RUS
EN
 / Главная / Публикации / Учиться в России: всё больше иностранных студентов выбирают российские вузы

Учиться в России: всё больше иностранных студентов выбирают российские вузы

Светлана Сметанина09.03.2017

За прошлый учебный год число иностранных студентов российских вузов увеличилось почти на 10 %. А количество студентов из Европы – на 40 %. Существенный рост показывают Индия и Китай – на 20 % и 10 % соответственно. Российское образование восстанавливает утраченные позиции на международном образовательном рынке.

Глобальные мировые тренды показывают, что высшее образование становится всё более интернациональным. По данным экспертов Организации экономического сотрудничества и развития, более 4 миллионов студентов поступают в вузы за пределами своих стран. Для ряда государств экспорт образования становится важной статьёй формирования бюджета. К примеру, в Австралии образовательные услуги по объёму занимают третье место среди источников дохода государственной казны. Каждый пятый студент в этой стране – представитель другого государства.


Фото: tpu.ru

Интерес к привлечению в страну иностранных студентов традиционно велик в развитых странах, и тенденции таковы, что эта заинтересованность будет только расти. Так, по данным Центра исследований высшего образования Калифорнийского университета, для поддержки инновационной экономики США требуется удвоить число иностранных студентов к 2020 году (сегодня в США получают высшее образование более 700 тысяч иностранцев). И речь идёт не просто о массовом наборе, а о поиске наиболее талантливых учеников, особенно в области точных наук, инженерного дела и математики.

За толковых студентов сегодня готовы бороться не только Штаты, но и ряд других стран. Например, Япония планирует привлечь 300 тысяч иностранных студентов к 2025 году. Малайзия поставила задачу довести число иностранных студентов до 200 тысяч к 2020 году. Не остаётся в стороне и Китай: в настоящее время там учится более 265 тысяч иностранных студентов, но к 2020 году эту цифру планируется удвоить.

В нашу страну иностранные студенты начали приезжать с начала 50-х годов. Главным образом это были представители социалистических стран. Впрочем, на учёбу ехали и молодые коммунисты из Франции, Италии, Испании, Великобритании. В 1960 году, когда в Москве открылся Университет дружбы народом имени Патриса Лумумбы, поток иностранных студентов ещё больше увеличился – в СССР поехали студенты из стран Арабского Востока, Африки и Латинской Америки.

В Советском Союзе практически с нуля была создана база для обучения студентов из других стран: открыты подготовительные отделения для обучения русскому языку, разработана методологическая база.
Неудивительно, что к 1990 году СССР занимал третье место в мире – после Франции и США – по числу иностранных студентов в вузах. Всего на тот момент в стране обучалось 126,5 тысяч иностранцев.Но уже на следующий год их число сократилось до 39 тысяч человек.

Ситуация начала меняться в лучшую сторону лишь к концу 90-х годов. Сегодня правительство ежегодно выделяет иностранцам 15 тысяч квот для обучения на бюджетных местах. Всего же на данный момент в российских вузах учатся более 242 тысяч иностранных студентов. Важно, что с каждым годом их число неуклонно растёт: за прошлый учебный год – на 21 тысячу человек, а всего несколько лет назад – в 2010/2011 учебном году – их было 153,8 тысяч.

Понятно, что большинство студентов – выходцы из СНГ, где позиции российского высшего образования традиционно сильны. Наибольший рост числа обучающихся произошёл за эти годы из Казахстана – с 19,8 до 46,4 тысяч, Туркмении – с 3,6 до 13,4 тысяч и Украины – с 6,1 до 12,3 тысяч студентов.

На этом фоне число студентов, приехавших на учёбу в Россию из стран Европейского союза, вроде бы невелико – всего 2,5 тысяч. Но немаловажно, что за прошлый год и тут произошёл рост сразу на 40 %. На 20 % увеличилось число студентов из Индии и на 10 %  – из Китая.

