RUS
EN
 / Главная / Публикации / Народная Вера

Народная Вера

Дмитрий Климов24.08.2017


Внезапная и оттого ещё более трагическая смерть актрисы и режиссёра Веры Глаголевой стала без преувеличения потрясением для очень многих людей. Казалось, в её творческой жизни предстоит ещё немало взлётов и  открытий, но болезнь поставила резкую точку в этой успешной и во многом счастливой судьбе…  

Глаголева с её неординарной  внешностью – с одной стороны, неброской, а с другой – весьма запоминающейся и одновременно очень интеллигентной – сразу же была отмечена зрителями. Её дебют состоялся в 1974 году в фильме Родиона Нахапетова «На край света», снятого по пьесе Виктора Розова. Несомненно, это была творческая удача, поскольку сочетание двух таких имён гарантировал успех. 


Виктор Розов отличался умением очень тонко прописывать жизненные ситуации и характеры действующих лиц, которые сразу же устраняли любые попытки трактовать всё лишь в чёрно-белом свете, что нередко было характерно для эпохи социалистического реализма. Нахапетов же умел снимать так, как не снимал никто другой. Но всё это только увеличивало ответственность актеров, требуя от них полной отдачи на съёмочной площадке. 

Найти исполнительницу одной из главных ролей – Симы – долго не получалось. Перед мэтрами многие профессиональные актрисы тушевались. Глаголева оказалась на съёмочной площадке совершенно случайно – кто-то из операторов обратил на неё внимание в очереди в буфете «Мосфильма», куда она пришла за компанию с подругой.

Она, только что закончившая школу и не имевшая какого бы то ни было профессионального опыта, лишь согласилась подыграть актеру Вадиму Михеенко, исполнявшему главную мужскую роль – Володи.  На роль Симы  всемогущий худсовет уже утвердил другую  актрису, а здесь просто предстояло технически «присутствовать» в кадре, чтобы герой мог кому-то подавать реплики. Но Вера так естественно держалась перед камерой, что Родион Нахапетов, отсмотрев отснятый материал, настоял: играть будет только Глаголева и никто другой. 

Всё получилось именно так, и предопределило её судьбу. Глаголева занималась спортом, стрельбой из лука, добившись вполне весомых результатов. Выступление в составе юношеской сборной Москвы и звание мастера спорта СССР говорит  о многом. О карьере актрисы до этого она даже не помышляла.  Фильм имел зрительский успех и удостоился Большого приза на престижном Международном кинофоруме в Любляне в 1976 г. 

Личная жизнь также была определена. Первым мужем после съёмок фильма стал именно Родион Нахапетов.

Интересно, что профессионального образования Вера Глаголева, удостоенная в 2011 г. высокого звания народной артистки Российской Федерации , так и не имела.  «У меня всё время не хватало времени на учёбу, я всё время работала, и это казалось важнее. Анатолий Васильевич Эфрос говорил, что это мне и не нужно», – откровенно написала впоследствии Глаголева. Наверное, великий режиссёр Эфрос  был прав. Таланту, а им в избытке обладала актриса, не столь важно образование в этой совершенно особой  сфере. Слишком уж много примеров того, как закончившие всё, что только возможно, штатные лицедеи так и не могут добиться зрительского признания, прозябая где-то на периферии своей профессии.

Кстати, следующая роль Глаголевой, которая также не осталась без восторженного внимания, была в фильме Анатолия Эфроса «В четверг и больше никогда», снятого в 1977 г.  На роль брошенной и беременной Вари, безнадёжно влюблённой в преуспевающего московского врача Сергея (Олег Даль) пробовались именитые актрисы – Наталья Андрейченко, Елена Коренева, Евгения Симонова, но Эфрос отдал предпочтение именно Глаголевой, которой удалось полностью раскрыть всю трагедию ситуации, разыгравшейся в таёжной глубинке. После этого Эфрос звал её в свой прославленный актёрскими традициями театр на Малой Бронной. Но это более чем заманчивое предложение принято не было.

В 1980 г. Родион Нахапетов снимает по роману Бориса Васильева  фильм «Не стреляйте в белых лебедей». Это история егеря (его сыграл Станислав Любшин), безуспешно пытавшегося защитить от браконьеров довольно редких птиц. Вере Глаголевой досталась эпизодическая роль учительницы Ноны Юрьевны. Опять точное попадание. Роль получилась очень яркой.

В 1983 г. выходит на экраны военная драма «Торпедоносцы», снятая режиссёром-постановщиком Семеном Арановичем по мотивам неоконченной пьесы Юрия Германа. В нём у Глаголевой одна из главных ролей. Как затем отзывались об этой её актёрской работе коллеги по цеху: «Ей удалось раствориться в практически документальном материале».  В прокате фильм посмотрели 11,5 млн зрителей, а съёмочная группа была удостоена Государственной премии СССР 1986 г.

