RUS
EN
 / Главная / Публикации / Русский мир в Узбекистане сегодня

Русский мир в Узбекистане сегодня

И. П. Рязанцев, М. А. Подлесная, В. Г. Писаревский, Е. А. Каргин22.01.2018

Фото: pravoslavie.uz

В Узбекистане живёт около 650 тыс. русских, подавляющее число которых можно назвать коренными жителями страны. В 2017 году Православный Свято-Тихоновский университет при поддержке фонда «Русский мир» провёл исследование «Приход Русской православной церкви в исламском контексте: практики взаимодействия и передачи ценностей Русского мира». Представляем результаты проекта.

В 2017 году исполнилось 26 лет с момента распада Советского Союза и провозглашения ряда стран независимыми государствами. К таким странам относится и Узбекистан. Несмотря на разделение границ и получение суверенитета, в странах постсоветского пространства продолжают жить и трудиться русские по национальности, носители русской культуры, языка, православного вероисповедания граждане. Как складывается их жизнь сегодня на этих территориях? Какие перспективы для себя они видят? – вот те вопросы, которые мы ставили перед собой, начиная наше социологическое исследование в Узбекистане. 

Отметим, что исследование проводилось в приходах Русской православной церкви и носило закрытый, узкий характер. Сам проект «Приход Русской православной церкви в исламском контексте: практики взаимодействия и передачи ценностей Русского мира (на примере изучения русскоязычных общин в странах Средней Азии)» осуществлялся при финансовой поддержке фонда «Русский мир» и состоял из нескольких этапов: предполевого, который основывался на вторичном анализе уже имеющихся данных исследований близкой тематики, и полевого, который был связан с присутствием рабочей группы в Узбекистане. 

В результате полевого этапа исследования было проведено более 20 глубинных интервью с митрополитом, настоятелями, священниками храмов, активными прихожанами, отвечающими за внебогослужебную деятельность на приходе, 5 фокус-групп с разновозрастными прихожанами, собрано 348 анкет массового опроса православных верующих в храмах Ташкента, Бухары, Самарканда. Что же в итоге опроса мы получили по интересующим нас вопросам? 

Отметим, что в настоящее время по неофициальным данным в стране проживает порядка 650 000 русских (1,8 % населения), из них не более семи тысяч являются прихожанами храмов Русской православной церкви. При этом подавляющее большинство этих прихожан, а именно 79 % по национальности русские, 90 % из них проживают в Узбекистане с рождения или более 20 лет, то есть это укоренённые в узбекистанском обществе люди. 

Цитата: 57 % опрошенных считают, что Русский мир, то есть та особая общность, которая разделяет ценности и культуру Русского мира вне зависимости от места жительства и гражданства, до сих существует в Узбекистане

Говоря о присутствии русских в Узбекистане, несмотря на существенные изменения социального и этнического состава населения страны, 57 % опрошенных считают, что Русский мир, то есть та особая общность, которая разделяет ценности и культуру Русского мира вне зависимости от места жительства и гражданства, до сих существует в Узбекистане. Лишь 7 % опрошенных убеждены, что Русского мира в Узбекистане уже нет, ещё 36 % затруднились с ответом. Подобные цифры свидетельствуют о том, что присутствие Русского мира в Узбекистане для основной части опрошенных заметно, но есть и те, для кого это не столь очевидно и может со временем вызывать всё большее сомнение. В пользу последнего свидетельствует то, что 67,5 % респондентов согласились с тем, что в последнее время отток русскоязычного населения из Узбекистана усиливается.


Цитата: 67 % прихожан отметили, что живя в Узбекистане, чувствуют себя комфортно и в безопасности, ещё 73 % уверены, что даже сегодня (когда нет СССР), можно говорить о дружбе узбекского и русского народа в Узбекистане

Отмечая причины отъезда русскоязычного населения из Узбекистана, опрошенные нами респонденты называли основные пять: 
  1. Низкие заработки (51,4 %).
  2. Отсутствие работы (42,2 %). 
  3. Невозможность дать хорошее образование детям (27,6%). 
  4. Слабая социальная сфера в целом (17,8 %). 
  5. Чужая культура, ностальгия по исторической Родине (17,2%). 

