EN
 / Главная / Публикации / На Донбассе новый учебный год начинается с надежды на мир

На Донбассе новый учебный год начинается с надежды на мир

Редакция портала «Русский мир»01.09.2017

В этом учебном году в Донецкой Народной Республике в первый класс пошли почти на 1500 детей больше, чем в прошлом. Учителя очень рады такой тенденции и связывают с ней надежды на возрождение мирной жизни на Донбассе. О том, как начался учебный год в школах Донецка, рассказывает учитель русского языка и литературы школы № 20 Донецка, постоянный участник ассамблей Русского мира Татьяна Ярцева.

1 сентября, начало нового учебного года… Каким он будет для детей Донецкой Народной Республики? Несмотря на приятные подготовительные хлопоты к празднику Первого звонка, у нас – учителей и родителей – в памяти все трагические события последних почти 4 лет: ранения и гибель ни в чём не повинных детей, педагогов…..
31 августа в городах и районах Донецкой Народной Республики в рамках проекта «Они не услышат школьный звонок» прошла акция «Звонок Ангелам Донбасса», посвящённая памяти погибших детей Донбасса. Её организаторами выступили Министерство информации ДНР совместно с Министерством образования и науки ДНР, общественным движением «Донецкая Республика» и Музеем воинской доблести Донбасса.



«Этой акцией мы хотим напомнить всему миру о детях, которые уже не смогут пойти в школу 1 сентября и больше никогда не услышат школьный звонок. Почтим их память протяжным звуковым (автомобильным) сигналом, чтобы не только Республика, но и весь мир могли услышать этот звонок и вспомнить об ушедших Ангелах с надеждой на то, что простые люди мира поймут – Украина нас убивает», – говорится в сообщении Министерства информации ДНР. 

31 августа в 10:00 на республиканских телеканалах начался цикл передач о погибших детях Донбасса. В 12:00 в школах Донецкой Народной Республики прозвенели школьные звонки – как дань памяти детям, которые уже никогда не пойдут в школу. 

Эту акцию поддержали звуковыми сигналами ровно в 12:00 водители, машинисты автомобильного, железнодорожного, городского транспорта.

В наших краях идёт война. Она то затихает, то вспыхивает с новой силой. И в такие минуты и дни понимаешь, что слова классика о русском языке сегодня актуальны как никогда. Я работаю учителем 28 лет. Сейчас преподаю русский язык и литературу в школе № 20 Донецка. До этого 22 года была директором классической гуманитарной гимназии, которую сама и открывала.

Последние три года – это настоящее испытание воли и духа. То, что происходит в Донбассе, трудно понять человеку, который живёт мирной жизнью. Я никуда не уезжала из Донецка – ни в 2014, ни в 2015, ни в 2016 году. Когда начинались бомбёжки, мы уводили с уроков детей в бомбоубежище или пережидали обстрелы в коридорах. А потом снова продолжали занятия. Слава Богу, в школу не попал ни один снаряд. Мы все – и дети, и учителя – хотим говорить по-русски и думать на нём. В этом всё дело. 

Мне доводилось слышать о «катастрофе» в образовании Донбасса. Дескать, профессора и преподаватели уехали. У детей нет будущего. Это, мягко говоря, не так. Да, часть педагогов уехала, но многие учителя, а также доктора и кандидаты наук по-прежнему трудятся в своих школах и вузах. Открылась перспектива для молодого поколения. У нас немало талантливых ребят, аспирантов и доцентов, которые продвигают русистику и учат студентов. И у них это неплохо получается. Говорю это с полной ответственностью как выпускник филологического факультета университета и кандидат наук государственного управления. Кстати, многие москвичи и петербуржцы отмечают, что в наших краях высокий уровень преподавания русской филологии.

Накануне нового учебного года Министерство образования и науки ДНР сообщило о том, что по сравнению с предыдущим 2016/2017 годом количество мест в вузах, финансируемых за счет бюджета Донецкой Народной Республики увеличилось на 4016 места, что составило увеличение на 26,9 %.



