RUS
EN
 / Главная / Публикации / Сделано в России: русская мода становится мировой

Сделано в России: русская мода становится мировой

Светлана Сметанина06.07.2017

Сегодня в мировых столицах моды – Нью-Йорке, Милане, Париже – открыты шоурумы, которые специализируются преимущественно на работе с российскими марками. А в коллекциях практически всех крупных магазинов одежды всё большую долю начинают занимать российские модные бренды. 

Ещё лет десять назад сложно было представить, что одежда российских дизайнеров будет способна конкурировать с западными брендами – и не только на отечественном рынке, но и по всему миру. Долгое время мода в России была гораздо больше шоу, чем бизнесом. Возможно, это было связано с тем, что в нашей стране никогда не существовало моды в том понимании, в каком она существует, например, во Франции: знаменитые модные дома, откуда поступают «руководящие указания» всему миру, что и как носить. В дореволюционной России все моды также приходили из Парижа. И, пожалуй, единственным российским модельером того времени можно признать Надежду Ламанову, шившую блистательные придворные туалеты и получившую почётное звание «Поставщик двора Его Императорского Величества».

Платье от Надежды Ламановой


В позднесоветское время почётное звание «модельера номер один» по праву принадлежало Вячеславу Зайцеву, у которого одевалась вся тогдашняя элита. Позднее «придворным кутюрье» стали называть и Валентина Юдашкина, сумевшего наладить взаимовыгодное сотрудничество практически со всеми российскими знаменитостями. 

В 90-е годы профессия модельера в наше й стране стала невероятно популярной – казалось, не осталось ни одного учебного заведения, где бы в той или иной форме, спецкурсом или факультативно, не обучали бы специальности дизайнера. Отборочные туры самого известного конкурса молодых дизайнеров «Русский силуэт» проходят по всей стране, и только в Москве в этом году было подано 500 заявок на участие в нём.  

Гоша Рубчинский успешно обыгрывает в своих коллекциях мотивы как советской, так и дворовой моды 90-х

И тем не менее долгое время казалось, что даже самые успешные российские модельеры обречены на существование в виде ателье для нескольких десятков богатых клиентов. А в массовой моде тон по-прежнему будут задавать западные бренды, захватившие мировой рынок моды. Но как-то неожиданно отделы с одеждой российских дизайнеров вдруг стали появляться во многих крупных мультибрендовых магазинах. И не только в России. 

Сегодня ни одна крупная мировая Неделя моды не обходится без русских модельеров. Более того, некоторые из них уже не просто присутствуют в сфере моды, но даже задают там тон. Как, например, российский дизайнер Гоша Рубчинский, чьи коллекции под условным названием «привет из 90-х» его соотечественникам кажутся несколько диковатыми, а на Западе их носят такие знаменитости, как Кристен Стюарт и семейство Кардашьян. Недавно фотографы «застукали» Канье Уэста в спортивных штанах от Гоши Рубчинского. А Джастин Бибер как-то вышел на сцену в футболке от российского дизайнера с надписью «Рассвет». Сегодня российский модельер сотрудничает с такими модными домами, как Comme des Garcons и Burberry. 

Генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс полагает, что мода на бренд «сделано в России» неслучайна: русские дизайнеры уловили дух времени и предлагают именно то, что находит отклик в душе как российского, так и западного модника.

Джастин Бибер в футболке от российского дизайнера 

Одежду от российских дизайнеров Гоши Рубчинского и Ульяны Сергеенко носят многие западные звёзды: с чем связан такой успех и за счёт чего этим модельерам удалось занять свою нишу на западном рыке моды?

Успех этих дизайнеров связан, с одной стороны, с тем, что они отвечают ожиданиям и сложившимся представлениям западного общества о «русском духе». С другой стороны, с тем, что их взгляд на моду не экзотично-местечковый, а, напротив, – вписывается в глобальные тренды. Создаваемые этими дизайнерами образы вполне понятны западной публике. Они грамотно капитализируют свою «русскость», и то же время их работы соответствуют европейскому fashion-настроению. Кроме того, и у Сергеенко, и у Рубчинского есть узнаваемый устойчивый авторский «почерк»,  который  мы «читаем» в моделях и коллекциях. 

