RUS
EN
 / Главная / Публикации / Русские школы в Испании: объединяя детей, мы объединяем и их родителей

Русские школы в Испании: объединяя детей, мы объединяем и их родителей

Светлана Сметанина10.11.2017

12 ноября в Мадриде состоится финал Общеиспанской олимпиады по русскому языку «Луч». Благодаря поддержке фонда «Русский мир» в этом году он будет особенно масштабным – в финале примут участие 42 юных знатока русского языка со всей страны. О том, как развиваются сегодня русские школы в Испании, рассказывает президент Центра русского языка и культуры в Аликанте «Парус» Ольга Лаврова.

– Вы возглавляете Центр русского языка и культуры «Парус» – почему возникла потребность в его создании?

– История создания нашего центра необычна. Первоначально в марте 2011 при ассоциации иммигрантов из стран Восточной Европы в Аликанте AIPEA была основана студия «Парус» для детей-билингвов. В то время я возглавляла отдел образования ассоциации AIPEA и, совместно с Александром Чепурным (президентом ассоциации «Русский дом в Аликанте»), выступила основным организатором данного проекта. 

Постепенно проект рос и становился самостоятельным, всё глубже концентрируясь на вопросах обучения, воспитания и образования детей и подростков, работе с двуязычными семьями. В июне 2016 года была открыта некоммерческая организация «Центр русского языка и культуры в Аликанте».


Ольга Лаврова

– Школа-студия при центре «Парус» – сколько детей туда ходит? Насколько для родителей важно сохранение русского языка у детей в смешанных семьях? 

 Сегодня школу-студию «Парус» посещают более 60 учащихся. Основной состав – это дети-билингвы из смешанных семей и семей соотечественников. Но также есть и иностранные учащиеся. Возрастная категория – от 4 до 16 лет.

В нашей студии дети изучают, прежде всего, русский язык и литературное чтение, основы страноведения, а также музыку, рисование, окружающий мир и другие предметы. Мы стараемся адаптировать программу российской школы по русскому языку для нужд наших двуязычных учащихся. 

Сохраняя материнский язык, мы стремимся помочь нашим детям максимально адаптироваться к жизни в Испании, стать людьми нового поколения, носителями двух культур, соединяя и развивая их лучшие традиции. Но достижение этого результата невозможно без участия родителей и семей наших учеников. И, к сожалению, именно здесь мы зачастую сталкиваемся с проблемами, решение которых является одной из приоритетных задач нашего объединения. В 2016 году мы запустили проект психологической помощи двуязычным семьям в Аликанте. Возглавляет проект Д. Р. Нугманова – клинический психолог, преподаватель научно-образовательного центра практической психологии, этнопсихологии и межкультурных коммуникаций «Восток – Запад» Казанского федерального университета.

– Много ли подобных школ в Испании? Даёт ли какие-то преимущества в дальнейшем знание русского языка?

– Наша школа входит в состав объединённой русской школы в Аликанте. Это центры «Олимпия», «Лад» и «Парус». Общее количество учащихся – около 136 (дети в возрасте от 2,5 до 16 лет). Школы работают по общим программам для билингвов, ориентированным на программу начальной и средней школы России.  
 
Педагогический состав – 16 человек. Это педагоги с высшим и средним специальным образованием, с большим опытом работы и огромной любовью к своему делу.

Подбирая задания и тексты для уроков, мы учитываем особенности испанского языка и культуры, с одной стороны, и небольшое количество учебных часов – с другой.  Целью обучения детей-билингвов мы видим межкультурное образование: «Становление детей российских соотечественников за рубежом как субъектов русской культуры, способных и готовых к межкультурному общению на русском языке» (А. Л. Бердичевский, З. Н. Никитенко, Е. А. Хамраева «Как преподавать русский язык двуязычным детям»).

Всего в Испании насчитывается более 30 русских детских центров дополнительного образования при ассоциациях соотечественников, в которых обучается около 1000 юных билингвов (данные предоставлены Г. Р. Щербаковой – членом КСОРС Испании, координатором деятельности детских образовательных учреждений при ассоциациях российских соотечественников).