Чтобы не только сохранить, но и увеличить спрос зарубежных абитуриентов на российское высшее образование в жёстких условиях международного рынка, необходимозначительное повышение конкурентоспособности наших вузов. В 2013 году Владимир Путин подписал указ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Согласно этому указу к 2020 году пять российских вузов должны войти в ТОП-100 лучших вузов планеты.

8 марта 2017 года были опубликованы результаты авторитетного предметного рейтинга QuacquarelliSymonds (QS): сразу три российских вуза из Проекта 5-100 вошли в число 50 лучших университетов мира – это Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Московский физико-технический институт и Новосибирский государственный университет. Как заявила министр образования и науки Ольга Васильева в интервью ТАСС, «отечественная высшая школа демонстрирует высокий уровень предметной подготовки – российские вузы сделали серьёзные шаги к лидирующим позициям, заняв свыше 140 позиций в 38 предметах и отраслях». Традиционно наши вузы оказались сильны в физике и астрономии. А МГУ им. М. В. Ломоносова вошёл в 50 лучших университетов сразу по семи предметным направлениям. К примеру, по специальности «лингвистика» он занял 13 строчку рейтинга, поднявшись на четыре пункта по сравнению с прошлым годом.

В рамках реализации Проекта 5-100 год назад был запущен сайт StudyinRussia, на котором представлена вся необходимая информация для желающих получить высшее образование в России. «Наша цель – привлечение иностранных студентов не только в вузы Проекта 5-100, но и формирование в Интернете уникального бренда российского высшего образования», – рассказала «Русскому миру» руководитель интернет-проекта StudyinRussia Татьяна Сивакова.

О востребованности такого рода информации говорит хотя бы тот факт, что всего за год существования сайта на нём побывали почти 390 тысяч уникальных посетителей из 208 стран мира. «Преимущество нашего сайта – уникальный и полезный контент, поданный просто и доступно для иностранца. А ещё – четыре языковые версии (русская, английская, китайская и испанская) и полная пошаговая инструкция поступления в вуз. Процедура поступления в России зачастую сложная и запутанная, поэтому мы подробно рассказываем обо всех подводных камнях», – говорит Татьяна Сивакова.

В 2015 году ФГАНУ «Социоцентр» при Министерстве образования и науки РФ провёл масштабное исследование с целью выяснить, почему иностранцы выбирают российское образование. Интересно, что 27 % ответили, что ключевым критерием для них является высокое качество российского образования, 24 % отметили приемлемую стоимость обучения, что также немаловажно. В данный момент плата в российских вузах варьируется от 65 тысяч до 350 тысяч рублей в год.

Наиболее популярными у иностранных студентов являются Российский университет дружбы народов, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Интересно, что четвёртую строчку в этом рейтинге занимает Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского. МГУ лишь на пятой строчке. Что ещё немаловажно – в десятку наиболее популярных вузов вошли региональные учебные заведения – Томский политех, Курский медицинский, Новосибирский технический университет, Казанский федеральный университет и Белгородский национальный исследовательский университет. Это явный показатель того, что уровень образования в регионах вполне конкурентоспособен с вузами Москвы и Петербурга.

Что касается специальностей, которые выбирают иностранные студенты, то на первом месте инженерно-технические – 21,7 %, медицина – 17,2 %, экономика и управление – 15,9 %, гуманитарно-социальные – 12,2  %. Интересно, что 11,8 % выбрали в качестве будущей специальности русский язык.

