EN
 / Главная / Публикации / Университет подлёдных погружений

Университет подлёдных погружений

Сергей Виноградов20.03.2018

Десятки дайверов со всего мира, от Ирландии до Эфиопии, приезжают ежегодно в феврале и марте в Карелию, чтобы научиться правильно погружаться под лёд. В Россию их приводят не только уникальные свойства Белого моря (единственного замерзающего в Европе), но, прежде всего, профессионализм российских инструкторов. Во всём мире наши дайверы считаются главными экспертами по подлёдным погружениям – по опыту,  количеству рекордов и разработанным методикам им нет равных. Корреспондент «Русского мира» узнал, что ещё, помимо дайверских навыков, гости увозят из Беломорья.


Дверь в подлёдный мир

Полярный круг, север Карелии. На западе до Финляндии рукой подать, на севере – до Мурманской области. Строго говоря, глушь: немалую часть года – белая пустыня, которая распространяется во все стороны, куда хватает глаз. Погода капризная: вчера – минус 30, сегодня – ближе к нулю. Штиль сменяется метелью. Беломорье как будто нарочно испытывает гостя на прочность, одаривая его за терпение прекрасным северным сиянием. 

Фото: Александр Губин
Старинная карельская деревушка Нильмогуба ожила, когда в начале нулевых группа выпускников МГУ с учёными степенями построили здесь дайвинг-центр «Полярный круг», через который прошли сотни дайверов со всего мира. Февраль – март (в этот период намерзает самый прочный лёд) здесь считается пиком сезона. Дайверы со всего мира – это и маститые профессионалы, которых в тёплых морях не испугать встречей с акулой или китом, и просто сертифицированные дайверы – приезжают учиться подлёдным погружениям. 

С ними работают лучшие российские инструкторы, у некоторых количество погружений измеряется тысячами. В этом году здесь работают более десяти опытных подлёдных инструкторов, которые приезжают из разных регионов по приглашению идеолога и директора центра «Полярный круг» Михаила Сафонова.

Фото: Александр Губин

Группы следуют друг за другом – уехали китайцы, заселились ирландцы и французы, следом приехали дайверы из Гонконга. Продолжительность обучения зависит от уровня подготовки гостя и обычно составляет от трёх дней до недели. Чему обучают? Безопасному нахождению под водой. Это всегда в приоритете. А когда человек уверенно и безопасно выполняет все навыки, ему становится комфортно. В рамках семинара студенты узнают о том, что такое холод и как от него защититься, учатся погружаться со страховочным концом (специальный канат, обеспечивающий гарантию возвращения дайвера из-под льда обратно в майну) и страховать товарища, изучают тактильные сигналы и многое другое. 

Почему в Россию едут учиться нырять под лёд со всего мира? Во многом это происходит благодаря системной многолетней работе, результатом которой стал самый большой совокупный опыт подлёдных погружений в мире

В этом марте наплыв гостей был настолько велик, что одновременно погружались порядка 45 человек. Организовать такой подлёдный семинар довольно сложно – доставить к месту погружения, проложить безопасные маршруты по льду – на море лёд неоднородный, – обеспечить страховку каждому, накормить и так далее.  

Фото: Александр Губин

– За два десятка лет здесь, на Белом море, сложился настоящий университет подлёдных погружений, – рассказывает корреспонденту «Русского мира» Александр Губин, один из самых опытных в России подлёдных дайверов, участник ряда рекордов, в том числе на самое глубокое морское погружение под лёд. – Накоплен колоссальный опыт погружений сотен дайверов, и что самое ценное – опыт коллективной работы инструкторов. И такого больше нет нигде в мире, так сложилось. Здесь каждый год встречаются настоящие мастера своего дела, продвинутые и опытные инструктора. Но, тем не менее, во время каждой встречи мы шлифуем манеру обучения, ищем новые подходы, постоянно совершенствуясь. Общение и обмен опытом очень много даёт всем нам. Почему в Россию едут учиться нырять под лёд со всего мира? Во многом это происходит благодаря системной многолетней работе, результатом которой стал самый большой совокупный опыт подлёдных погружений в мире. Дайверы проходившие обучение в центре «Полярный круг» ныряют по всему миру, общаются, делятся опытом обучения, демонстрируют качественное и безопасное владение навыками подлёдных погружений, а это лучшая  реклама. Российские дайверы участвуют во многих международных дайв-турах и экспедициях – в Гренландии, Исландии, Норвегии, Финляндии, Антарктике и на Северном полюсе. В результате сложился определённый бренд по подготовке подлёдных дайверов – в России это умеют делать лучше всего. 

