсолютно все предметы будут преподаваться украинською мовой. С 2020 года вся образовательная вертикаль, начиная от детских садов и заканчивая вузами, должна полностью перейти на украинский язык.

Регулярно на политической арене Украины раздаются голоса и о полном запрете русского языка в публичной сфере. 

Разорвать или максимально сузить систему образования на русском языке, обрубить все контакты с русскоязычными сверстниками и коллегами в других странах, надавить на учителей русских школ – вот цель послания, направленного Минобрнауки Украины педагогам. Всё это – вопреки постановлениям уважаемых международных организаций, признающих ценность и необходимость сохранения языков национальных меньшинств. Вопреки собственной многовековой культуре, во многом существовавшей и продолжающей существовать на русском языке. Вопреки здравому смыслу.

Похожие события происходят сейчас в Латвии где также принят закон, фактически ликвидирующий русские школы. В этой стране учителями русских школ уже давно вплотную занимается специальное надзорное ведомство. На Украине чиновники пока ограничиваются предостерегающими письмами, но, видимо, до создания своей языковой полиции и здесь недалеко.

Также по теме

Новые публикации

Самой красивой деревней России этим летом признали село Большой Куналей в Бурятии. Третий год премию вручает ассоциация «Самые красивые деревни России». Прежним  победителям звание «самая красивая» принесло приток туристов, статьи в большой прессе и даже побратимские связи с красивыми селами – коллегами из-за рубежа.
Переменчивая эстонская погода не отпугнула в минувшие выходные преданных друзей международного музыкально-фольклорного фестиваля-ярмарки «Цветок папоротника» (бывший «Славянский свет»), а разнообразие программы привлекло на фестивальные площадки и новых зрителей.
Валерий Бухвалов – известный латвийский педагог, один из лидеров движения в защиту русских школ и русскоязычного образования. В своей статье он рассуждает о том, возможно ли формирование знаний у детей в школе на неродном языке, а воспитание культурной идентичности  –  на родном, русском языке и как этого добиться. Для Латвии сейчас это очень актуальный вопрос.
По мнению проректора по международным отношениям ДВФУ Виктории Пановой, сегодня для того чтобы выдерживать конкуренцию с иностранными вузами, необходимо ориентироваться на создание уникальных инновационных образовательных продуктов, использующих сильные стороны российских вузов, ориентируясь при этом на запрос со стороны международного образовательного рынка.
В дни чемпионата мира по футболу иностранных болельщиков можно встретить не только на Красной площади и ставшей вдруг всемирной известной Никольской улице. Почти во всех городах, где проходят игры, отмечают увеличение количества посетителей в музеях, галереях, парках и т.д. Даже русскую классику сметают с полок книжных магазинов
Количество иностранных студентов в российских вузах постоянно растёт. Сегодня в стране обучается 272 тысячи иностранных студентов. По сведениям Минобрнауки, к 2025 году число обучающихся по очной форме иностранных граждан в российских образовательных учреждениях (среднего, профессионального и высшего образования) должно увеличиться до 710 тысяч.
Почему «Слово о полку Игореве» – невероятно актуальное произведение и как современные интернет-технологии могут помочь учителю увлечь школьников классикой? Об этом рассуждает учитель литературы в московской гимназии № 1514, член Гильдии словесников Антон Скулачёв.
С 28 по 30  июня 2018 г. в Москве проходила встреча российских и немецких политологов, объединённых в рабочую группу «Политика» уважаемого дискуссионного форума «Петербургский диалог». В центре внимания экспертов была внутриполитическая ситуация в России и Германии, а также непростые взаимные отношения двух стран.