Уже более 100 лет, начиная с эпохи Поля Пуаре, на феерические вечеринки которого стремился весь французский бомонд того времени, ведущие дизайнеры моды изобретают не только силуэты, но и собственную легенду. И в случае с популярными сегодня на западе российскими кутюрье можно сказать, что популярными становятся те, кто ведёт активную публичную жизнь. 


Ульяна Сергеенко удачно обыгрывает «русский стиль»

Кто ещё из русских модельеров известен на Западе? В каких странах русские модельеры особенно популярны?
Один из наиболее известных в Европе и США российских дизайнеров – Alena Akhmadullina, сложные мифологические образы и языческие мотивы её принтов цитируются ведущими модными изданиями все последнее десятилетие. Ещё один дизайнер со своим почерком – Вика Газинская. Она прекрасный стилист, и её публичный образ и стиль – лучший символ собственного fashion-ДНК. Талант, как и активная социальная жизнь, помогли ей также стать успешной и востребованной.
  
В США активно развивается и бренд VASSA, при этом он работает не только с инновационными мультибрендами, но и с крупными американскими сетями. В числе успешных можно также назвать Андрея Артёмова (Walk of Shame) или марку дорогих кожаных аксессуаров с монархической символикой  бренда IRFE. Этот бренд 1920х – парижский дом моды Феликса и Ирины Юсуповых – был возрождён москвичкой Ольгой Сорокиной и на данный момент представлен в 23 странах мира. 

Самыми активными и открытыми к новым именам считаются интернет-магазины и market places. Так, например, одним из первых с российскими дизайнерами начал работать крупнейший сайт по продаже дизайнерской одежды net-a-porte. 

Обычно дизайнера за рубежом представляет агент – шоурум. В Нью-Йорке,  Милане, Париже есть шоурумы, которые специализируются преимущественно на работе с российскими марками и предлагают их коллекции по своей клиентской базе из ОАЭ, Японии, США, Европы и т. д.

Основные закупки новых дизайнеров делают концепт-магазины (concept store), а не сетевые универмаги. Первые, кто начинает покупать интересных дизайнеров, – это японцы, предрасположенные ко всему новому, необычному и оригинальному. Следующий рынок – ОАЭ и другие арабские страны. В силу того, что русский «византийский стиль» резонирует с их вкусом, их интерес особенно вызывают «декоративные» коллекции, сделанные из дорогих тканей. Следующие, кто, возможно, обратит внимание на новые имена, – это закупщики из США, также демократичные и открытые. И самыми критичными всегда будут европейцы. 

Необычные принты Алёны Ахмадуллиной покорили модников

Эта известность исключительно среди «звёзд» или у наших дизайнеров есть выход и на международный массовый рынок? 

Ни один крупный российский бренд никогда не проводил глобальных рекламных кампаний. Знания о российских дизайнерах на Западе ограничены достаточно узким кругом состоятельных модников. 

Дело не только в качественном модном продукте – это условие, необходимое для успеха, но недостаточное. Для успеха на новом рынке нужно прежде всего соответствие коллекций и способов ведения бизнеса стандартам нового рынка. Это значит, что помимо качества изделий необходимо иметь возможность обеспечить всю логистическую, техническую и документальную поддержку согласно правилам страны. Для молодой торговой марки или дизайнера – это новые компетенции, и им нужно соответствовать. 

Очень часто именно технические моменты стопорят развитие. Одним из наиболее продуманных можно назвать выход бренда VASSA на рынок США. Первым шагом было размещение в шоуруме, проведение профессиональных показов для прессы и закупщиков в одном из самых престижных мест для модной публики Нью-Йорка – отеле Four Seasons. Vassa представлена на рынке США третий сезон, и продажи быстро растут, а что особенно важно, есть успех у крупных закупщиков – универмагов. 


Коллекция VASSA

Как успех на Западе влияет на продаваемость наших дизайнеров в самой России? 