Как видим, большая часть причин связана с экономическими и материальными трудностями и в меньшей степени затрагивает область душевных и психологических переживаний респондентов. О последнем свидетельствует и тот факт, что 67 % прихожан отметили, что, живя в Узбекистане, чувствуют себя комфортно и в безопасности, ещё 73 % уверены, что даже сегодня (когда нет СССР), можно говорить о дружбе узбекского и русского народа в Узбекистане. 

Не актуализирована и такая проблема, как то, что именно незнание узбекского языка является препятствием для получения работы – данные свидетельствуют, что в обществе нет однозначно имеющегося опыта по данному вопросу. При этом и сама принадлежность к русской нации не обеспечивает сегодня человека работой в Узбекистане, очевидно, этому способствуют иные факторы. Вместе с тем до сих пор русские и их традиции пользуются большим уважением среди местного населения – так считают 51,4 % опрошенных. Всё перечисленное, на наш взгляд, указывает на то, что этнический фактор – принадлежность к русским –  значим лишь в определённых сферах, чаще всего при межличностном общении, как память о том, что в своё время дали русские Узбекистану. 

Отвечая на вопрос о том, хотели бы или нет уехать из Узбекистана, 36,2 % православных прихожан ответили, что нет, ещё 47,7 % опрошенных выразили своё желание уехать, отмечая, что этой страной была бы Россия. Процент желающих отбыть за границу составил всего 6,3 %. Таким образом, мы видим, что больше половины респондентов всё-таки хотели бы уехать, но больше трети русскоязычных прихожан не собираются покидать эту страну. Конечно, среди них много пенсионеров и тех, кто просто не имеют возможности уехать, тем не менее, по сути, это так называемый «костяк» Русского мира в Узбекистане, и то, как эти люди будут жить в этой стране завтра, как будет сохраняться присутствие русских в Узбекистане, во многом зависит от политики России, и от её отношений с Узбекистаном в целом.

Не последнюю роль в этом могут сыграть (и уже играют) приходы Русской православной церкви, действующие в Узбекистане. Подавляющее большинство опрошенных, а именно 89,9 %, считают, что именно приходы Русской православной церкви являются центрами Русского мира. Так позволяет им думать тот факт, что именно здесь чаще всего собираются русские (36 %), а сама атмосфера православного храма связывает их с Россией (30,7 %). В меньшей степени в приходах православных храмов проводятся концерты и мероприятия русской культуры (14,7 %), но и они присутствуют, позволяя сохранять русские традиции и культуру в Узбекистане. Немаловажно и то, что 40 % опрошенных прихожан склонны считать, что приходы Русской православной церкви оказывают влияние на современное узбекское общество. Основным сферами такого влияния, по их мнению, остаются – религия (44,3 %), культура (43,4 %), образование (24,4 %), причём первые две, согласно процентам, воспринимаются почти как идентичные, близкие друг к другу, а последняя явно уступает по степени влияния двум другим. Это вполне ожидаемо, так как в Узбекистане действует закон, регламентирующий открытую проповедническую и миссионерскую деятельность всех религиозных организаций в стране, но вместе с тем мы видим и то, что даже в таких условиях приходы Русской православной церкви проводят определённую работу в образовательной сфере Узбекистана и остаются одними из основных её акторов. 

