RUS
EN
 / Главная / Публикации / Фестиваль «Времена и эпохи»: погостить в Гардарике и сразиться в Битве тысячи мечей

Фестиваль «Времена и эпохи»: погостить в Гардарике и сразиться в Битве тысячи мечей

Лариса Боруздина15.06.2016

В минувшие выходные в музее-заповеднике Коломенское было жарко от гончарных печей и звенящих мечей: шёл фестиваль исторической реконструкции «Битва тысячи мечей. Времена и эпохи». Несмотря на дождливую погоду, на поле яблоку было негде упасть: свободный вход, площадки для детей, но главное, конечно, само действо привлекли на фестиваль тысячи москвичей и гостей города. Фестиваль проходил в день России, и тема в этом году соответствовала празднику: «Русь IX–XI веков».


На встрече с журналистами Владимир Черников, руководитель департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы, назвал «Битву тысячи мечей» одним из центральных событий летнего туристического сезона в Москве. И это понятно: за пять лет фестиваль «Времена и эпохи» стал уже традиционным. С каждым годом растёт он сам и увеличивается количество посетителей. В 2015 году действо посетили 32 тысячи человек, в нынешнем году их ожидалось в четыре раза больше. Фестиваль, начинавшийся в 2011 году как частное дело самих реконструкторов, приобрёл такой вес, что сейчас проходит при поддержке правительства Москвы.


Исторические реконструкции появились в России в начале 90-х годов как хобби для тех, кто увлекается историей и хочет прочувствовать дух эпохи. Не путайте реконструкторов с ролевиками. Хотя модель чем-то похожа – и те и другие уходят в отрыв от цивилизации,  на природе строят лагерь, в котором живут и разыгрывают некие действия люди в костюмах. Но ролевики как правило «играют в фэнтези», и в их костюмах и атрибутах допускается множество условностей. У реконструкторов всё всерьез. Факты – исторические, костюмы – из аутентичных материалов по подлинным эскизам, занятия в соответствии с эпохой, над которой они работают в данный момент. Там, где некоторые выносят суждения, другие ведут военные действия, третьи – охотятся, иные наслаждаются другими делами… Вот и на этом фестивале были и воины, и торговцы, гончары и работники по дереву, гранильщики янтаря и кузнецы, ткачи и пекари, а всех и не перечислить.

В таких предприятиях всегда есть опасность скатиться в лубок, но устроители «Битвы тысячи мечей» счастливо этого избежали. Хотя что значит – счастливо? Здесь дело не в удаче, а в серьёзной подготовке и строгом отборе участников. Алексей Овчаренко, управляющий партнёр организатора – агентства исторических проектов «Ратоборцы» – рассказал, что все участники фестиваля (а в этом году это 196 клубов!) проходят строгий отбор. Конечно, речь не о кастинге лиц: экспертная комиссия изучает костюмы и реквизит на предмет их исторического соответствия. В этом году одного англичанина было завернули, но он собрал волю в кулак и переделал костюм. Успел, вписался! 


Кстати, о географии участников фестиваля. Помимо регионов России, в нём принимают участие 16 стран, в том числе Швеция, Франция, Израиль. Концепция организаторов – глубокое погружение в эпоху IX–XI веков, воспроизведение быта, ратных дел и обычаев Руси и её соседей. Вся территория, прилегающая к набережной, была поделена на тематические площадки. В «Княжьем стане» защитники земли русской несли караульную службу, тренировали витязей и устраивали смотр дружины воевод. В «Гардарике» стояли викинги, поступившие на службу к русскому князю. Некоторые из них приплыли на своих судах, пришвартованных тут же, на набережной. «Посад» демонстрировал жизнь средневековых русских горожан, на «Торжище» велась оживлённая торговля, в «Византии» разместились имперские вельможи, приехавшие на переговоры с русским князем; в «Степи» встали лихие всадники, а в «Нормандии» расположился походный стан герцога Вильгельма. Позаботились и о детях: для них работала площадка «Былинафест». В центре находилось поле битв.

Ещё перед началом, зная прогноз о дождях, организаторы сказали: нашим людям не привыкать. Значит, будет не просто быт, а суровый быт. Обещая «глубокое погружение», не обманули: дождь всю субботу лил, практически не переставая, а в воскресенье шёл с перерывами. Может, это и неплохо: картина получилась очень реалистичной.

На вопрос: «Как справляетесь с погодой?» – муромец из стана викингов ответил: «Вчера пропитали сапоги воском – и всё путем. Действуем старым дедовским способом». Из Мурома на фестиваль приехала большая делегация. Видимо, исторический легендарный предок Илья Муромец обязывает муромчан держать марку и чтить историю. Стояли ребята в стане «Викинги». Принимали участие в охоте на водного дракона, когда с корабля нужно попасть в мишень из лука, а в свободное от охоты время занимались традиционными для себя делами. Торговали воском, пушниной и тканями. Коптили рыбу. Изготавливали деревянную лодку без единого гвоздя. «Такая лодка делается из осины. Дерево лёгкое, вот в этой трехметровой лодке могут разместиться два человека с поклажей. Лодка выдалбливается из цельного ствола, затем пропитывается льняным маслом. Если хорошо с ней обращаться, прослужит не один десяток лет», – обстоятельно объяснил Дмитрий, один из муромцев.

Обстоятельность – вообще хорошее слово применительно к участникам. К своему хобби они относятся очень серьёзно. Многие, имея «в миру» весьма солидную с точки зрения современных реалий профессию, занимаются реконструкцией много лет и по нескольку раз в год ездят на фестивали в России и за рубежом.