На занятиях в центре «Парус»

– Как возникла идея проведения Общеиспанской олимпиады по русскому языку? Насколько этот проект оказался востребованным у школьников? 

– Идея общеиспанской олимпиады зародилась именно у нас, в Аликанте, и мы очень этим гордимся! Первоначально проект был организован ассоциациями «Лад» и AIPEA, а в последние два года был поддержан Союзом учителей Испании «Русское слово». Идее организации Всеиспанской олимпиады по русскому языку предшествовала большая работа в течение нескольких лет по изучению возможности объединить учащихся различных учебных центров при ассоциациях соотечественников в Испании и провести такого рода конкурс. 

Были проведены переговоры с директорами школ и учебных центров. Оказалось, что сегодня на территории Испании не проводится иных конкурсов по русскому языку, в которых могли бы участвовать дети из разных провинций и городов. Педагоги и руководители выразили активное одобрение этой идеи и своё желание участвовать на различных уровнях в проведении олимпиады по русскому языку.
Это и явилось определяющим фактором старта Общеиспанской олимпиады по русскому языку. 

В этом году впервые при поддержке фонда «Русский мир» и представительства Россотрудничества в Королевстве Испания финал олимпиады пройдёт настолько масштабно – в нём примут участие 42 юных знатока русского языка и 11 преподавателей из различных уголков Испании: Мадрида, Барселоны, Валенсии, Аликанте, Майорки, Торревьехи, Альмерии, Гандии и других городов. И, конечно же, мы надеемся, что ученики школы-студии «Парус» будут в числе победителей! 

– Русская община в Аликанте – можно ли назвать её сплочённой? Насколько для людей важно сохранять связь с Россией?

– Наверное, это самый сложный для меня вопрос. Однозначно могу сказать только одно: с каждым годом число соотечественников, занимающих активную жизненную позицию и в бизнесе, и в политике, и в общественной деятельности стремительно возрастает. 

В этом году у нас в Аликанте появлялось новое перспективное объединение – ассоциация «МатрЁшка», которая борется за права женщин, в особенности наших соотечественниц. Активно ведут работу ассоциации «Русский дом в Аликанте», AIPEA и другие. Конечно, это жизненно важно для нас – сохранять связь с Россией. В этом году усилиями наших русских ассоциаций в Аликанте была впервые проведена акция «Бессмертный полк». Я входила в состав оргкомитета. Ощущение единения и сопричастности нашей Родине ни с чем не сравнимо.

Мне кажется, что как раз наши школы и являются сегодня базовыми центрами объединения соотечественников в Аликанте. Ведь мы проводим совместные акции, праздники и концерты. Сейчас у нас активно идёт подготовка к новогоднему празднику, который состоится уже 16 декабря.

Объединяя детей, мы как-то, вроде бы и невзначай, объединяем и их родителей, и это здорово! 

– Вы также являетесь членом совета Союза учителей Испании «Русское слово». Какие мероприятия проводятся под эгидой Союза?

– Для меня большая честь быть членом Союза. Деятельность Союза направлена, в первую очередь, на координирование работы преподавателей: это методические конкурсы, семинары, распространение информации и помощь в прохождении курсов повышения квалификации и многое другое. Возглавляет Союз учителей Виктория Викторовна Царалунга – филолог, преподаватель русского языка и литературы, директор общественного центра «Знайка» в Мадриде.

В феврале 2016 года в Аликанте при активной поддержке Союза прошла первая научно-методическая конференция по детскому билингвизму в Испании для преподавателей русских детских центров дополнительного образования и педагогов испанских общеобразовательных школ, а также для родителей детей-билингвов. Среди основных результатов конференции: реализация обмена опытом между педагогами испанских общеобразовательных школ и преподавателями русских центров дополнительного образования Испании и зарубежных стран, принятие решения о начале работы над единой программой на базе «Проекта типовой образовательной программы начального общего образования для зарубежных русских школ выходного дня» для центров дополнительного образования, входящих в Союз учителей Испании.

Дети-билингвы в Испании

Мы выражаем надежду, что при поддержке фонда «Русский мир» нам удастся организовать и провести вторую конференцию, это крайне необходимо как для наших учителей, так и для родителей.

