RUS
EN
 / Главная / Публикации / Предмет национальной безопасности

Предмет национальной безопасности

Александр Черных, Анна Макеева06.04.2016


Во вторник в Москве открылся III Всероссийский съезд учителей истории и обществознания, на который приехали более 500 педагогов. Это мероприятие привлекло особое внимание властей страны: послание участникам съезда направил президент Владимир Путин, а на открытии выступили спикер Госдумы Сергей Нарышкин, глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов и другие высокопоставленные чиновники. 

Съезд учителей открыл спикер парламента Сергей Нарышкин, который в качестве общественной нагрузки занимается и проблемами истории. С мая 2009 года по февраль 2012 года он возглавлял комиссию по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России, в 2012 году возглавил Российское историческое общество, а с 2013 года обеспечивает реализацию президентской инициативы о единой концепции преподавания истории в школе. Спикер парламента сразу напомнил учителям, что они занимаются делом государственной важности: «Вы, как никто другой, понимаете подлинную цену общенационального мира и согласия». После этого он перешёл к вопросам международных отношений: «Вы видите, во что пытаются превратить нашу общую историю недобросовестные политики на Украине, выискивая и намеренно раскрашивая примеры раскола, замалчивая факты единения. Там воюют с собственным прошлым даже в географических названиях, а народ Украины заставляют полюбить предателей и палачей».


В качестве ещё одного примера «надругательства над историей» спикер Госдумы упомянул «циничную и безнравственную» инициативу польского Института национальной памяти о сносе более 500 советских памятников. Господин Нарышкин заметил, что «историки разных стран обязаны жёстко отреагировать на такие проекты». «Речь идёт не просто о сносе — они хотят свезти эти памятники в одно место и открыть там музей тоталитаризма, ‒ раскрыл подробности ректор МГИМО Анатолий Торкунов. ‒ То есть превратить то, что свято для нас и для многих представителей старшего поколения поляков, в место, где будут воспитывать негативное отношение к Советскому Союзу и России». Ректор провёл для учителей краткую политинформацию: «Новая геополитическая динамика влечёт за собой внедрение переосмысленной, оправдательной исторической парадигмы. И одним из наиболее мощных разрушительных средств становится переинтерпретация исторических основ современного мира представителями западных политических и, к сожалению, научных кругов». Анатолий Торкунов подчеркнул, что «демонизация истории России является вызовом национальной безопасности».

«Недавно в Латвии на русском языке вышла "Большая история", где история нашей страны подвергается совершенно определённым искажениям, ‒ расширил список исторически недружественных государств академик Александр Чубарьян, председатель Ассоциации учителей истории и обществознания. ‒ И голос нашего профессионального сообщества очень важен в отстаивании реальной картины». Господин Чубарьян подчеркнул, что авторы новых учебников, написанных согласно единому стандарту, не боялись констатировать «недостатки и трудности» в истории России. «На нашем съезде необходимо обсудить, как перевести все школы на новый стандарт», ‒ предложил он.


Напомним, что в 2015 году Минобрнауки РФ утвердило три линейки учебников истории: от издательств «Просвещение», «Дрофа» и «Русское слово». Все остальные были исключены из федерального реестра, но у школ есть право ещё несколько лет использовать уже закупленные издания, пока они не придут в негодность. Впрочем, профессор Академии педагогических и социальных наук Александр Данилов заявил на съезде, что большинство учителей не понимают, в какие сроки они должны перейти на новые учебники. «Представители Минобрнауки в устной форме заявляли, что на это даётся три года, но никаких нормативных документов не существует», ‒ сказал он. Это вызывает сложности при проверках школ, рассказала сотрудник Костромского областного института развития образования Надежда Пигалева: «во время прокурорских проверок все читают только слово "исключить"» и считают использование старых учебников нарушением. А преподаватель истории из Великого Новгорода Ольга Михайлова рассказала, что демонстрационные варианты экзамена для девятиклассников основаны уже на новых учебниках. «Значит, если мы со следующего года на них не перейдём, то не сможем подготовить детей к экзамену», – возмутилась госпожа Михайлова.