Часто, говоря о Вере Глаголевой, вспоминают другой фильм, снятый в 1985 году – «Выйти замуж за капитана».  По итогам опроса журнала «Советский экран» она была признана лучшей актрисой 1986 года за исполнение главной роли в этом достаточно проходном фильме с незатейливым сюжетом. Вряд ли история о холостом 33-летнем  капитане-пограничнике удостоилась бы сегодня упоминаний, если бы не чётко подобранный актёрский состав и точная игра Глаголевой.

Всего же фильмов с участием Глаголевой снято более 50. Их могло быть намного больше, но перестройка и последовавшие вслед за ней «лихие 90-е» отразились не самым лучшим образом на отечественном кинематографе и артистах. О тех непростых годах Глаголева  уже как режиссёр снимет в 1990 году фильм-драму «Сломанный свет», хотя, скорее, этот фильм можно было бы назвать фильмом-предупреждением, фильмом-предсказанием – самые трудные времена стояли тогда только на пороге.

Режиссёрская стезя заставила проявиться довольно твёрдый характер Веры Глаголевой. Коллеги рассказывают, какой бескомпромиссной и даже беспощадной к себе и исполнителям могла быть режиссёр Глаголева, когда речь шла о работе.

Сейчас вошло в моду выражение «культовая» актриса (актёр, фильм) – столь же бессмысленное, сколь и ничего не выражающее и не объясняющее. Некий новояз, призванный провозгласить что-то торжественное и многозначительное. Пытаются связать это выражение с именем Глаголевой. Но она была Талант с большой буквы, получивший подлинное признание. И никаких иных слов здесь не нужно.

Прощание с Верой Витальевной Глаголевой состоялось в Центральном доме кино. Она похоронена на Троекуровском кладбище в Москве.

Вечная память!

Также по теме

Новые публикации

В Институте Европы РАН состоялась пленарная дискуссия «Современный мир и вызовы миграции», подготовленная и проведённая при поддержке и участии фонда «Русский мир». В ходе дискуссии эксперты предложили европейским институтам, занимающимся проблемами миграции, изучить опыт России – как большого многонационального и многоконфессионального государства.
В нынешнем году российско-австралийским отношениям исполняется 75 лет. Несмотря на продолжительную историю, они никогда не были простыми. О своём опыте работы с соотечественниками в Австралии, разногласиях и возможностях сотрудничества наших стран рассказал руководитель управления региональных программ фонда «Русский мир» Георгий Толорая, экс-генконсул России в Сиднее.
300 лет назад, 14 ноября 1717 года, в семье Петра Панкратьевича Сумарокова, дворянина и кавалера, родился мальчик, названный Александром. Судьба его будет нелегка – у него будет много врагов и не меньше поклонников. Современники назовут его гением. Потомки усомнятся в этом. Сам Сумароков до конца своих дней будет уверен, что он лучший российский поэт.
Первой русской книгой для юного Стефано Гардзонио стала «Война и мир» Льва Толстого – и во многом книга определила его судьбу. Сегодня он живёт между Италией и Россией, считая обе страны родными для себя. О знакомстве с Бродским и Ростроповичем, о русском шансоне и итальянской мафии мы поговорили с итальянским славистом, профессором Пизанского университета Стефано Гардзонио.
Иногда звучит вопрос: не лучше ли было бы нашим далёким предкам выбрать себе для проживания места потеплее, поближе к югу? Ответ на него (или намёк на ответ) история в общем-то дала. Он содержится в судьбе Тмутаракани.
12 ноября в Мадриде состоится финал Общеиспанской олимпиады по русскому языку «Луч». Благодаря поддержке фонда «Русский мир» в этом году он будет особенно масштабным – в финале примут участие 42 юных знатока русского языка со всей страны. О том, как развиваются сегодня русские школы в Испании, рассказывает президент Центра русского языка и культуры в Аликанте «Парус» Ольга Лаврова.
В дни празднования столетия Социалистической революции страна увлечена широкими дискуссиями о причинах падения российской монархии. Пока эксперты спорят о трагедии и величии Октября, потерях и приобретениях диктатуры пролетариата, историки публикуют новые прочтения событий столетней давности. Одним из таких стала только что вышедшая в свет книга Вячеслава Никонова «Октябрь 1917».
XXI Всемирный русский народный собор (ВРНС) на днях завершил работу в Москве. Главными темами собора, проходившего под председательством Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла, стали последствия русской революции, роль семьи в современном мире и современное образование.