Тёплый Север

Что привлекает зарубежных дайверов на холодное море севера России, когда на свете тёплых морей не счесть? Поиск нового и красота – природы и подводного мира, ведь флора и фауна южных и северных морей отличаются кардинально. По словам инструкторов, для многих обретение навыка погружений под лёд является своего рода жизненным рубежом, преодолением себя. 

Фото: Александр Губин
Приезжает молодёжь, для которой дайвинг – образ жизни, как и солидные люди, обретшие новое увлечение уже в возрасте. Среди них есть и такие, кто готовится к погружению на Северном полюсе. Тренируются обладатели экстремальных профессий, которым навык ныряния под лёд может пригодиться по работе. Толстый лёд и холода (здесь даже под водой температурный минус) не пугают и представительниц слабого пола – девушек и женщин среди обучающихся немало.

– Здешняя природа покоряет всех с первого взгляда, – рассказывает Александр Губин. – Недавно китайцы приезжали. Им здесь всё интересно. Сами говорили, что до этого и снега толком не видели. Началась пурга, налетела неожиданно, на три метра ничего не видно. Китайцы этой пурге обрадовались как дети. Прыгали, смеялись. Стали снимать, фотографировать, делать селфи, запустили даже квадрокоптер, но он в метель летать не смог. Для южных людей снег вроде бы тоже в новинку, но они быстро привыкают. Приезжал дайвер из какой-то тропической страны, с тёмным цветом кожи, выглядел весьма экзотично, стоя со страховочным концом на белом снегу.

Фото: Александр Губин

Международная команда с удовольствием лакомится блюдами русской кухни, которая составляет львиную долю здешнего меню. Морсы и компоты из клюквы и брусники, пироги с грибами и морошкой, каши и супы. А щи, борщ и квашеная капуста приобрели здесь стратегическое значение – капуста богата витамином С, а при нахождении в холоде он очень важен. С Белого моря гости увозят не только сертификаты, но и тёплые воспоминания о русском гостеприимстве.    

«Мы в Арктике живём»

– Сегодня все видят, что мы делаем в нашей Арктике, – рассказал «Русскому миру» один из дайверов-инструкторов. – Мы её хорошо знаем, но не перестаём изучать и делать открытия. Но главное, мы сюда не в гости приезжаем, мы в Арктике живём. 

Арктическое направление переживает в России настоящий бум не только среди спортсменов, но и среди учёных, бизнесменов и туристов. В последние 10–15 лет страна по-настоящему вернулась в Арктику. Экспедиции, конференции и фестивали, посвящённые освоению этого региона, проводятся в России круглогодично. 

Фото: Александр Губин

Арктическая тема увлекает молодых, которые видят на севере возможности для личного и карьерного роста, и, что не менее важно, поприще для полезной деятельности. За несколько лет количество предлагаемых вакансий за полярным кругом увеличилось в несколько раз. 

На прошлой неделе исторический зал Русского географического общества в Санкт-Петербурге был переполнен. Опытные исследователи Арктики рассказывали студентам полярных специальностей (конкурс на них постоянно растёт) о возможностях и перспективах северных проектов.
Фото: Александр Губин

Один из выступающих, Илья Гуревич, почётный председатель клуба «ВелоПитер»,  рассказал, например, о трёх зимних экспедициях в Арктику. Илья вместе с единомышленниками преодолели на велосипеде сотни заснеженных километров, в том числе по льду Северного Ледовитого океана. А ещё в Арктике проводятся массовые лыжные соревнования и марафонские забеги. 

Ныряем, исследуем, бегаем на скорость, катаемся на велосипедах – живём, иным словом.     

Рубрика:
Тема:

Также по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Цветаева