Абитуриентов, уже поступивших в высшие учебные заведения республики, стало намного больше по сравнению с предыдущим годом. Например, количество студентов, поступивших в Донецкий национальный университет выросло более чем на 30 %. Кроме того, в настоящее время осуществляется оформление документов на обучение около 200 абитуриентов из дальнего зарубежья.

В сфере высшего профессионального образования в Республике деятельность осуществляют 20 образовательных учреждений, в том числе созданное недавно Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Донбасская аграрная академия». По результатам основного набора в организации высшего профессионального образования зачислено 13 687 человек. В рамках Гуманитарной программы по воссоединению народа Донбасса подано 459 заявлений, уже зачислено 408 абитуриентов. Для абитуриентов, проживающих на временно подконтрольной Украине территории Донбасса, с 20 июля объявлен дополнительный набор, который продлится до 10 сентября. 

Помощь России

24 августа в Донецкую Народную Республику прибыл 68 по счету гуманитарный конвой МЧС Российской Федерации. 23 грузовика доставили более 300 тонн гуманитарного груза, в том числе учебную и методическую литературу для вузов и школ республики. Канцелярские принадлежности и подарки для первоклассников передали 29 августа 2017 года детям из нуждающихся и малоимущих волонтёры благотворительного фонда «Руспомощь», который является волонтёрским крылом «Землячества донбассовцев» в Москве. Такая акция проходит уже третий год. 
 
Неоценима помощь фонда «Русский мир» нам, педагогам: ежегодное открытие кабинетов, центров фонда, многофункциональных мультимедиа-центров в вузах, библиотеках республики, помощь в проведении международных научных конференций (например в Донецком национальном университете «Донецкие чтения – 2017»), стажировки в вузах РФ и возможность знакомиться с ведущими российскими научными школами. Организация фестивалей (например «Большой Донбасс»), постоянная грантовая поддержка фондом молодых учёных, аспирантов, учителей.

Лично для меня неоценимый опыт все три последних года приносят мероприятия фонда «Русский мир», в которых я имела честь участвовать: IX и X ассамблеи в Суздале и Москве, международная конференция в Кремле, приуроченная к 10-летию подписания президентского указа о создании фонда, два педагогических форума во Владимире и Сочи. 

На своих уроках русского языка и литературы 1 и 4 сентября в 6 и 8 классах я представлю рассказ о своей летней поездке на конференцию фонда в Кремль, а также прочту своим воспитанникам напутствие на новый учебный год, специально для них подготовленное и присланное мне из Парижа князем Александром Трубецким. С ним мы познакомились в Москве на конференции фонда «Русский мир», ведём теперь переписку, делимся своими выступлениями, статьями. Фотографии моих учеников, рассказы о них произвели большое впечатление на князя. Надеюсь, что его пожелания детям 20-й школы Донецка, а в их лице и детям всей республики дадут большой позитивный старт их стремлениям к познанию. Обязательно покажу своим друзьям и знакомым и новую книгу «Лидерство по-русски», которую выпустил Вячеслав Никонов, глава фонда «Русский мир». Проведу её презентацию в школе для коллег. Уже сам эпиграф к ней – слова великого полководца А.Суворова «Мы русские, и потому мы победим!» – даёт уверенность в скорейшем разрешении военных конфликтов на моей родной земле...

В Донбассе не менее 10 лет мы, преподаватели русского языка и литературы, находясь в составе Украины, вели уроки русского языка как кружковые или факультативные курсы, имея максимум по 1–1,5 часа языка и литературы в неделю. Пережили это время, не разочаровались ни в профессии, ни в филологии и дождались совсем других времён: сейчас, например, в 5–7 классах русский язык и литература изучаются семь часов в неделю. 

Так что можно сказать, что Русский мир с нами, Русский мир – это и мы тоже! 

Также по теме

Новые публикации

«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
Цветаева