Приоритетным направлением работы Союза учителей Испании является организация национальных общеиспанских конкурсов среди школ Союза, общее количество которых – 16. Это литературно-творческие конкурсы, исторические викторины, поддержка таких важных проектов, как олимпиада «Луч», конкурс «Дети-переводчики», Единый детский диктант и многое другое.

Эти проекты проходят при содействии представительства Россотрудничества и Координационного совета российских соотечественников (КСОРС) Испании.

30 апреля 2017 года силами Союза учителей Испании «Русское слово» в Валенсии состоялось первое в Испании международное сертификационное тестирование по русскому языку для детей-билингвов Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина.

Также в этом году Союз учителей подписал долгосрочный договор о сотрудничестве с международным детским центром «Артек».

В заключении я хочу от себя лично, от учеников школы-студии «Парус», от лица преподавателей и родителей города Аликанте сердечно поблагодарить фонд «Русский мир» за поддержку проекта Общеиспанской олимпиады и оказанную нам помощь. Желаю всем участникам олимпиады больших успехов, а финалистам, конечно же, только победы!

Также по теме

Новые публикации

20 ноября исполняется 150 лет со дня рождения Зинаиды Гиппиус. Среди литераторов начала ХХ века она занимала совершенно особенное место. Умная, прозорливая, холодно-беспощадная в оценках, при этом тонкая и изящная, она поражала постижимым своеобразием. Александр Блок сделал запись в своём дневнике: «Единственность Зинаиды Гиппиус».
«У природы нет плохой погоды». Надо быть философом по жизни, чтобы согласиться с этим утверждением. Мерзкая, мерзопакостная, противная, слякотная, отвратительная, плохая… Какими только эпитетами бедную погоду не наделяют. А вы знаете, что с точки зрения истории слов сочетание «негодная погода» можно воспринимать как оксюморон – сочетание несочетаемого? Давайте разберёмся.
Международная научная конференция «Россия, США и Китай. Искусство. Гуманитарные науки. От поколения к поколению», которая прошла в рамках VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума, собрала историков, педагогов, искусствоведов, актёров и художников.  Эксперты признали кино и театр площадками наиболее активного сотрудничества и соперничества России, США и Китая на протяжении последних ста лет.
В Российском университете дружбы народов состоялась XVI Всероссийская олимпиада для студентов по русскому языку как иностранному. Традиция её проведения зародилась ещё во времена Советского Союза. А сегодня она продолжается благодаря поддержке фонда «Русский мир». 20 команд из шести федеральных округов приехали в РУДН, чтобы продемонстрировать свой уровень владения русским языком.
На днях Конституционный суд Латвии отказал русскоязычным детям в праве учиться на родном языке даже в частных школах. Ранее такое решение было принято правительством страны и поддержано президентом. Как сказано в пояснении к судебному решению, это было сделано с учётом «исторических обстоятельств», «длительной оккупации и русификации».
         «Здесь ничего другого между людьми, кроме любви, нет», – так про международный фольклорный фестиваль «Покровские колокола», который только что отзвенел-отыграл на вильнюсских сценах, сказал один из его участников. Любви к своему делу, к народной песне, к тем, кого считаешь единомышленниками.  
Первым русским, с которым встретился Жошуа Браганса, был механик цирка. Жошуа вырос в небольшом городке штата Рио-де-Жанейро, в котором практически все друг друга знали. Русского звали Николай, и он выделялся своей образованностью: хорошо разбирался в музыке, литературе. Николай рассказывал о том, какая в России зима, о красоте её природы. От этих рассказов веяло сказкой – так воспринимают дети повествование о путешествии в дальние страны. Возможно уже тогда рождалось в душе мальчика предчувствие, что вся последующая его жизнь будет связана с Россией.
Среди греческих актёров и режиссёров наберётся не больше десятка выпускников российского ГИТИСа. А вот кандидатов искусствоведения, защитивших кандидатскую диссертацию в ГИТИСе, и вовсе пока не было. И первой станет театральный режиссёр Вася Велтсиста, которой в декабре предстоит защита диссертации. Интерес к русскому театру и горячая мечта стать театральным режиссёром привели её после получения диплома инженера-механика и работы главным инженером в афинском метро в Москву и в театральный институт.