EN
 / Главная / Публикации / Культурный центр ЗИЛ и семейные ценности: как срастить поколения?

Культурный центр ЗИЛ и семейные ценности: как срастить поколения?

Лариса Боруздина15.09.2016

Фото: КЦ ЗИЛ

За несколько лет ДК ЗИЛ превратился из отраслевого ведомственного дома культуры в один из передовых культурных центров столицы. Мотором этих перемен является директор культурного центра – Елена Мельвиль. У неё мы узнаем, что и кому предлагает Культурный центр ЗИЛ сегодня.

– Елена, традиционно в интервью Вы много говорите о том, что в Культурном центре ЗИЛ делается для детей – о детских программах, кружках, проектах. В то же время в Вашей концепции центра есть место программам и для взрослых и пожилых людей…

Елена Мельвиль. Фото: КЦ ЗИЛ– Традиционно сложилось, что, когда говорят о социальных объектах культуры, в целевых показателях ставят «увеличение детской аудитории», «увеличение проектов для подростков и молодежи». Поэтому чаще мы говорим о детских программах, которых у нас действительно великое множество. А для развития возрастной аудитории вроде бы есть другие места – например социальные центры. Но жизнь в последнее время очень поменялась: сейчас дама в 55 лет не ощущает себя пенсионером и вряд ли пойдёт в центр социального обслуживания, какую бы замечательную программу ей там ни предложили.

– Если дети придут к вам, а взрослые и пенсионеры куда-то ещё – они друг с другом не встретятся. У нас же принято говорить о преемственности поколений, и как раз досуговый центр – место, где такую преемственность осуществлять легко, правильно?

– Да, говорят, но формы, в которых эта преемственность традиционно подаётся, обычно неинтересны людям. Мы пытаемся это изменить. Взрослая, и особенно пожилая аудитория хочет не только развлекаться – она хочет развиваться, быть в курсе, соответствовать времени. Долгое время у нас для аудитории 50+ были только вечера танцевальной практики, концерты раз в месяц и библиотека. Мы решили дать им нечто большее. 

Сейчас, если вы зайдёте на сайт Культурного центра ЗИЛ, вы с большой вероятностью увидите сразу несколько анонсов  мероприятий для взрослой аудитории. Но начинали мы с малого. Сначала мы сделали компьютерные курсы. Беспомощность в Интернете очень распространена среди возраста 55+. Курсы помогают интегрироваться в современный контекст, чувствовать себя в Интернете свободно – покупать, решать бытовые проблемы, записываться к врачу, общаться в соцсетях – и даже зарабатывать. Компьютерная грамотность помогает людям не бояться современного мира, а легко в него встраиваться. Второе направление – юридическая клиника, совместно с юридическим факультетом Московского университета имени С. Ю. Витте. Раз в неделю по четвергам в течение трёх часов преподаватели-специалисты оказывают бесплатную юридическую помощь. Ещё один формат – «Вечерняя школа ЗИЛ». Здесь вузовские преподаватели дают блоками русский язык, математику (геометрию) – это очень востребовано, взрослые ходят с удовольствием. В этом сезоне мы открыли новый курс – география. Интеллектуальный досуг – целое большое направление в культурном центре. Это и циклы лекций, и киноклуб, книжные фестивали, встречи с интересными людьми. 

Фото: КЦ ЗИЛ

– Есть ли проекты более активные, ориентированные не столько на восприятие, сколько на действия?

– Расскажу, как мы привлекаем проекты. Каждый год мы проводим конкурс «Арт-резиденции». Суть его проста: любой человек или коллектив, что называется, «с улицы» приносит свою идею, которую хочет реализовать, а негде. Конечно, мы задаём приоритеты и критерии отбора. Каждый год мы получаем от 30 до 60 заявок. Именно так три года назад к нам пришёл «Подиум зрелой красоты», проект  Анастасии Лазибной, – модный показ, где моделями выступают дамы 50+. «Подиум» очень удачно вписался в ЗИЛ: у нас был свой модный блок, работали дизайнеры и стилисты. Мы помогли сделать показ, дизайнеры дали свои коллекции, давали мастер-классы по стилю, по подаче. Теперь «Подиум зрелой красоты» проходит в ЗИЛе ежегодно в октябре, партнёрство обрастает новыми связями. 


