EN
 / Главная / Публикации / Честь и бесчестие

Честь и бесчестие

Дмитрий Климов23.01.2018

На днях в Польше отметили 73-ю годовщину освобождения от немецко-фашистских оккупантов старинного и красивого Кракова. Лихолетья Второй мировой войны обошли древние стены города стороной, сохранив его в первозданном виде для потомков. Указание уберечь древний город при наступлении было принято в советской Ставке Верховного Главнокомандования.

Общеизвестно, что 19 января 1945 г. войска Красной армии вступили в город, при освобождении которого по приказу командующего войсками 1-го Украинского фронта маршала И. С. Конева, проводившего Сандомирско-Силезскую наступательную операцию, не использовалась ни авиация, ни артиллерия. Подобное указание исходило от Верховного Главнокомандующего РККА Сталина, предписавшего беречь польские города даже ценой жизни красноармейцев.  

Сам же город был спасён от подготовленного немцами уничтожения совместными действиями советских разведчиков, Красной армии и польских патриотов.

Современный Краков. Фото: pixabay.com

Как сообщил Русский центр в Кракове, 18 января, в полдень, у Памятника советским солдатам на Раковицком воинском кладбище собрались ветераны Великой Отечественной войны – солдаты Войска Польского, мэр Кракова Яцек Майхровски, сотрудники Генерального консульства Российской Федерации во главе с генконсулом А. Н. Мининым, представители дипломатического корпуса, президент Малопольского филиала общества ветеранов и резервистов польских вооруженных сил Михал Платош, сотрудники краковского Русского центра, жители города. 

После выступления мэра Яцека Майхровского генеральный консул РФ А. Н. Минин напомнил о трагических событиях, происходивших на территории Польши 73 года тому назад, призвав всех присутствующих не поддаваться на провокации СМИ, которые стремятся переписать историю и представить её совершенно в другом свете. 

Под звуки барабанной дроби присутствующие возложили венки и цветы к Памятнику советскому солдату, зажгли свечи. Прозвучал сигнал трубы «Тишина».   

Затем собравшиеся перешли в другую часть Раковицкого кладбища, где возложили цветы у памятника партизанам, павшим во время Второй мировой войны. 

В Кракове отдали дань памяти советским солдатам, освобождавшим город. Фото: Русский центр в Кракове 

Достойное мероприятие – дань памяти, без которой ныне живущие теряют нечто важное. Во времена, когда Польша находилась в содружестве социалистических стран, разумеется, подобные мероприятия, носили куда более масштабный характер и, скажем прямо, были достаточно обыденным явлением.  

Сейчас всё изменилось. Прошлое не в чести у нынешних польских политиков, находящихся во власти. Всё,  что не совпадает с их логикой и одиозными трактовками, подвергается пересмотру, порой даже вопреки здравому смыслу. Поэтому подобные события становятся исключением в общем ряду русофобии, насаждаемой определенными кланами, готовыми любой ценой выслужиться перед своими хозяевами с Запада, быть «святее папы римского» в борьбе с «ненавистной» Россией. Поэтому в наши дни, чтобы просто даже придти и принять участие в торжествах по случаю спасения родного города, необходимо обладать гражданским мужеством и честью.


21 октября 2017 г. в Польше вступил в силу закон о запрете пропаганды коммунизма. Под его действие попадают 229 памятников советским воинам, павшим в боях за освобождение Польши. Исходя из образа мышления Института национальной памяти Польши, являющегося главным идеологом и разработчиком данного документа, бойцы Красной армии являются не более чем оккупантами, а солдаты Армии Людовой и Войска Польского – пособниками оккупантов. При этом столь дикий взгляд на историю (по-иному назвать сложно) предлагается в «демократической и просвещённой» Польше.


Впрочем, памятник маршалу Советского Союза И. С. Коневу был снесён ещё задолго до принятия этого закона.  Монумент, созданный по проекту известного польского скульптора Антония Хадецкого, был установлен в годы советской перестройки в Кракове в 1987 г. 

Снос памятника маршалу И. С. Коневу в Кракове  9 января 1990 года. Фото: Stanislaw Gawlinski / Fotonova 

Так жители польского города отметили вклад советского военачальника в освобождение и, что не менее важно, в сохранение исторического Кракова.

Однако памятник простоял лишь 5 лет и был демонтирован по указанию польских властей в 1992 г. Но уже до этого побывавший в составе группы гостей из России родственник прославленного маршала и по совместительству фотограф В. Д. Конев отметил, что польская сторона как бы намеренно не стала демонстрировать величественный монумент членам советской делегации во время её нахождения в Кракове, а поспешила провести её нарочито окольным путем, упомянув лишь, что там где-то и стоит этот памятник советскому командующему. 

