RUS
EN
 / Главная / Публикации / Вячеслав Никонов: Россия – самая образованная страна, но качество образования необходимо улучшать

Вячеслав Никонов: Россия – самая образованная страна, но качество образования необходимо улучшать

Редакция портала «Русский мир» 01.02.2018

Об этом председатель думского Комитета по образованию и науке заявил 1 февраля на открытии Профессорского форума. Первый Профессорский форум начал работать 1 февраля 2018 года в Москве на площадке Российского университета дружбы народов, сообщает пресс-служба Комитета Госдумы по образованию и науке.

Выступая перед его участниками, председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов констатировал, что современное человечество стоит перед большим количеством вызовов, многие из которых имеют технологический, научно-технический характер. Объём знаний сейчас удваивается каждые два года. В широкий обиход входят такие понятия, как «экономика знаний», «цифровая экономика», «искусственный интеллект». Развиваются нанотехнологии, создаются материалы с заранее заданными свойствами. 

Вячеслав Никонов 

«Цифровая экономика – самая быстрорастущая часть мировой экономики», – отметил депутат. 

По его словам, лидерами капитализации становятся крупнейшие научно-технологические компании, такие как Google, Facebook, Microsoft, Amazon. «Их капитализация колеблется в диапазоне от 600 до 900 миллиардов долларов. Для сравнения: капитализация самых крупных российских компаний, например Сбербанка или Роснефти, – порядка 70 миллиардов долларов», – сообщил Никонов. 

Но вызовы носят и геополитический характер. «Чтобы не только выжить в этом мире, но и победить, нам, безусловно, нужно быть умнее всех на планете», – уверен Никонов.

По мнению депутата, Россия пока не в полной мере готова к ответу на существующие вызовы.

«Мы самая образованная страна в мире, 60 процентов взрослых россиян имеют высшее и среднее специальное образование. Это, конечно, нас радует, но что касается качества образования, оно радует далеко не всегда», – сказал глава профильного Комитета Думы.

Никонов напомнил, что после развала Советского Союза в России образовалось в четыре раза больше вузов, чем было в РСФСР. При этом количество абитуриентов и студентов в результате демографических спадов постоянно шло вниз. За последнее десятилетие число выпускников школ сократилось почти вдвое.

«Не секрет, что при зашкаливавшем числе вузов среди них были те, которые просто выписывали диплом за деньги. Много подобных псевдовузов уже закрыли, это хорошая история. Но была и ситуация бюрократических перегибов, связанная с бездумной оптимизацией вузов через их укрупнение, которая зачастую приводила к отрицательным последствиям. Можно поддержать Министерство образования и науки за отказ от подобной оптимизации», – отметил Вячеслав Никонов. 

Он сообщил, что сейчас 57 процентов выпускников школ могут бесплатно получать высшее образование, они обеспечены бюджетными местами. В качестве важного направления повышения качества подготовки специалистов парламентарий назвал целевое обучение, ориентированное на потребности конкретных предприятий и организаций.

Никонов подробно остановился на проблеме оценки работы вузов и их участия в международных рейтингах.

«Оценка вузов отражала и отражает критерии, вызывающие большие вопросы в научном сообществе. Это та система оценок, которая была разработана англо-саксонскими вузами примерно пятьдесят лет назад, прежде всего, чтобы монополизировать получение грантов. Эти же критерии положены в основу ведущих международных рейтингов, в которые мы стремимся. Мы не попадём в эти рейтинги, потому что они составлены людьми, намеренными и дальше в них лидировать. Мы никогда не опередим Гарвард по количеству публикаций в Harvard Business Review. Там никогда не будет критериев, которые давали бы преимущество нашим вузам, например количество спутников, выведенных на орбиту», – рассказал парламентарий.

По словам Никонова, «не нужно стремиться в рейтинги, критерии которых установлены не нами и для ложных для нас целей»

«Допустим, для того. чтобы мы переводили лучшие естественнонаучные труды наших ученых и отправляли их в западные издания. Или для того, чтобы мы публиковали как можно больше антироссийских работ, потому что именно такие работы публикуют на Западе, когда речь идет о гуманитарных дисциплинах», – уточнил депутат.

«Сейчас Союз ректоров разработал свои критерии оценки вузов, необходимо, чтобы именно эти критерии стали основными для нашей науки и высшей школы», – считает глава думского Комитета.

 I Профессорский форум проходит в Российском университете дружбы народов

Важнейшей проблемой отрасли Никонов назвал недофинансирование образования и науки. Он отметил: определённый прогресс существует, – например, по итогам 2018 года средняя зарплата преподавателей вузов станет в два раза больше средней зарплаты по региону, на это выделено из бюджета 12,5 миллиардов рублей. В тоже время депутат привёл примеры «вопиющих», по его мнению, фактов, среди них – хроническое недовыполнение нормативов финансирования вузов, отсутствие средств на модернизацию и капитальный ремонт.

