RUS
EN
 / Главная / Публикации / Оливер Стоун: СМИ в США и Европе слышат только одну точку зрения

Оливер Стоун: СМИ в США и Европе слышат только одну точку зрения

Светлана Сметанина30.11.2017

Два года работы, 20 часов интервью, четыре серии документального фильма – и вот теперь ещё и книга «Интервью с Владимиром Путиным», которую знаменитый американский режиссёр Оливер Стоун представил на московской книжной ярмарке Non/fiction№19. Он признался, что считает очень важным довести точку зрения российского президента до западного общества, где ситуация со свободой слова напоминает ему СССР времён газеты «Правда». 

Фото: novorossia.su

Поначалу представители издательства «Альпина», где и вышла книга Оливера Стоуна, планировали организовать его встречу с читателями в небольшом пространстве зоны семинаров. Но очень быстро одумались и перенесли её в киноконцертный зал Центрального дома художников, где и проходит книжная ярмарка. И это было верное решение: желающие лично увидеться с культовым режиссёром и трижды лауреатом «Оскара» не только заняли все свободные места, но даже и проходы в зале. А первый вопрос прозвучал как панегирик: поклонник режиссёра пожелал ему получить в России аналог Пулитцеровской премии. В ответ Оливер Стоун заметил, что не считает это пожелание удачным, поскольку, на его взгляд, результаты Пулитцеровской премии давно уже подтасованы, и получают её исключительно корпоративные СМИ за свой узкий взгляд на ту или иную проблему. 

«Проблема со СМИ в США и Западной Европе заключается в том, что там слышат только одну-единственную точку зрения – как это было в Советском Союзе с газетой «Правда»», – пояснил режиссёр. 

Именно эта однобокость, местами переходящая в ненависть, и стала одним из веских мотивов сделать фильм-интервью с российским президентом. 

«Не могу описать, насколько ужасный образ Владимира Путина был создан на Западе в СМИ. Его обвиняют в убийстве своих политических противников, в том, что он самый богатый человек на земле. Сенатор Маккейн, который является ветераном Вьетнамской войны, как и я, дважды назвал Путина убийцей – не очень умный человек он, конечно. Нужно сказать, что этот образ начал формироваться после мюнхенской речи в 2007 году, и из года в год становился всё хуже и хуже. Я даже не могу описать, насколько это опасно. Помню, когда я сам был молодым человеком в годы холодной войны, конечно, люди могли ненавидеть Хрущёва, однако они никогда не переходили на личные оскорбления. А здесь мы наблюдаем ненависть именно к личности», – подчеркнул Стоун. 

Сам себя он называет «борцом против всех несправедливостей в мире» и вспоминает, что самым счастливым для него был 1989 год – когда пала Берлинская стена. По словам Стоуна, это был расцвет мира, когда все верили, что холодной войне положен конец, а те триллионы долларов, которые США тратили на гонку вооружений, могут быть использованы на развитие экономики. Но этого так и не случилось. «И следующие 20 лет стали для меня огромным источником разочарования. В особенности последние несколько лет, которые были ужасными», – признаётся режиссёр.
  
Фото: alpinabook.ru

Интересно, что идея записать интервью с Путиным возникла во многом спонтанно – благодаря Эдварду Сноудену. Оливер Стоун делал фильм об американском перебежчике. Фильм снимался в основном в Германии, но последние сцены должны были отснять в Москве. Тогда и возникла идея попробовать взять интервью у российского президента. 

«Получилось так, что я встретился с Путиным на приёме после одной пьесы о времени 60-х годов. Я просидел на этом спектакле несколько часов, не понял ни единого слова. Но после этого президент щедро уделил мне время и рассказал о своей версии этой истории. И потом возникла эта идея – продолжить интервью. Мы закончили снимать Сноудена и тут же приехали в Кремль, привезли всё наше оборудование. Снимали три дня – по два-три часа каждый день. И всё это – несмотря на очень сложный график президента. Было так, что нам назначали на18 часов, а начинались съёмки только в 11 вечера. Но как бы поздно ни было, как бы ни устал президент, он всегда давал нам возможность записывать интервью в течение двух-трёх часов. Потрясающая самодисциплина», – рассказывает режиссёр. 

Вообще, самообладание Путина, его самоконтроль – пожалуй, одно из самых сильных впечатлений американского режиссёра: «Слова, которые президент Путин выбирал, подобраны очень тщательно. Очень редко, когда ты делаешь 20-часовое интервью, человек совсем не ошибается. Президент Путин – человек очень сдержанный, очень терпеливый, он хороший оратор и он – человек очень рациональный. Когда Путин даёт ответы на вопросы, они все очень конкретны и детально продуманы. Потрясающий ум, который прекрасно себя контролирует. Он во многом более консервативен, чем я, тем не менее я восхищаюсь этим, восхищаюсь его самодисциплиной, которая, наверное, объясняется дзюдо, а также 16 годами, в ходе которых он общался с ведущими мировыми лидерами. Не знаю, играет ли он в шахматы, но не могу не отметить стратегическое мышление президента – он думает о последствиях как своих слов, так и своих действий».
 
