RUS
EN
 / Главная / Публикации / Дмитрий Хворостовский: Хочу вызывать сильные эмоции

Дмитрий Хворостовский: Хочу вызывать сильные эмоции

Анна Генова24.11.2017


22 ноября остановилось сердце лучшего баритона России. Имена Энрике Карузо, Марио Ланца, Фёдора Шаляпина, перед которыми он преклонялся, высечены в истории вокального искусства. Теперь к ним прибавится ещё одно — Дмитрий Хворостовский.


Когда Диме Хворостовскому было 4 года, мама ему поставила партию Мефистофеля из оперы Гуно в исполнении Шаляпина. И хотя мальчик не понимал языка (исполнение было в оригинале, по-французски), он решил, что будет певцом. В семье Хворостовских все любили музыку, его отец был приверженцем классической музыки и внимательно следил за развитием музыкальных способностей ребенка. 

В доме была очень богатая фонотека. Правда, по красноярским улицам разгуливали хулиганы. Возможно, именно после мальчишеских драк в Диме проснулся настоящий боевой дух, поначалу малоуправляемый: к ужасу родителей, в юности он играл в рок-группе и заодно грозился уйти из дома строить БАМ. Правда, и в зрелые годы в общении с коллегами и на сцене Дмитрий не раз демонстрировал свой пылкий темперамент.

Тем не менее он окончил музыкальную школу, потом поступил в Красноярский институт искусств, за которыми последовал Красноярский государственный театр оперы и балета, а затем и лучшие площадки мира. Не имея связей на западной сцене, он в 25 лет стал обладателем титула «Лучший певец мира» на Международном конкурсе оперных певцов Би-Би-Си, что и дало старт звёздной карьере.

В 1991 г. Хворостовский уже пел с Бостонским симфоническим оркестром под управлением Сэйдзи Одзава на знаменитом Тангелвудском фестивале – звучала опера Чайковского «Пиковая дама». Дмитрий исполнял партию Елецкого. В той же роли через несколько лет он выступит в нью-йоркской Метрополитен-опере вместе с Пласидо Доминго и Элизабет Сёдерстрём. А также с однокашником по Красноярской консерватории Николаем Путилиным, вместе с которым Хворостовский учился у прославленного вокального педагога Екатерины Константиновны Иофель, которая воспитала более 100 известных певцов. Она ушла совсем недавно, в январе этого года, на 93-м году жизни.

Д. Хворостовский и Е. Иофель. Фото: tvk6.ru

После сенсационной победы на международном конкурсе в Кардиффе баритон был нарасхват. Он получал ангажементы в лучших оперных театрах, среди которых Ковент-Гарден, Берлинская государственная опера, Ла Скала, Венская опера. Только в Метрополитен-опере Хворостовский выступил более 180 раз, исполнив заглавные партии в «Дон Жуане», «Риголетто»,  «Дон Карлосе»,  «Трубадуре» и других. В память о певце, которого уже давно называют великим, в этом крупнейшем оперном театре мира прозвучат четыре исполнения «Реквиема» Джузеппе Верди, одного из самых любимых композиторов певца. Хворостовского помнят и в Венской опере, которая, скорбя о музыканте, подняла чёрный флаг. Лондонская Королевская опера посвятит Хворостовскому ближайшую премьеру «Риголетто». Публика Ковент-Гардена помнит, как одарённый прекрасным телосложением певец и вообще красивый мужчина перевоплощался в хромого уродливого старца, а уж насколько сложно петь в полусогнутом состоянии, поймут только другие певцы. 

Прошло семь лет, и Хворостовский опять вспомнил о «Риголетто» в одном из своих последних выступлений, в мае этого года. Реакция аудитории на неожиданное появление певца на гала-концерте Метрополитен-оперы, скорее, напоминала вой ярых фанатов рок-идола. Хворостовский исполнил арию Риголетто «Куртизаны, исчадье порока», стараясь полностью войти в образ, несмотря на смокинг и на скованность в движениях из-за болезни. Ему это удалось. 

 

Хотя певец с семьей уже давно обосновался в Лондоне, он нередко говорил, что в России бывает чаще, чем в Великобритании. Последний его концерт состоялся в конце декабря 2016 года в родном Красноярске, куда он приехал, превозмогая болезнь. На протяжении своей активной творческой карьеры певец неоднократно сотрудничал со столичными театрами — Мариинским, «Новой оперой», Большим.  

«Я человек очень скромный и тихий, но иногда безумствую, иду на дикий риск и хочу вызывать сильные эмоции», – как-то сказал Хворостовский в интервью британской «Таймс». Конечно, певец имел в виду свою деятельность на сцене, хотя и в жизни он был человеком неординарным. 

Дмитрий Хворостовский, «Риголетто». Фото: liveinternet.ru

В 2004 году Хворостовский дал первый сольный концерт с оркестром и хором на Красной площади, который транслировали в 25 странах. Через пару лет он появился там же со знаменитой американкой Рене Флеминг. В 2013 зрителей покорил дуэт Хворостовского с российской оперной дивой Анной Нетребко. 