СПРАВКА

Фонд «Русский мир» также принимает участие в реализации мероприятий по продвижению российского образования за рубежом. В частности, фонд оказывает поддержку студентам из зарубежных стран с низким уровнем жизни, прибывающим для учёбы в России в рамках образовательных квот. Так, в 2014 г. фонд взял на себя компенсацию расходов на проезд к месту учёбы 6 студентов из Никарагуа, 9 из Сальвадора и 47 из Венесуэлы. А в настоящее время во исполнение поручения Совета Федерации РФ фонд «Русский мир» оказывает поддержку приезжающим получать образование в России кубинским учащимся.  Поддержка включает в себя оплату проезда до места учебы, а также предоставление стипендий, полисов добровольного медицинского страхования и оплату проживания в общежитиях. В 2015/2016 учебном году участие в программе приняли 86 учащихся из Республики Куба. С октября 2016 г. к учёбе приступили ещё 104 учащихся с Кубы, прибывших в Россию в рамках образовательных квот уже нового года. Таким образом, общее число кубинских студентов, проходящих обучение в российских вузах при финансовой поддержке фонда «Русский мир», составляет 160 человек. В целях реализации программы поддержки кубинских учащихся было организовано взаимодействие и заключены договоры с 29 российскими вузами.

Также по теме

Новые публикации

         «Здесь ничего другого между людьми, кроме любви, нет», – так про международный фольклорный фестиваль «Покровские колокола», который только что отзвенел-отыграл на вильнюсских сценах, сказал один из его участников. Любви к своему делу, к народной песне, к тем, кого считаешь единомышленниками.  
Первым русским, с которым встретился Жошуа Браганса, был механик цирка. Жошуа вырос в небольшом городке штата Рио-де-Жанейро, в котором практически все друг друга знали. Русского звали Николай, и он выделялся своей образованностью: хорошо разбирался в музыке, литературе. Николай рассказывал о том, какая в России зима, о красоте её природы. От этих рассказов веяло сказкой – так воспринимают дети повествование о путешествии в дальние страны. Возможно уже тогда рождалось в душе мальчика предчувствие, что вся последующая его жизнь будет связана с Россией.
Среди греческих актёров и режиссёров наберётся не больше десятка выпускников российского ГИТИСа. А вот кандидатов искусствоведения, защитивших кандидатскую диссертацию в ГИТИСе, и вовсе пока не было. И первой станет театральный режиссёр Вася Велтсиста, которой в декабре предстоит защита диссертации. Интерес к русскому театру и горячая мечта стать театральным режиссёром привели её после получения диплома инженера-механика и работы главным инженером в афинском метро в Москву и в театральный институт.
Учась в России, где прошла значительная часть моей молодости, часто бывая в России, тем не менее, каждый раз не перестаю восхищаться, когда открываю для себя ещё один город, соприкасаюсь с богатым культурным и славным историческим наследием страны, ставшей для меня Большой Родиной. И вот мне снова повезло – меня пригласили принять участие в работе XIII Ассамблеи Русского мира, на этот раз в Ярославле – в одной из древних столиц исторической Руси.
Максим Кравчинский – известный не только в русскоязычной Канаде писатель и журналист. Он один из немногих русских, кто не просто работает по специальности, но занимается своим любимым делом – русским шансоном и эмигрантской литературой. Он также восстанавливает страницы из жизни ключевых персонажей в истории русской эмиграции по всему свету.
Накануне состоялось заседание президентского Совета по русскому языку, на котором обсуждались вопросы поддержки изучения и популяризации русского языка. На заседании Владимир Путин сделал ряд важных заявлений – о русском языке как гаранте суверенитета российской нации, наборе на программы по русскому языку в вузы, издании единого корпуса словарей и многом другом.
В рамках XIII Ассамблеи Русского мира состоялся круглый стол на тему «Учим русский язык – понимаем Россию». В нём приняли участие ведущие эксперты, учёные и преподаватели русского языка из Армении, Испании, Эстонии, Болгарии, Словении, Швеции, Норвегии и Канады. Ведущим круглого стола стал заместитель председателя правления фонда «Русский мир», ректор Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена Сергей Богданов.
В Ярославле состоялся круглый стол «Историческая правда и память поколений». Его участники обсуждали, как на деле противодействовать попыткам фальсификации истории Второй мировой войны. Один из главных выводов дискуссии: факты, которые можно предъявить в защиту своей точки зрения, имеются в изобилии. Однако простой убеждённости в собственной правоте недостаточно – нужно учиться эффективно отстаивать её на международных площадках и координировать усилия.