Например, в прошлом году мы сотрудничали с Культурным центром  «Интеграция», который много работает с людьми с ограниченными возможностями. У них девочки-колясочники прошли курс визажа в «Персоне» и работали на показе визажистами. Приходят стейк-холдеры, которые видят здесь свою аудиторию, – косметические бренды, магазины одежды, продуктовые ритейлеры. Вообще «Подиум зрелой красоты» – очень трогательный и одухотворяющий проект. Приходят дамы в возрасте, часто потерянные, не очень в себе уверенные, – и на глазах преображаются. Дети и внуки смотрят на них другими глазами – и гордятся. Меняется статус этих женщин в семье.

– Как раз этого и хочется – чтобы дети увидели родителей в новой роли, в новом ракурсе.

– Ценности, в том числе семейные ценности, – они же не передаются просто так. Можно любить бабушку, но при этом не считать её авторитетом. Ценности передаются от людей, которые вызывают у тебя уважение. Что ты делаешь, как ты думаешь, как ты выглядишь. Мы работаем над приданием новых социальных компетенций людям старшего поколения.

Фото: КЦ ЗИЛ

– Готовы ли вы расширяться в этом направлении? Впустить в пространство Культурного центра ЗИЛ людей с большими проектами для возрастной аудитории?

– Безусловно. Уже сейчас у нас проходят еженедельные лекции «Изобразительное искусство для старшего поколения». Практикумы «Искусство фотографии» также рассчитаны на аудиторию 50+. И наш киноклуб посещают люди всех возрастов. 

– Есть у вас программы, которые интересны и людям 14+, и людям 55+?

– Например блок лекций по внешней политике, который у нас проводит Совет по внешней и оборонной политике. Это чистая политика, международные отношения. Говорили об Украине, о Сирии, сейчас – об Иране, Узбекистане. Сначала это была узкая профессиональная политологическая аудитория, но постепенно направление стало расширяться: присоединились наши «пикейные жилеты», ветераны завода ЗИЛ. И это хорошо: когда где-то военный конфликт, это в новостях, люди напрягаются, не знают, что думать. Мы даём возможность это напряжение снять и даже больше – обсудить тему с компетентными людьми, с экспертами.
 
– Что ещё интересно всем?

– Инновационные блоки: научно-технические и естественно-научные лекции с Политехом, с ВШЭ, всё, что про генетику  и биомедицину, – очень востребовано. Сейчас к нам приходит Google с проектом ВИДЕОPEOPLE. Это международная конференция видеоблогеров – авторов YouTube, она проходит уже в третий раз. Участники обсуждают, как развивать каналы, делать качественное видео и зарабатывать на контенте. Мы принимаем MIXAR-2016 – неклассическую конференцию по новейшим технологиям и их применению в искусстве, науке и бизнесе. Это целая система инноваций, объединяющая в себе много междисциплинарной деятельности, она направлена на популяризацию новейших технологий. Оба мероприятия рассчитаны на очень широкую аудиторию, в том числе на маломобильные группы населения.  

– Лекции по живописи – дань моде?

– Культурологические программы – сейчас это тренд. По тому, какие очереди стояли на Серова и стоят на Айвазовского, ясно, что сформировался культурный запрос. Город запускает всё больше музейных программ с бесплатными днями посещения, и людям хочется разобраться в том, на что они смотрят. Поэтому у нас проходит цикл лекций по искусству. Ведут его культурологи и искусствоведы. 

Фото: КЦ ЗИЛ

И хотя основная аудитория – возрастная, работает направление на семью в целом. После лекции эти бабушки и дедушки ведут внуков на прогулку или в музей и объясняют, чья это скульптура, что за человек нарисован, и главное – что за всем этим стоит, какая история. Наша культурологическая программа направлена на то, чтобы повысить культурную компетенцию этих людей, а они уже несут знания в семью. Боюсь впасть в воспитательно-просветительский пафос, но пожилые люди являются не только хранителями традиций и носителями ценностей. Они могут объяснить, откуда вообще те или традиции взялись исторически. Смогут рассказать, что некоторые традиции и ценности меняются и должны меняться, поскольку, например, изменился мир. И то, что они ходят сюда к нам, – это их ответственность, в том числе и перед семьей, их выбор дольше оставаться активными, не быть обузой. А мы стремимся помочь старшему поколению «быть на плаву», оставаться в любом возрасте полноправным членом семьи. Это оздоровляет семью. 