Учителя не скупились на критику в адрес новых учебников. Все выступающие заявили об «информационной перегруженности» стандарта. Учитель Роман Пазин сообщил коллегам, что 54% содержания школьного курса втиснуто в десятый класс: «С пятого по девятый класс ученик должен усвоить более 3 тыс. дат, понятий и терминов. А в десятом классе таких единиц ‒ 1341». По его словам, «чудовищная перегрузка» приводит к «отторжению предмета». «Психолого-познавательные возможности учеников не учтены, их мотивация падает, и в итоге история занимает одно из последних мест среди экзаменов по выбору», ‒ посетовал господин Пазин.

Педагоги отметили и несогласованность курса истории с другими предметами. «Как можно изучать командную экономику в восьмом классе, а тоталитарный политический режим ‒ в девятом на обществознании, если теперь XX век проходят только в десятом классе?» ‒ сетовала доцент Волгоградского государственного социально-педагогического университета Ирина Крутова.

Модератор дискуссии Елена Саплина предостерегла коллег: «Если мы каждый год будем переделывать структуру методологии, мы вообще наших детей ничему не научим». По школьной традиции госпожа Саплина не отпустила участников без домашнего задания, велев им «сформулировать чёткие предложения» для резолюции съезда, которая будет принята в среду.

Источник: «Коммерсант» 

Также по теме

Новые публикации

Десять туристических проектов наградили премиями Правительства России за 2018 год, авторы каждого получили по миллиону рублей. В список вошли туристические центры, комплексы и целые кластеры из разных регионов России – от Сочи и Крыма до Твери, от Карелии до Хабаровского края.
11 января украинский «почётный патриарх» Филарет обратился к Верховной раде Украины с просьбой принять законопроект 4128, благодаря которому государственная власть даёт неисчерпаемый кредит полномасштабных действий и прав на силовой перевод церковных общин под власть националистически-ориентированной ПЦУ.
Почему нынешний виток противостояния России и Запада вновь поднимает на поверхность застарелые европейские фобии в адрес России и каково место в этом процессе людей, которых мы на языке российской дипломатии называем «российскими соотечественниками за рубежом»?
17 января состоялось первое заседание рабочей группы Российского исторического общества (РИО) под председательством Сергея Нарышкина по подготовке мероприятий, посвящённых 75-летию освобождения Восточной Европы от фашизма.
Мы продолжаем серию публикаций о Русском мире современных среднеазиатских республик. В октябре 2018 года члены экспедиции «Современный этномир (Средняя Азия)», которая изучает культуру, быт и традиции русскоязычного населения, побывала в Самарканде. Здесь члены Пензенского областного отделения Русского географического общества провели серию интервью с русскими старожилами города и прихожанами православных храмов.
Ассоциация «Меридиан» (Русский дом в Льеже) в своё время начиналась с создания русской школы для детей соотечественников. Сегодня связи организации с Россией стали более тесными и разносторонними: это и восстановление исторической памяти, и развитие побратимских связей, и воспитание молодёжи. О том, как к голосу русскоязычной диаспоры начинают прислушиваться местные власти, рассказывает президент ассоциации Элла Бондарева.
Пикеты в защиту литовского политического узника прошли накануне в нескольких странах мира. Рига, Вильнюс, Таллинн, Кишинёв, Минск… По призыву латвийских антифашистов в этих столичных городах состоялись акции солидарности с известным литовским общественным деятелем, участником антинацистского движения Альгирдасом Палецкисом.
Российское общество преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) выпустило сборник материалов, составленный по итогам проекта «Vox populi: мониторинг речевого поведения русскоязычных журналистов в России, странах ближнего и дальнего зарубежья». Сборник вышел под редакцией доктора филологических наук, профессора, академика Российской академии образования Л. А. Вербицкой.