EN
 / Главная / Публикации / Технология нового времени

Технология нового времени

Сергей Виноградов26.01.2018


Должен ли современный школьник уметь сколотить табурет? Или знания о том, как проектируется дом и почему ходит робот, сегодня важнее? В последнее время вокруг, казалось бы, забытого школьного предмета технология (бывший «труд») развернулись дискуссии. России нужны квалифицированные рабочие и инженеры, и их уже готовят. Об этом, в частности, свидетельствуют успехи наших ребят на Международном чемпионате рабочих специальностей WorldSkills.

На недавнем чемпионате WorldSkills, который прошёл в Екатеринбурге, группа экспертов из нескольких авторитетных организаций и объединений выступила на кардинальные перемены в преподавании технологии в школах. Предлагается пересмотреть устаревшие программы, обозначить иные приоритеты, оснастить школы новым оборудованием и провести переподготовку педагогов. Однако выяснилось, что в разных регионах России многие из этих перемен уже произошли, правда, пока за ними стоят энтузиасты. Нельзя не заметить и другую тенденцию: в школьные трудовики  потянулась молодые мужчины, образованные и успешные. «Русский мир» выслушал мнения учителей технологии новой формации о настоящем и будущем этой школьной дисциплины. 

Максим Спиров, учитель технологии школы № 11 (г. Архангельск). Победитель городского конкурса «Учитель года» (2017)

– Я окончил институт по специальности «Технология предпринимательства» и ещё студентом понял, что пойду работать в школу. То, как преподавали технологию раньше, сейчас уже неактуально. И я рад, что здесь у меня появились возможности изменить ситуацию. Мы  второй год апробируем новую программу по технологии под редакцией Бешенкова, в неё включены элементы робототехники. При этом традиционная технология никуда не ушла – проходим свойства древесины и металла, работаем инструментами. Но в программе Бешенкова около 40 % занимает изучение новых технологий, в том числе нанотехнологий, биотехнологий и так далее. Но упор, повторюсь, сделан на робототехнику.

Мне кажется, это правильно. Немаловажно, чтобы ученикам, которые выросли и живут в мире гаджетов и прогрессивных технологий, было интересно приходить на занятия. И мы перед тем, как перейти на новую программу, проводили опросы среди школьников. Они сказали, в особенности ученики 7–8 классов, что видят себя в будущем программистами, инженерами, техниками и так далее. Мы пошли у них на поводу, могу в этом признаться. 

Переход на новую программу потребовал закупки учебного оборудования, приобретения наборов для занятий робототехникой. Руководство школы меня поддержало, кстати, школа у нас самая обычная, без углублённого изучения предметов. Мы построили обучение так, что в 5–6 классе, когда у детей еще сохранился интерес к поделкам, мы изучаем основы технологии, работаем инструментами. А с 7-го класса, когда интересы меняются в сторону цифровых технологий, подключаем на робототехнику и другие передовые знания.   

Первые результаты уже видны – ребятам нравятся уроки, равнодушных стало меньше. И заинтересованность повысилась. На последнем робототехническом фестивале мои ребята стали победителями, опередив воспитанников специализированных кружков. 

Нужно ли современному человеку уметь прибить гвоздь? Это вопрос вопросов. Недавно шестиклассник задал мне вопрос: «Зачем мне это уметь? Я мастера найму». Я ответил, что с него, как с мужчины, никто не снимал обязанности построить дом и посадить дерево, как и других мужских обязанностей. Прогресс движется быстро, но в обозримом будущем от работы руками нас никто не освободит. Меняются инструменты, но навык и привычка к труду всегда будут востребованы.  

Станислав Матчин, учитель технологии школы № 12 (г. Рыбинск). Победитель городского этапа конкурса «Учитель года» (2014)

– Как я пришёл в школу? В 2009 году закончил педагогический институт и подался за большими деньгами на заработки, работал в сфере строительства и ремонта. После года такой жизни уволился, потому что происходящее меня не устраивало: работа однообразна, нет роста ни карьерного, ни душевного, ни умственного. Пошёл в школу учителем физкультуры, и с первой недели профессия увлекла. Прежде всего, своей способностью к бесконечному самосовершенствованию, к полёту  фантазии в разработке уроков и тем, что я, наконец, увидел результаты своего труда. Потом предложили взять ещё и часть уроков технологии, потому что прежний учитель заболел. Через пару лет полностью ушёл от физкультуры и погрузился в технологию. О чём не жалею, потому что в этом предмете мог реализовать себя на все 100 %.

Теперь о своих уроках. Я приверженец старой школы и максимально даю тот материал, который каждому пригодится в жизни, вне зависимости от выбранной профессии. Мои ученики умеют обращаться со слесарным и столярным инструментом, и, по крайней мере, перед их будущими женами я не буду чувствовать себя виноватым. При этом стараюсь следовать современным стандартам образования в своей дисциплине.

Я бы ни в коем случае не стал называть нынешних детей поколением безруких или белоручек.  Неумехи были всегда – и в моём детстве, и в поколениях наших родителей и дедов. Мне кажется, для освоения тех знаний и навыков, которые я даю, каждому человеку нужен учитель, причём в правильное время. И не важно, кто он – школьный преподаватель, отец, дедушка или отчим. Если ребенок попал к тому, кто не заинтересован в том, чтобы сделать его умельцем и передать опыт, то не его вина.

Я убеждён, что воспитание – это дело семьи, а не школы. Наша задача – научить. При этом среди главных задач своего предмета (а может быть, это самая главная задача) я считаю воспитание уважения к физическому труду и к рабочим профессиям.

Валерий Чуканов, учитель технологии школы № 30 (г. Вологда). Абсолютный победитель регионального конкурса «Педагогический дебют» (2016)

– Я по образованию историк, окончил педагогический университет. Работал в полиции, в торговле, но решил попробовать поработать по специальности. Учителя истории в Вологде не требовались на тот момент, но искали преподавателя технологии. Я узнал, что в городе проблемы с учителями этой дисциплины. Молодые кадры практически не идут, 2–3 человека на 40 школ. Я решил попробовать. Отработав первый год, уволился – нервы не выдержали. Но, подумав месяц-другой, вернулся. И вот уже пять лет я учитель технологии. Постепенно стали предлагать варианты продвижения, появились конкурсы, идеи. 

Про учителей технологии сложилось мнение, что их предмет очень лёгкий для преподавания. Выдал детям заготовки и ушёл в свою каморку, пока они табуретку сколачивают. Возможно, в старые времена зачастую так и происходило. Я вспоминаю свою школьную юность, у нас трудовики менялись иногда по нескольку раз в год.

У меня не так, никаких каморок. Возможно, потому что я не готовился быть учителем технологии. Мне важно не то, чтобы ученик научился конкретно табуретку делать, а чтобы усвоил определённые навыки для жизни и развития. Технология – комплексный предмет, и это выделяет её из числа многих других дисциплин, даёт огромный потенциал. Условная табуретка, сделанная на уроке, важна не сама по себе, а тем, что в процессе работы школьник узнаёт многое о материалах, учится разрабатывать и читать чертежи, а ещё планировать свою деятельность, работать в команде и так далее. И всё это пригодится ему практически в любой профессии, которой он посвятит себя.
 
Стандарты преподавания технологии постоянно меняются, и я вижу тенденцию, которая  в будущем выльется в то, что мальчиков и девочек не будут разделять на занятиях по технологии. Все будут получать всё. Девочек подключат к изучению робототехники, а мальчики будут постигать кулинарию. Мир движется к универсальности, и школа старается не отставать.         

Также по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Цветаева