В специальном вагоне, выделенным по приказу министра обороны СССР  Д. Т. Язова, демонтированный и частично повреждённый памятник был вывезен в Киров, где в 1994 г. после проведенной реставрации занял достойное место. Улица Кракова, некогда носившая имя советского военачальника, была переименована в улицу Армии Крайовой, бойцы которой нередко стреляли в спину воинам Красной армии, да и своим полякам, боровшимся с фашистскими оккупантами.

Памятник И.  С. Коневу в Кирове. Фото: tornado-84.livejournal.com

Сандомирско-Силезская наступательная операция, которая являлась составной частью Висло-Одерской стратегической наступательной операции, планировалась И. С. Коневым так, чтобы дать противнику выйти из района наступления, хотя имелась полная возможность окружить и уничтожить отступающие части вермахта. Но в этих условиях возникала реальная угроза серьёзных боев в городах, в т. ч. и в Кракове, который неминуемо подвергся бы разрушению. 

Эти действия советского командования разительно отличались от того, как поступали наши западные союзники.  Кёльн был практически стёрт с земли англо-американской авиацией. На фоне руин  остался только знаменитый Кёльнский собор, да и то только потому, что служил прекрасным ориентиром для авианалётов. Упоминать о Дрезденской катастрофе даже не приходится. 

Краков немцы захватили на 5 день начала боевых действий против польской армии – 6 сентября 1939 г. – и сделали его центром генерал-губернаторства. При отступлении в 1945 г. по приказу Гитлера наступающим частям Красной армии должна была остаться  лишь «выжженная земля», и Краков в этом смысле был одним из тех центров, который должен был быть взорван и затоплен при вступлении в него советских войск. 

Этим планам не суждено было осуществиться ещё и благодаря действиям  разведывательно-диверсионной группе во главе с легендарным советским разведчиком А. Н. Ботяном. Именно его людям удалось захватить у немецкого посыльного обер-лейтенанта Франца  Шлигеля, уничтоженного из засады вместе с другими офицерами вермахта, планы минирования и подрыва  культурных памятников Кракова, плотины и мостов. В результате этих действий был взорван крупный склад с взрывчаткой в Новы-Сонче,  предотвращено затопление города. Другой группой под командованием капитана Березняка был выведен из строя узел связи, что не позволило привести в действие «адские машины», заложенные по всему городу. Эти события вошли в известный советский кинофильм «Майор Вихрь». Помогало и польское движение Сопротивления.

Советский разведчик А. Н. Ботян. Фото: nagorny.mos.ru

Сегодня всё это бездоказательно оспаривается некими польскими историками и изданиями, которые, впрочем, не приводят ни одного убедительного опровержения.

Полковник в отставке А. Н. Ботян за спасение Кракова в 2007 г. Указом Президента России В. В. Путина был удостоен звания Героя России. Как подчеркнул В. В. Путин, вручая эту высокую награду  А. Н. Ботяну, «красивейший город Европы – древний Краков – был сохранен для Польши и для всей мировой культуры во многом благодаря вашему личному мужеству».

Так было спасено то, чем  по праву гордятся поляки.

Впрочем, война с памятниками – дело для Польши далеко не новое. Достаточно вспомнить, что в 1926 г. в самом центре Варшавы был взорван  самый большой в Европе православный кафедральный собор Александра Невского, являвшийся истинным украшением польской столицы, но пострадавший лишь за то, что представлял чуждую религию. Есть скупые цифры статистики: с 1919 по 1924 гг. в Польше было закрыто 111 православных храмов, 50 церквей разрушено, а ещё 150 превращено в костелы.

Кафедральный собор Александра Невского, разрушенный в 1926 г. Фото: edinainedelima.ru


И дело вовсе не в идеологии, как пытаются представить сегодня инициаторы принятия вышеупомянутого закона. Православные святыни превращались в хозяйственные постройки, свинарники и т. д.  В 1920-е гг. в Советской России, охваченной движением воинствующего атеизма и борьбой с религией, у православных было отобрано 27 % от общего числа всех действующих храмов. В «демократической» же Польше эта цифра за тот же период составила 47 %.  В Польше не было зарегистрировано ни одного крупного русского антибольшевистского центра, которые бы противостояли общему коммунистическому врагу. Белоэмигранты массово выдворялись из страны и предпочитали обосновываться в соседней Чехии, или далёкой Франции.

Как говорил русский князь Святослав, «мёртвые сраму не имут».  Позор ляжет на головы живых, кто не чтит свою историю, предпочитая вымещать свою несостоятельность и политические комплексы на могилах и монументах. История не раз преподносила подобным деятелям свой суровый урок. Но, видимо, правы те, кто утверждает, что «история учит лишь тому, что ничему не учит». Вместе с тем, вряд ли Польша  существовала бы, сохранись над ней власть немецко-фашистских оккупантов. Об этом следует помнить. 

Есть честь и достоинство тех, кто помнит реальную историю. И есть бесчестие и бесславие иных.

Также по теме

Новые публикации

В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
Цветаева