RUS
EN
 / Главная / Публикации / Вуз меняет профессию

Вуз меняет профессию

Ирина Ивойлова28.11.2017

Фото: worldskills.ru

В ближайшие годы профессии турагента, переводчика, библиотекаря, курьера, почтальона и даже токаря и фрезеровщика могут вовсе исчезнуть. Обучение всё чаще будет идти по Интернету, переучиваться придётся каждые два года, а слово работодателей станет решающим на выпускных экзаменах в вузах.

По данным опроса ВЦИОМ, сегодня 47 процентов россиян считают, что выпускникам вузов всё сложнее найти работу по той специальности, которую они получили: нет мест или выпускники не соответствуют требованиям.

91 процент работодателей уверены, что у студентов слишком мало практических умений. Это признают и сами выпускники: 56 согласны с тем, что практики им остро не хватает. Как подготовить к новым требованиям школьников и студентов? Какие профессии должны давать колледжи и вузы?

– Каждые два года объём знаний, накопленных человечеством, удваивается. Будут исчезать самые массовые профессии – водитель, продавец. Уже сейчас создана крупнейшая торговая компания в мире, которая не имеет продавцов. В ней задействованы только почтовые работники, – рассказал на парламентских слушаниях, посвящённых стратегическому планированию в сфере образования, председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов.

Кто будет нужен? В частности, специалисты по искусственному интеллекту, 3D-технологиям, появятся новые профессии на стыке разных дисциплин. Востребованы будут специалисты по реверсивному инжинирингу, инженерии космических систем, технологии композитов, прототипированию. Понадобятся эксперты для оценки онлайн обучающих программ. В Минобрнауки задумались о стратегическом планировании.

Средства получат региональные вузы и колледжи с профессиями из топ-50

Как пояснила замминистра образования и науки Валентина Переверзева, в декабре этого года министерство подготовит прогноз научно-технологического развития, идёт разработка отраслевой стратегии развития образования, которая по плану должна появиться в начале 2018 года. Что станет главным в ближайшие годы?

– Развитие условий для непрерывного образования, стимулирование профессиональной и территориальной мобильности работников, изменение образовательных программ под перспективные направления научно-технологического развития, – назвала самые важные задачи Переверзева.

Иными словами, принцип «где родился – там и пригодился» для молодёжи устарел. Человек должен быть готов учиться, переучиваться, менять профессию и место жительства. Фраза «двадцать лет на одном месте» будет из разряда фантастики.

Минобрнауки готово поддерживать рублём региональные вузы. К концу декабря будет ясно, какие из 121 вуза, как опорные, получат финансирование на своё развитие. Поддержка опорных вузов продолжится и впредь.

Квалификационный экзамен в университетах может стать обязательным для всех выпускников.

Много нареканий звучит к колледжам и техникумам, которые выпускают не тех рабочих, которые нужны современной России. Далеко не все колледжи готовят ребят по перспективным профессиям из топ-50. Есть проблемы с развитием государственно-частного партнёрства, без которого образование не сможет жить и развиваться.

– По результатам конкурса 44 региона в 2018 году получат субсидии на модернизацию региональных систем среднего профобразования, в том числе – для подготовки кадров по специальностям топ-50, – рассказала замминистра Валентина Переверзева.

56 процентов студентов считают, что в вузах не хватает практических занятий

В школах около 20–25 процентов – неуспешные дети, которые с трудом находят себе место в жизни. «Надо учиться с ними работать», – предложила экс-министр образования Московской области депутат Госдумы Лидия Антонова.

По идее, учить педагогов, как работать с разными группами детей, должны институты повышения квалификации. А там зарплата сотрудника – 50 рублей в час. Кто пойдёт за такие деньги? Вот иногда и получается, что педагогов учат люди, чья квалификация гораздо ниже, чем у самих школьных учителей.

– Когда-то китайцы говорили: если твой план на один год – сажай рис, если на 10 лет – выращивай деревья, если на всю жизнь – воспитывай детей. Одна из самых серьёзных задач ближайших лет – воспитание, – согласен с ней её коллега по Госдуме Олег Смолин.

Чтобы образование готовило тех людей, которые нужны экономике, и служило социальным лифтом для самых достойных, надо тратить на него 7 процентов валового национального продукта, а не 3,6 как сейчас.

– Мировой опыт показывает: чем больше стране нужна модернизация, тем выше должны быть расходы на образование, – уверен Олег Смолин. А зарплата педагогов должна привязываться не только к средней по региону, но и к средней по стране.


Также по теме

Новые публикации

Какие именно изменения в закон «Об образовании в РФ» может принять Государственная Дума, и как после их вступления в силу будет строиться система изучения национальных языков в России?
Нынешний этап развития мировой цивилизации может привести человечество на грань мировой войны. Могут ли обычные люди противостоять этим вызовам и угрозам и что нужно делать, чтобы объединиться? Об этом рассуждает профессор Захари Захариев, председатель болгарского фонда «Славяне», много лет сотрудничающего с фондом «Русский мир».
Накануне многие зарубежные издания обращали внимание на прекрасную организацию чемпионата мира по футболу в России, а сегодня отметили отличную игру нашей сборной в дебютном матче со сборной Саудовской Аравии. Действительно, нам есть чем гордиться и чему радоваться.
Журналисты крупнейшего телеканала Бразилии Globo-news 10 июня снимали материал о православии в России. Съёмочная группа посетила Спасский храм в Усово Одинцовского района в Подмосковье по благословению митрополита Коломенского и Крутицкого Ювеналия. Журналисты работают в нашей стране в рамках освещения чемпионата мира по футболу. Они готовят серию репортажей о России, которая для большинства бразильцев пока очень далека и очень непонятна.
28–31 мая в Йоханнесбурге прошёл юбилейный 10-й Академический форум БРИКС «Путь к развитию социально-ответственной экономики через инклюзивное развитие». В числе других научных и экспертных центров Россию на форуме представлял Национальный комитет по исследованию БРИКС, учреждённый фондом «Русский мир» и Российской академией наук.
12 июня участники проекта «Поезд дружбы Берлин – Москва», проехавшие за неделю по 9 различным маршрутам по регионам России, вернулись в Москву. За это время они посетили Санкт-Петербург, Крым, Сочи, Вологду, Нижний Новгород, Байкал и даже Чечню. Главное впечатление от поездки: общее желание людей из разных стран жить в мире и дружбе не в силах изменить никакая антироссийская пропаганда.
«В вопросе изучения русского языка надо исходить от потребностей наших граждан, а не требований отдельных политиков», – министр образования и науки Киргизии Гульмира Кудайбердиева  рассказала о положении русского языка в стране. По словам министра, несмотря на призывы отдельных политиков отказаться от изучения русского языка, руководство страны этого делать не планирует. Напротив – чиновники ведут переговоры с Россией об отправке в Киргизию волонтёров-преподавателей русского языка.
Обстановка на Донбассе снова серьёзно обостряется. Эта тема чётко прозвучала во время «прямой линии» президента России Владимира Путина, во время которой он в прямом телеэфире отвечал на вопросы россиян.