Коснувшись положения дел с подготовкой аспирантов, Вячеслав Никонов констатировал: «Была идея сделать аспирантуру уровнем образования, чтобы лучшие студенты учились у лучших преподавателей, но пока эта цель не достигнута, и не очень понятно, как создать полноценную аспирантуру, если количество диссертационных советов в стране достигло исторического минимума». Депутат сообщил, что в проекте закона о науке, который будет вноситься в Государственную Думу, предложена концепция аспирантуры, принципиально отличная от той, что установлена законом об образовании. 

В числе перспективных и важных направлений деятельности высшей школы Никонов назвал создание инновационных научно-технологических центров, разработку стандартов высшего образования, ориентированных на перспективные изменения рынка труда, расширение экспорта образования и формирование благоприятной правовой среды для иностранных студентов, развитие дистанционного обучения и сетевого взаимодействия вузов. 

Завершая выступление, глава думского Комитета по образованию и науке призвал участников форума к активной работе над проектом федерального закона о науке.

Профессорский форум проводится общественной организацией «Российское профессорское собрание». В работе форума участвуют представители ведущих вузов России и стран Содружества, Министерства образования и науки, Федерального собрания РФ, иных органов государственной власти России, органов управления образованием стран Содружества, Российской академии наук, Российской академии образования. В рамках форуме предполагается выработать рекомендации для образовательной политики и определить конкретные шаги для повышения качества образования.

Также по теме

Новые публикации

Международный год языков коренных народов, объявленный ООН, выпал на благоприятный для вепсского языка период. Учёные, изучающие вепсский язык, вепсские писатели и журналисты в один голос называют этот период «возрождением». Толчок к развитию, который был дан в 1990-е годы, принёс свои плоды – издаются словари и учебники, открыты классы и центры вепсской культуры, на вепсском языке работают газеты, сайты и телеканалы. Что не менее важно, изучать вепсский язык приходит молодёжь, в том числе русская.
Чтобы изучать историю русского письма, не нужно идти в музей или архив – достаточно внимательно посмотреть на сами буквы. И обнаружить, к примеру, как в одной букве сплетаются древнегреческие, латинские и славянские мотивы. Но тайны письма этим не исчерпываются. Доказано, что письмо перьевой ручкой необходимо человеку – для здоровья и развития творческого потенциала. Может, поэтому сегодня такой интерес к древнему искусству каллиграфии?
21 марта в Ханты-Мансийске стартовал Международный форум «Год языков коренных народов в России». Международный год языков коренных народов был задуман Генассамблеей ООН, чтобы привлечь внимание к значимости всех языков, не только крупных. К сожалению, исчезновение малых народов ускоренными темпами происходит на всей планете. Хотя Россия тут не исключение, в нашей стране создана система, помогающая сохраняться малым языкам.
Ровно десять лет назад фонд «Русский мир» открыл в Риге Русский центр. Созданный на базе Балтийской международной академии – крупнейшего частного вуза в странах Балтии, Русский центр отметил свой первый солидный юбилей. На встречу пришли преподаватели, студенты, писатели, представители русской общественности и все причастные к работе ставшего популярным в Латвии центра российской культуры и образования.
18 марта 2019 года мы отмечаем 5-летие воссоединения Крыма с Россией. Именно в этот день в 2014 году Крым и город Севастополь официально вошли в состав Российской Федерации. Об этих событиях во время видеомоста «Крым вернулся домой», связавшего Москву и Симферополь, вспомнили непосредственные участники тех событий.
По инициативе совета Ассоциации российских соотечественников клуба «ЖАРКИЙ» и при поддержке Министерства просвещения Туниса 16 марта 2019 года в лицее города Матера области Бизерта пройдёт День русского языка и культуры. По приблизительным подсчётам около 20 тыс. жителей страны владеют русским языком, сейчас его изучают порядка 1000 учеников в 20 лицеях Туниса.
Каково будущее русского языка в Центральной Азии? Пока этот вопрос открытый и перспективы скорее неясны. Как утверждает перепись населения 1989 года, 80 процентов жителей Советского Союза говорили по-русски. В 2019 году всё кардинально изменилось. Во всей Центральной Азии (кроме Казахстана) на русском не говорит более половины жителей.
В России проходит Год театра, а это значит, что поклонников этого искусства ждёт немало премьер. О том, как живёт сегодня провинциальный театр и почему он по-прежнему необходим зрителю, несмотря на большой выбор других возможностей досуга, рассуждает театровед, автор книги «Два века русской провинциальной сцены», руководитель театра поэзии Credo в Пятигорске Николай Прокопец.