Хотя не для всех участников реконструкция – это хобби. Гуляя по стану степных кочевников, я увидела, как человек складывает из кирпичей печь для обжига глины. Разговорились. Оказалось, что ребята приехали из Самары, работают в самарском Центре исторического моделирования «Древний мир». Для них это не хобби, а образ жизни. Максим Борисов рассказал, что у себя в регионе они тоже делают похожие мероприятия – масштабом, конечно, поменьше. Буквально, как написано у них в уставе, «занимаются просветительским туризмом и историческим образованием детей и взрослых». Работают здесь профессионалы-археологи, для них это научно-экспериментальный полигон. И именно этим они зарабатывают себе на хлеб насущный. На вопрос, как эта профессия монетизируется, директор центра Игорь Субботин, который начал это дело 13 лет назад, улыбнулся и сказал, что «на хлеб хватает».

Понятно, что мотивирует участников. А что находят для себя зрители? Кажется, фестиваль удовлетворил все зрительские потребности. Зрелищ? Пожалуйста: на поле битвы оба дня происходили масштабные сражения. Одни только конные игры степняков со сложнейшими каскадёрскими трюками чего стоили! А турниры с копьями и центральное батальное событие – Битва тысячи мечей? Это было грандиозное зрелище.

Хлеба? Извольте: вот он, натурально из печи, да ещё и со смальцем. Сувениров? Более чем достаточно, и в большинстве своем это очень добротные вещи, которые не только украсят полку в шкафу: многие из них отлично применимы в современном быту. Усладить глаз? Посмотрите вокруг на эти удивительные лица и костюмы. Порадовать слух? Вот он, концерт средневековой музыки. И всё так органично переплетается между собой.

Придя на фестиваль 12 июня, я помнила, какой сегодня день. Мне очень хотелось понять, насколько для тех, кто здесь собрался – и зрителей и участников, – важно это неслучайное совпадение. Спрашивать о «важности русской идентичности» как-то не хотелось: такие формулировки уместны в лекционных залах, но не здесь. Пока я пыталась подобрать нужные слова для вопроса, ответ пришёл сам. «Мы занимаемся этим уже 15 лет. Приходят в клуб молодые ребята. Они где-то что-то читали, где-то что-то слышали, но вся эта теория не работает, пока ты не пропустишь её через себя, не потрогаешь руками. Потом, через несколько месяцев занятий в зале с мечом, в доспехах, они начинают что-то понимать, что-то в них просыпается, люди меняются на глазах. Появляется какая-то основательность. Я бы даже сказал, укоренённость», – говорит Юрий из Владимира. И вот она, символичность, вновь сама идёт в руки: может быть, устами Юрия (чем не Долгорукого?) из Владимира (Суздальского княжества?) сама история с нами и говорит. О корнях.

Также по теме

Новые публикации

Всю эту неделю в Рязани говорят о далёком прошлом и ближайшем будущем. В городе открылся первый Международный форум древних городов, который стал глобальной площадкой, на которой обсуждаются вопросы развития и сохранения городов возрастом 500+. Делегатов на форум прислали не только города России, но также Европы и стран СНГ.
17 августа 2018 года исполняется 220 лет со дня рождения Антона Дельвига (1798–1831 гг.). Что мы знаем о нём? Ближайший друг Пушкина. Не очень способный. Медлительный. Склонный к праздности и рассеянности, но… «только не тогда, когда он шалит или резвится: тут он насмешлив, балагур, иногда и нескромен», – читаем мы в лицейской характеристике 14-летнего Антона. К юбилею Антона Антоновича Дельвига о его личности и вкладе в русскую литературу размышляют литературоведы Института Пушкина.
Фонд «Устойчивое развитие Болгарии» продолжает работу в рамках Национальной программы  чествования 140-й годовщины Русско-турецкой Освободительной войны 1877–1878 гг., которая осуществляется под патронатом президента Республики Болгарии Румена Радева. В начале августа был организован поход по местам боевой славы, в котором приняли участие школьники из Болгарии, России и Приднестровья.
160 молодых соотечественников из 19 стран мира соберутся в болгарском Китене на Международном фестивале молодёжи, который проводит Ямало-Ненецкий автономный округ. О том, почему именно работа с молодыми соотечественниками стала основным направлением международной деятельности, рассказывает начальник управления международной деятельности департамента международных и внешнеэкономических связей Ямало-Ненецкого АО Евгения Барышникова.
Десять лет назад фотограф Иван Хафизов отправился в командировку в Саратовскую область, в город Энгельс. Проходя по улице, он сделал фото деревянного дома с яркими ставнями. С этого момента началась история первого в России Виртуального музея наличников.
Памятник Илье Муромцу недавно с помпой открыли в Киеве. На Украине событие подали как весомый (ещё бы – две тонны бронзы) аргумент в пользу версии о черниговском происхождении Ильи Муромца. У соседей же считают, что богатырь родился под Черниговом, а не в Карачарове Владимирской области, как следует из былин канонического цикла. О том, что связывает былинного богатыря с Муромом, узнал корреспондент «Русского мира».
Близится начало нового учебного года, и в русскоязычном сообществе Южной Кореи идёт активное обсуждение русских учебных заведений, школ, кружков и детских клубов.  Родители выбирают детям их учебный путь: отдать в корейскую, русскую или международную школы, подбирают факультативы и программы домашнего образования, ищут, как и где можно обеспечить детям комфортную среду для дружбы и общения.
За последние годы количество студентов, изучающих русский язык на филологическом факультете Ферганского государственного университета, выросло в несколько раз. После долгих лет забвения русский язык сегодня требуется практически везде, отмечает старший преподаватель кафедры русского языка и литературы филологического факультета ФГУ Олеся Веч.