Кстати, именно эта сдержанность Путина чуть было не поставила крест на интервью.  Вернувшись в США после трёх дней съёмок в Кремле и отсмотрев отснятый материал, Стоун засомневался, а будет ли это интересно американскому зрителю. Слишком уж российский президент сдержан, дисциплинирован и чересчур эрудирован – может, к примеру, взять тему экономики и говорить о ней, как будто читает лекцию студентам. 

Но всё-таки продолжение последовало. Американская съёмочная группа прилетела в Москву в феврале 2016, а потом в мае. «И уж после этого мы точно думали, что всё, – вспоминает Стоун. – Но потом Трамп победил на выборах, и мы приехали вновь. И президент Путин говорит о том, что любому президенту США трудно изменить политику страны, которая будто бы высечена из камня ещё с 1917 года. И она не столько даже антикоммунистическая, сколько антироссийская»

Фильм Оливера Стоуна, а теперь и книга, где представлено в три раза больше материалов, чем в фильме – это его ответ на продолжающуюся на Западе русофобскую истерию. «Очень многое, что было сказано президентом Путиным в этом фильме, на Западе просто неизвестно. То, что президент говорит про Украину, с российской точки зрения, – об этом на Западе не знают. Эти слова не слышат, их отметают с порога, говорят, что это пропаганда. Мне очень важно, чтобы эти формулировки были услышаны. Очень важно, чтобы Запад вновь и вновь слышал о российской позиции – в отношении НАТО, в отношении выхода США из договора по противоракетной обороне, относительно поддержки американцами терроризма на Кавказе. Об этих вопросах там не говорят и не желают слышать», – объясняет свою позицию Оливер Стоун.
 
И вообще, сам режиссёр считает очень важным делом своей жизни – встретиться с российским президентом и продемонстрировать его точку зрения на Западе. На вопрос, было ли предварительное согласование тем для беседы, он ответил, что делился общими идеями, которые просто набрасывал на бумажке. Но в ходе интервью очень часто отвлекался от этих тем. «Если бы я считал, что президент просто пытается скормить мне какую-то ложь, навешать лапшу на уши, то я тоже не стал бы продолжать», – подчёркивает Стоун.

В конце интервью он задаёт Владимиру Путину, на его взгляд, один из самых важных вопросов: «Я провёл параллель с Рузвельтом, который занимал президентский срок четыре раза, с Кастро, со Сталиным и задал ему чёткий вопрос: какова, на его взгляд, цена власти? И в какой момент ты осознаёшь, что тебя больше не хотят видеть во власти и не нуждаются в тебе. Это очень важный вопрос, который требует проведения самооценки, самоанализа». Ответ на него режиссёр порекомендовал искать в своей книге. 

Также по теме

Новые публикации

Десять лет подряд начало ноября в Академии туризма в Анталии – самое жаркое и интересное время. В осенние каникулы стартует масштабный образовательный проект Международная предметная олимпиада, участники которой – школьники всех возрастов из 20 стран.
21 сентября начинается конкурс «Кубок мира по русской поэзии». Это поэтическое «соревнование», как и «Открытый чемпионат Балтии», проводится на литературном конкурсном портале Stihi.lv, создал который энтузиаст своего дела, поэт, журналист и педагог Евгений Орлов.
Перечитать «Гранатовый браслет» Александра Куприна посоветовал недавно Владимир Путин на встрече со школьниками в сочинском «Сириусе». «Как он раскрывает человека, как он красиво о нем говорит, на какие стороны души он обращает наше внимание», - сказал президент, отвечая на вопрос о любимой книге.
Очередная полемика вокруг русского языка, русских школ и русского сектора возникла в конце августа, и, как ни странно, она всё ещё продолжается в инертной форме на разных форумах и в соцсетях. Тема поддерживается еще и благодаря заявлениям некоторых официальных лиц из министерства образования.
Редакторы Центра по изучению Ирана и Евразии составили исчерпывающий список организаций, где в Иране можно изучать русский язык. В десяти иранских вузах есть кафедры русского языка. Помимо полноценных бакалаврских и магистерских программ студентам предлагаются отдельные спецкурсы на русском языке, а в Тегеранском университете даже есть аспирантура, связанная с изучением русского языка.
В Риге прошёл пятитысячный митинг в защиту образования на русском языке, организованный Русским союзом Латвии (РСЛ). Участники шествия прошли по улицам города с плакатами, на которых можно было прочитать на трёх языках – русском, латышском и английском – требования остановить лингвистический геноцид в Латвии.
С 25 августа по 1 сентября 2018 года в Смоленском государственном университете при поддержке фонда «Русский мир» проходили курсы повышения квалификации по русскому языку «Русский язык в зеркале межкультурной коммуникации» для представителей Австрийской ассоциации учителей русского языка и литературы.
7 и 8 сентября 2018 в Северном Вермонтском университете – Линдон (Вермонт, США) при поддержке фонда «Русский мир» прошла Международная научная конференция «Читая Солженицына», посвящённая 100-летнему юбилею писателя. Конференция в штате Вермонт проводится не случайно: в городе Кавендиш художник жил и работал более 18 лет. Именно здесь он обдумывал и писал роман-эпопею «Красное колесо».