В одном из интервью его спросили, не собирается ли он петь в мюзикле. Хворостовский пошёл гораздо дальше. Популярные мелодии не только легендарных советских песен, таких как «Подмосковные вечера» и «Тёмная ночь», но и попсовые хиты он сумел облагородить. И тут же приводил в пример кафешантанные мелодии, вроде романса «Очи чёрные», который с удовольствием пел великий Шаляпин.  Все новое – это хорошо забытое старое, подчёркивал Хворостовский. 


«С первых наших встреч, когда ему было всего 25 лет, он исполнял романсы с глубочайшим пониманием всех драматических и технических нюансов. Я думаю, для того чтобы спеть так, что за два отделения публика не устанет, нужен всё-таки особый дар», – вспоминает Илья Ивари, знаменитый эстонский пианист и аккомпаниатор, с которым Хворостовский много и плодотворно работал. В исполнении Хворостовского советские песни и песни военных лет, русские народные песни приобретали совершенно другое звучание. Он выступал с этими программами по всей России – разумеется, наряду с непрекращающимися проектами, связанными с классической музыкой.

Проект «Хворостовский и друзья» представил в России множество звёзд мировой величины, многие из которых приехали в Россию, потому что их пригласил Дмитрий. В дальнейшем эти концерты были нацелены на благотворительность – все средства, вырученные от концертов, шли на лечение тяжелобольных детей. 

Дмитрий Хворостовский исполняет советские хиты в Красноярске. Фото: ria.ru

Отдельной страницей в творчестве певца были его совершенно особые отношения с композитором Георгием Свиридовым. В частности, в исполнении Хворостовского в Лос-Анджелесе прошла премьера цикла «Отчалившая Русь» (1994 год). «После последних аккордов американцы встали, и стало понятно, что Свиридов принят и его музыка будет звучать во всем мире», – вспоминает пианист Михаил Аркадьев. В исполнении Хворостовского и Аркадьева прозвучал и вокальный цикл «Петербург», написанный Свиридовым специально для певца. 

В последнее время Дмитрию Хворостовскому было тяжело выходить на сцену, но он тем не менее продолжал работать в студии. 9 июня 2017 годы компания Delos Records выпустила новый альбом «Russia Cast Adrift» – вокальный цикл «Отчалившая Русь» Георгия Свиридова на стихи Сергея Есенина в исполнении Хворостовского.

Дмитрий Хворостовский был неоднократно награждён различными званиями, его именем даже назван астероид (7995), открытый астрономом Крымской астрофизической обсерватории. Но главное, что заслужил он своей самоотверженной работой, – это глубокое уважение коллег и искреннюю любовь тысяч поклонников его творчества, живущих по всему миру.

Также по теме

Новые публикации

На мировом рынке образовательных услуг Россия сегодня, по оценкам экспертов, занимает 5-6 место. К 2025 году число иностранных студентов, которые учатся в российских вузах на очном отделении, должно вырасти до 710 тысяч человек – это предусмотрено государственной приоритетной программой «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Доходы от обучения иностранных студентов должны достичь почти 400 миллиардов рублей.
В Москве представили совместный доклад неправительственных организаций «Наследие Второй мировой войны в странах Балтии: как восстановить справедливость для жертв нацистских преступлений». Цель составителей доклада – анализ действий властей стран Балтии в отношении нацистских пособников и их жертв с точки зрения действующего международного права, а также выработка рекомендаций по исправлению сложившейся ситуации.
Обычная устная речь – то, как мы говорим в повседневной жизни – с недавних пор стала предметом пристального исследования учёных-лингвистов. О том, какой практический смысл в таких исследованиях, об изменчивой норме и живой речи рассказывает участница V Международного педагогического форума профессор Санкт-Петербургского государственного университета Наталья Богданова-Бегларян.
Так можно сформулировать девиз 1-й совместной конференции Координационного совета российских соотечественников (КСРС) Саксонии и Тюрингии, состоявшейся 30 ноября в Генеральном консульстве РФ в Лейпциге.
Известный филолог, член Орфографической комиссии РАН, преподаватель кафедры русского языка Санкт-Петербургского университета и участница V Педагогического форума Светлана Друговейко-Должанская рассказала «Русскому миру» об интернет-портале «Культура письменной речи» («Грамма.ру»), современной грамотности, языковой норме и шибболетах.
Существует ли на самом деле российская нация и что делается для подготовки кадров, работающих в сфере межнациональных отношений? Об этом рассказал председатель Комитета Госдумы по образованию и науке, декан факультета государственного управления МГУ, председатель правления фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов.
3-4 декабря в Сочи при участии фонда «Русский мир» состоится V Международный педагогический форум, на который соберутся ведущие русисты со всего мира. Среди тем форума будет и такая – как меняется норма правописания. Старший научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН Елена Арутюнова считает, что те живые процессы, которые идут в русском языке, должны получить своё отражение и в орфографических словарях.
Председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке, председатель правления фонда «Русский мир», член Российского совета по международным делам Вячеслав Никонов рассказал о деятельности и достижениях фонда «Русский мир».