– Что ещё вы делаете, чтобы помочь поколениям услышать и увидеть друг друга?

– У нас был замечательный проект «Грани». Документальный театр в технологии вербатим. Мы приглашали сценариста, режиссёра, профессиональных актёров – и непрофессионалов: ветеранов завода ЗИЛ, детей-подростков из нашей школы социального действия. Все они вместе были в одной сценической истории. И старшие делились своими переживаниями, мыслями, надеждами. Они делились своим опытом, а дети это впитывали, и из этого рождался спектакль «Грани».  Новоиспечённые актёры, пройдя совсем небольшую подготовку, вышли на сцену и стали рассказывать, показывать свои истории. Это было совершенно удивительно и очень трогательно, и очень сложно: работа на грани театра и психодрамы.

– Лекции, кинопоказы,  экскурсии, – всё это платно?

– Интеллектуальный досуг – наши бесплатные направления, но здесь есть и наш интерес: люди, которые к нам пришли и им здесь понравилось, становятся нашими агентами. Они говорят о нас с друзьями, родственниками. Допустим, взрослые получают у нас что-то бесплатно, они приводят в кружки детей. Это работает на ЗИЛ, поэтому нам и удается балансировать – давать нечто социально значимое и в то же время получать финансовую отдачу.

– Кто покупает абонементы КЦ ЗИЛ?

– Наш социологический срез показывает, что 57 % - родители для своих детей, 35 % – взрослые для себя и 8 % – дети для своих пожилых родителей. И есть бюджетные места.

– Сколько их и как они распределяются?

– Государство финансирует определенное количество бюджетных мест – 525. Это примерно 25 % от общего числа тех, кто приходит в платные кружки. Право на бюджетное место имеет каждый. По нашему внутреннему положению около 50 % бюджетных мест распределяется по творческому конкурсу. Остальные 50 % – в таком порядке: дети-сироты, ветераны и приравненные к ним, инвалиды, многодетные. Творческий конкурс важен, чтобы не было ухудшающего отбора, чтобы группа держала определенный уровень.

Фото: КЦ ЗИЛ

– Учите ли вы вашу аудиторию монетизировать себя?

– У нас нет отдела, который бы занимался специально таким направлением, но, возможно, что-то появится. Когда в начале сентября у нас был образовательный форум «НАВИГАТОР ПОСТУПЛЕНИЯ» – крупнейшая образовательная выставка по профориентации, выбору вуза, диагностическому тестированию, очередь стояла аж до «Мебельного центра» (это несколько сот метров от культурного центра). 

– Как монетизируется сам КЦ ЗИЛ?

– На каждый рубль, который дает нам государство, мы зарабатываем 60 %. Это хороший результат. Невозможно окупить содержание такого огромного объекта (3 гектара территории, 23,5 тысячи м² площади зданий), удерживая цены на доступном для людей уровне. Только на ежегодное содержание объекта мы тратим 35 миллионов рублей. Цена абонемента на месяц (8 занятий) сильно зависит от уникальности услуги, а на традиционные направления составляет около 3000–3500 рублей, и ещё множество вещей люди получают бесплатно: выставки, лекции, концерты, библиотеки, бесплатный Wi-Fi, оборудованные для отдыха и работы рекреационные зоны, буккроссинг. 

– Команда ЗИЛа – кто эти люди?

– Руководители коллективов – театра, балетной школы, – в основном те, кто работал ещё в том, прежнем Доме культуры ЗИЛ. Это заслуженные опытные люди – Бруно Белоусов, Геннадий Ледях, например. Новые притекают так: мы пробуем их на проектной основе и, если есть спрос, берем на постоянную работу. Менеджерская же команда выросла во многом из студентов, в том числе моих – из Шанинки (Московская Высшая школа социальных и экономических наук), ВШЭ, РУДН. Средний возраст команды – 36 лет. Эти люди хорошо чувствуют тренды, понимают, что нужно сейчас. А билетёры, работники залов – это старая гвардия. Они многих посетителей знают в лицо, помнят их ещё детьми. ДК – это в идеале ещё и клуб в английском понимании слова: место с многолетними связями и традициями. От этого мы совсем не хотим отказываться, стремимся держать баланс между инновациями и традициями.

Также по теме

Новые публикации

В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
Цветаева