EN
 / Главная / Публикации / «Музыкальная экспедиция»: классика в поле и в цеху

«Музыкальная экспедиция»: классика в поле и в цеху

Сергей Виноградов 13.07.2017

«Многие считают, что классическая музыка доступна только элите, но это совершенно не так», – убеждён известный московский виолончелист Борис Андрианов. Вот уже три года в подтверждение этого убеждения он собирает международную команду музыкантов, и отправляется в турне по российской глубинке. В этом году «Музыкальная экспедиция» побывала в Вологодской области, где музыканты давали бесплатные концерты в монастыре, на металлургическом заводе, в старой усадьбе и других местах. 

Ближе к людям

От самого слова «экспедиция» веет трудностями и лишениями. И Андрианов с коллегами хлебнули их с лихвой. В этом июле Баха и Моцарта почти повсеместно они играли под аккомпанемент дождя и даже грома с грозой. Музыканты, которые не любят выступать под открытым небом, часто объясняют это беспокойством за инструменты. Мол, дерево сначала отсыревает, а потом рассыхается, в результате чего звук меняется.

Борис Андрианов известен не только тем, что записал диск, который претендовал на музыкальную премию «Грэмми». И не только тем, что немецкие газеты назвали его богом виолончели после одного из выступлений в Берлине. А ещё и тем, что играет на уникальном инструменте, изготовленном легендарным итальянским мастером Доменико Монтаньяна, младшим современником Страдивари. 

Концерт у стен Кирилло-Белозерского монастыря. Фото: Кирилло-Белозерский музей-заповедник

И эта виолончель не поменяла звук после тряской дороги и концерта в окрестностях городка с живописным названием Бабаево. Возможно, оттого что итальянский мастер был согласен с тем, что музыка принадлежит народу, и создавал свои инструменты с расчётом не только на симфонические залы.

«Главная цель этого проекта, чтобы музыка вышла за пределы привычного круга, – рассказал корреспонденту «Русского мира» автор проекта. – Музыка закупорена в концертных залах, исполняется только для определённых людей, а это неправильно. А чтобы музыка сама пришла к вам, где бы вы ни жили, и вы в тёплый летний вечер могли бы ею насладиться, такого почти не случается. Мы захотели подарить людям такое чудо. И ещё хотелось бы открыть уголки нашей необъятной страны для туристов, ведь наши концерты освещаются прессой. Зачем это нам? Интересно наблюдать, как человек, который впервые пришёл на концерт классической музыки, открывает её для себя и прислушивается к новым эмоциям. Интересно осуществлять миссию, которую мы сами для себя придумали». 


Будни бродячего ансамбля

Большинство участников «Музыкальных экспедиций» – музыканты с именем и опытом. Путешественники рассказали корреспонденту «Русского мира» о том, что подобные турне для них сродни приключению и «расчищать» недельку-другую для поездки они начинают загодя. 

Фото: Кирилло-Белозерский музей-заповедник

Известный скрипач и концертмейстер оркестра филармонии в Тель-Авиве Илья Коновалов, ставший в этом году компаньоном Бориса Андрианова, выкроил время между программами и специально прилетел в Вологду. Пианист Филипп Копачевский сумел вклеить «Музыкальную экспедицию» в свою сольную афишу и прибыл на два концерта перед гастролями по Финляндии. 

Альтист Тимур Якубов воспользовался коротким отпуском в Гаагском симфоническом оркестре, в котором играет и руководит группой альтов. А бельгийский скрипач Леонард Шрайбер, единственный в этой международной команде не имеющий российских корней, с лёгким сердцем закрыл сезон в Лондоне, где живёт много лет и выступает с концертами камерной музыки на старинной скрипке итальянской работы. Закрыл сезон и отправился в Россию.

 «Я каждый год сюда приезжаю, стараюсь не пропускать, – рассказал Леонард Шрайбер. – В России потрясающая атмосфера и замечательные люди, очень искренние и с живой реакцией. А перед такими людьми всегда приятно выступать. И приём всегда тёплый. Знаете, в этом году летел сюда и не знал, где будем играть. И сразу сюрприз – металлургический завод. Музыка – универсальный язык, и глупо не пользоваться этим для встреч с новыми людьми и посещения интересных мест».