В заключении стоит отметить, что Русский мир продолжает присутствовать в Узбекистане, его отличительными чертами является то, что его концентрация происходит прежде всего в приходах Русской православной церкви, и его носители чаще всего массово встречаются именно там. К самим русским, их традициям, религии и культуре до сих пор сохраняется доброе и уважительное отношение со стороны титульного населения, и это может рассматриваться как повод к сохранению и развитию подобных отношений. Не последнюю роль в этом могут сыграть опять же приходы Русской православной церкви, которые пользуются определённым доверием среди мусульман-узбеков и имеют влияние на современное общество Узбекистана. Важно подчеркнуть, что необходима и поддержка со стороны России, которая могла бы проявляться в укреплении связей с приходами Русской православной церкви в Узбекистане, особенно в изучении русского языка, а так же дипломатических отношений глав государств и т. д. Скорее всего, именно об этом говорят данные опроса, когда на вопрос о том, какие стороны приходской жизни ещё недостаточно развиты и вам хотелось бы, чтобы на них обратили внимание, с большим отрывом от всех остальных вариантов ответа лидирует мнение о необходимости больших связей с Россией (36,8 %). Лишь затем отмечались любовь и поддержка самих прихожан (19,3 %) и паломничества (18,4 %) как  возможность проведения совместного досуга.
Более подробно ознакомиться с результатами исследования можно будет в начале 2018 года на страницах сборника материалов исследования «Приход Русской православной церкви в России и за рубежом. Выпуск 6. Приходы Русской православной церкви в исламском контексте (Узбекистан, Казахстан, Кабардино-Балкарская республика)», издательства ПСТГУ. В нём можно будет найти тексты интервью с митрополитом Среднеазиатского округа владыкой Викентием, благочинными, настоятелями, священниками епархий и прихожанами православных храмов, а так же аналитические материалы ученых, интересующихся тематикой присутствия Русского мира на постсоветском пространстве.  

Авторы статьи – сотрудники Информационно-аналитического центра факультета социальных наук Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета профессор И. П. Рязанцев, к. соц. н. М. А. Подлесная, к. соц. н. Писаревский В. Г., м. н. с. Е. А. Каргин 

Также по теме

Новые публикации

В Санкт-Петербурге завершил работу XI молодёжный форум соотечественников «Русское зарубежье». Его участниками стали 80 молодых людей из 43 стран мира. Они смогли пообщаться с ветеранами ВОВ, побывать на мастер-классе по реставрации, а также представить свои бизнес-проекты. Об итогах форума рассказал первый заместитель председателя Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга Сергей Марков.  
На прощание молдавские либералы хотят так хлопнуть дверью, что страна может просто провалиться в политический ад. 29 мая Конституционный суд страны рассмотрит  требование депутатов-либералов отменить законы, регламентирующие статус русского языка как языка  межнационального общения.
5 мая из Кронштадта вышел корабль Балтийского флота с представителями Западного военного округа, Московской духовной академии и участниками экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» на борту. Их цель – отдать последние воинские почести морякам погибших советских подводных лодок.
В этом году исполняется 275 лет со дня основания в России первых кадетских корпусов – Морского кадетского корпуса и Сухопутного шляхетского кадетского корпуса, что ознаменовало собой развитие «сквозного» военного образования в России. Традиционно кадетские корпуса считаются ступенью в военной карьере офицера, однако на протяжении более 100 лет в России они были и единственной ступенью до масштабной реформы.
В Риге прошёл пикет у здания Рижской центральной тюрьмы, где содержатся находящиеся под следствием защитники русских школ Латвии – доктор экономики Александр Гапоненко  и журналист Владимир Линдерман.  
Всем известны Арктические конвои времён Второй мировой, когда союзниками по ленд-лизу в северные порты СССР доставлялись важные военные материалы. В составе тех конвоев, каждый из которых был смертельно опасным, были и жители Австралии. В Сиднее наши соотечественники не забывают об австралийских ветеранах конвоев, приглашая их на празднества в честь Дня Победы.
Норвежка Дуся, китаянка Маруся… Если в скором времени в мире начнется бум на русские имена, винить в этом стоит фолк-группу из Санкт-Петербурга «Отава Ё». Их песня «Ой, Дуся, ой, Маруся» стала в прошлом году международным хитом, а клип на неё был назван лучшим музыкальным видео на кинофестивале в Нью-Йорке.
На просторах «гостеприимной», законопослушной и процветающей Германии в результате миграционного кризиса, поразившего в 2014 году страны Старого света, оказалось ни много ни мало 1 миллион 300 тысяч беженцев. Пришедшие из охваченных военными конфликтами, пораженных бедностью регионов Ближнего Востока и Северной  Африки, они обнаружили для себя здесь, по их глубокому убеждению, настоящие «молочные реки и кисельные берега».