Можно сказать, что за рубежом у нас одни герои, а в России – другие. Среди дизайнеров, которые шумно прорвались на Запад, – Газинская, Ахмадуллина, Сергеенко, Рубчинский, Артемов и другие. В то же время некоторые дизайнеры делают ставку на развитие своего бренда прежде всего внутри страны и имеют значительный успех. Это выражается в высокой узнаваемости и значительных продажах. Среди таких дизайнеров – Виктория Андреянова, Кирилл Гасилин, Vemina (Юлия Янина), Игорь Чапурин, Елена Шипилова и, безусловно, мэтры – Вячеслав Зайцев и Валентин Юдашкин. 


Сегодня во многих крупных торговых центрах открываются отделы русской моды. Это как-то связано с популярностью у покупателей этих марок?

Безусловно, растёт популярность торгового знака «сделано в России». Согласно социологическим опросам, для 72 % россиян тот факт, что товар произведён в России, положительно влияет на решение о покупке, а у 52 % опрошенных мотивацией стать обладателем именно российской одежды является «потребительский патриотизм». Сегодня в стране появилось огромное количество интернет-магазинов российских марок. В основном это небольшие нишевые проекты, дизайнерская одежда и даже обувь.  Этот тренд поддерживают все крупные российские ритейлеры как традиционной, так и интернет-торговли: в коллекциях практически всех мультибрендовых магазинов всё большую долю начинают занимать российские модные бренды. 

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

В День защитника Отечества поговорим об истории воинских званий. «Мне солдат дороже себя», – говорил великий русский полководец Александр Васильевич Суворов. Вот и мы начнём с солдата.
К Международному дню родного языка в нашей стране приурочили акцию «Родные языки России». Более 8000 тысяч школьников из 72 регионов страны записали на видео и опубликовали в социальных сетях стихи на 60 языках народов России. А в некоторых российских регионах в этот день прошли Тотальные диктанты на национальных языках.
Россия – страна многонациональная и многоязычная. И в Международный день родного языка мы хотим пригласить всех за праздничный стол, чтобы попотчевать национальными блюдами. Уверяем, вас ждут не только гастрономические, но и лингвистические открытия.
В конце августа прошлого года на работу в киргизский Ош приехали 17 учителей из Российской Федерации. Этому предшествовал серьёзный отбор, кандидаты из разных городов не были знакомы друг с другом. Для многих это был первый выезд за границу причём на длительный срок – на год. О том, как им работается в школах с разными языками обучения, что нравится, а что нуждается в улучшении, рассказали трое учителей: Марина Петрова, Наталья Сахарова и Марина Зайченко.
Восьмой международный поэтический интернет-конкурс «Эмигрантская лира» назвал победителей в номинациях «Эмигрантский вектор» и «Неоставленная страна» для русскоязычных поэтов дальнего зарубежья и авторов из России и стран СНГ соответственно. Как оказалось, поэзией соотечественники из-за рубежа не избывают тоску по утраченной родине, а общаются с русскоязычными друзьями и ищут единомышленников по всему миру. Стихи и раньше не знали границ, а интернет разрушил последние преграды.
Разобравшись с русскими школам в Латвии, которые в соответствии с новой реформой в скором времени полностью переводятся на латышский язык обучения, власти взялись и за малышей. В январе 2020 г.  латвийский парламент без обсуждения с заинтересованными лицами в первом чтении принял спорный законопроект, цель которого – покончить с русским языком в детских садах национальных меньшинств. Правда, перед вторым чтением вышла заминка, но ненадолго…
В ореоле праздника Дня влюблённых поговорим о насущном. Многих интересует вопрос, почему невесты милы и нежны, словно феи, а стоит им выйти замуж, как они становятся сварливыми, ворчливыми и придирчивыми, аки ведьмы? Кто бы мог подумать, что такое романтическое, нежное слово, как невеста, состоит в историческом родстве с существительным ведьма? В современном русском языке они далеки друг от друга, а в прошлом, оказывается, были близкими родственниками.
Весной этого года исполняется 125 лет со дня выхода высочайшего указа императора Николая II о создании в Петербурге Русского музея. Уникальность музея была в том, что экспонаты для его коллекции собирала буквально вся страна – от крестьян, даривших старинные предметы быта, до представителей высших сословий, передававших в фонд богатейшие собрания картин.