В усадьбе Хвалевское. Фото: Кирилло-Белозерский музей-заповедник

Судя по багажу, музыканты знали, куда едут, и дождь не сорвал ни одного из их концертов, хотя некоторые скорректировал. Свитера (несмотря на июль), плащи и зонтики были в наличии, так же как и смокинги с лакированными туфлями. Из пяти выступлений, запланированных на открытом воздухе, под небом удалось выступить лишь дважды. В Кирилло-Белозерском монастыре, одном из крупнейших в России, музыканты смогли вклиниться между двух дождей, и Чайковский с Пьяццоллой зазвучали под древними стенами, создающими неповторимую акустику. А концерт в восстанавливаемой усадьбе Хвалевское (в Бабаевском районе) воскресил давно прошедшие времена усадебного музицирования.    

Программа составляется к каждому концерту, одинаковых концертов музыканты не дают. Потому что это творческий проект, а не тривиальный коммерческий тур. В отношении репертуара в коллективе царит подлинная демократия – участники выходят с предложениями, которые выносятся на голосование. 
  
Музыка в рабочий полдень 

По словам Бориса Андрианова, музыканты сознательно выбирают для выступлений необычные места. В том числе такие, где не ступала нога симфонического музыканта. И самим интересно, и цель достигается – музыка идёт в те уголки, куда без них не пришла бы никогда. Одним из самых необычных концертных площадок турне стала производственная площадка Череповецкого металлургического комбината. 


Борис Андрианов и Леонард Шрайбер. Фото: Анастасия Ташева 

Была идея выйти в цех, но от неё отказались – музыка перебивалась бы шумом механизмов и всевозможных гудков. А тихих цехов на комбинате не нашлось. Площадку устроили в фойе административно-бытового комплекса Сталеплавильного производства, которое называют сердцем комбината. Окна с толстыми стеклами держали заводские шумы в узде, и картинка работающего под звуки скрипки и альта производства впечатляла. В разгар концерта напротив окон остановился огромный МАЗ и стал разгружать металлические рулоны – благодаря музыке в тривиальном действе проявилось что-то от балета.

Выступить в горячем цехе у музыкантов не получилось, зато удалось сыграть для металлургов, которые только от печи. Концерт прошёл в разгар рабочего дня, в пересменок. Андрианов с улыбкой назвал выступление «концертом в рабочий полдень» («помните, были такие в советские времена?»). А после концерта часть зрителей отправилась на смену. 


Концерт для рабочих «Северстали». Фото: Анастасия Ташева 

В синих спецовках и рабочих ботинках на толстой подошве, с касками на коленях люди слушали музыку. Исполнители, рассевшиеся под доской почёта и электронным табло «Наши достижения», перемежали серьёзный репертуар с поп-классикой и попурри из популярных советских кинофильмов. Начали с Баха и Моцарта, продолжили обработанной мексиканской народной мелодией и приятными любому уху произведениями Пьяццоллы. Иными словами, сделали всё, чтобы показать слушателям – классическая музыка близка, и понятна, и даже может быть увлекательной. В этом немало помог конферанс Бориса Андрианова, который развлекал публику байками и анекдотами из жизни известных композиторов и исполнителей. Зрители аплодировали стоя, а некоторые признавались, что впервые оказались на настоящем концерте симфонической музыки и сегодня по-настоящему открыли её для себя.  

Для Бориса Андрианова и бельгийца Леонарда Шрайбера концерт на заводе тоже стал дебютом, они поблагодарили зрителей за понимание и отзывчивость. Мол, кого-то может удивить, каких замечательных слушателей, тонко чувствующих музыку, можно встретить в глубинке. Но не их, опытных музыкальных путешественников. До сих пор самым нетривиальным местом, где им довелось музицировать, была тюрьма. «И там тоже зритель, и очень неплохой, – сказал виолончелист. – Я выступал в колонии для девушек в Рязанской области. Был концерт, потом была беседа. Очень благодарная публика».

Также по теме

Новые публикации

Несмотря на международную ситуацию катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Российские и зарубежные эксперты в области международных отношений, экономики, медиа и образования обсудили различные стороны взаимодействия России со странами Африканского континента – от сотрудничества в информационной политике до строительства АЭС и борьбы с наследием колониализма.
Как известно, Михаил Глинка, как и Пушкин,  создал «новый русский язык» – только в музыке. В год своего 220-летия великий русский композитор и европейская знаменитость Михаил Глинка получил «поздравление» от украинцев. В местном институте национальной памяти (УИНП) его объявили одним из «символов российской имперской политики».
Цветаева