EN
 / Главная / Публикации / Русский антикварный фарфор: подлинники и подделки

Русский антикварный фарфор: подлинники и подделки

Лариса Боруздина19.11.2015

Антиквариат – давнее и по-прежнему интересное направление для инвестиций. По оценкам экспертов, годовой оборот мирового рынка антиквариата составляет $27 млрд. Только в Европе ежегодно проводится более сотни аукционов. Российский антикварный рынок ещё находится в стадии становления, но его развитие идёт достаточно высокими темпами. Одно из перспективных направлений, которое стабильно развивается, – русский антикварный фарфор.  

Какие произведения русского фарфора сейчас считаются антикварными?

Фарфор – материал не только хрупкий, но и дорогой. Со временем его ценность только возрастает. Конечно, далеко не все предметы фарфора, даже старого, представляют коллекционный интерес. Стабильным спросом пользуются изделия российских фарфоровых предприятий XVIII–XIX веков: Императорский фарфоровый завод в Санкт-Петербурге (1744–1917), завод Гарднера в селе Вербилки Московской губернии (1766–1892), завод М. С. Кузнецова в селе Дулёво Владимирской губернии (1832–1917), Петербургский завод  братьев Корниловых (1835–1917), завод Попова, село Горбуново Московской губернии (1811–1875).

Самый дорогой из вышеперечисленных фарфор – ИФЗ. Завод, открытый в 1744 году специально для того, чтобы изготавливать фарфор для сервировки стола и украшения интерьеров царской семьи, создавал предметы высочайшего художественного достоинства. Наивысшего мастерства ИФЗ достиг в первой половине XIX века. В конце XIX века император Александр III распорядился, чтобы все заказы императорской семьи исполнялись на заводе в двух экземплярах – один должен был оставаться в музее завода. Традиция регулярного пополнения заводского музея была сохранена и в XX веке, в том числе в советскую эпоху. Фарфор императорского завода очень популярен среди коллекционеров. Отдельно в этом ряду стоят тарелки так называемой «военной серии».

Тарелка «военной серии», Императорский фарфоровый завод

На протяжении целых 100 лет – с 1812 по 1912 годы – ИФЗ выпускал тарелки с изображением батальных сцен с высокой степенью художественной детализации. Мундиры офицеров различных полков  и родов войск были выписаны в мельчайших достоверных подробностях. Были и тарелки с изображением прославленных полководцев. На одном из последних аукционов «Кристис» такая тарелка была продана за $80 500.

Что касается остальных фарфоровых заводов, коллекционная ценность вещей одного и того же периода очень неравномерна. Возьмем для примера Кузнецова. В основном это промышленные, тиражные изделия. Но в то же время Кузнецов делал вещи для императорского двора, а иногда доделывал предметы для сервизов ИФЗ, более всего к сервизу ВККН — великого князя Константина Николаевича. Естественно, эти предметы стоят дороже. 
  
Какой русский фарфор выгодно покупать?

Покупка русского антикварного фарфора – выгодная инвестиция. Цены на него стабильно растут. Помимо упомянутых уже тарелок «военных серий», спросом пользуются тарелки из различных сервизов конца XVIII – начала XIX веков: Арабескового, Бабьегонского, Банкетного, Бирюзового, Кабинетского, Министерского, Михайловского, Палевого, Юсуповского и других. Ценятся также тарелки из так называемых Орденских сервизов (в конце XVIII века завод Гарднера выпускал тарелки, посвящённые орденам Александра Невского,  Андрея Первозванного, Георгия Победоносца и др.). Конечно, все перечисленные вещи стоят очень недёшево, так как в большинстве своем являются штучными. Но есть и достаточно ранние вещи ИФЗ, которые можно приобрести за относительно небольшие деньги – например ординарные тарелки. Их изготовляли по заказу (ордеру) придворных контор большим тиражом – 800 штук в месяц, 10 тысяч – в год. 

Чайный сервиз, Кузнецовский фарфор


Знаменитые коллекции русского фарфора

Но кто же эти люди, которые покупают русский антикварный фарфор? Самые яркие и известные коллекции находятся за рубежом. Там наш фарфор собирают давно, продуманно, системно. Соотношение стоящих и бросовых вещей в таких коллекциях – 9 к 1, тогда как у нас часто наоборот. Одна из самых известных коллекций русского фарфора принадлежит главе Ferrari, одна из самых эстетских – Морису Барюшу (совладельцу парижской галереи Popov). К зарубежным можно причислить и коллекцию Мстислава Ростроповича, собранную в основном во Франции. 

Какие предметы русского фарфора выгодно продавать?

Как можно догадаться, спрос на предмет антиквариата формируется несколькими составляющими, основные – возраст, качество, редкость и известность. Что касается последнего, здесь кроется подвох: большинство коллекционеров знают  тарелки "военной серии", Орденские сервизы Гарднера, сервизы императорского двора. А вот ранние работы Батенина не знает почти никто. Вы можете обладать предметом редчайшего качества, но если имя его автора не на слуху – вероятно, и цена будет не очень велика. Это стоит учитывать. 

К неизменно популярным и потому ликвидным на антикварном рынке вещам относятся фигурки императорского и гарднеровского заводов, а также вазы фюзо (веретенообразной формы). 

Гарднеровская фарфоровая фигурка

Где выгоднее покупать русский фарфор – у нас или за границей? Преимущества для тех, кто покупает русский антикварный фарфор в России, – цена. У нас эти изделия стоят иногда в четыре раза дешевле, чем на Западе. Недостаток – недосформированный рынок, а также качество экспертизы: вы не застрахованы от подделок.

Подлинники и подделки

Где ценность и раритет – там и большое поле для фальсификаций. Антикварный фарфор подделывают не реже, чем картины импрессионистов. Что из русского фарфора подделывают чаще всего?

Во-первых, агитфарфор, изделия агитационного начального советского периода (конец 1910-х – начало 1920-х годов). Как правило, берут довольно качественный японский фарфоровый полуфабрикат (так называемое «бельё»), наносят на него рисунок, обрабатывают, состаривают и выдают за подлинник.  В конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века цены на агитфарфор доходили до $40–50 тысяч за тарелку, так что можно судить о размере прибыли имитаторов. Иногда фальшивка выполнена настолько качественно, что от подлинника её отличит не каждый специалист, ошибаются даже музеи: какое-то время назад в Кусково было закуплено несколько агиттарелок. И один из сотрудников, посмотрев изделия на свет, обнаружил под печатью ГФЗ (бывшего ИФЗ) стёртую Made in Japan. 

Не повезло и супрематическому фарфору, который изготавливали в середине 20-х годов ХХ века на ГФЗ по эскизам Казимира Малевича. Его охотно подделывают, потому что технически он весьма несовершенен: к середине 20-х запасы дореволюционного «белья» закончились, и Малевича делали на довольно низкокачественной серой массе, которую нетрудно подделать.

Супрематический фарфор

Относительно недавно на антикварном рынке появились чашки ИФЗ николаевских времён. Не сразу обнаружилось, что это новодел, – выполнены они весьма искусно. Оказалось, делает кто-то в Санкт-Петербурге. Но поверить, что лучшие мастера нынешнего ИФЗ днём работают на заводе, а ночью «пишут налево» – трудно, да и не похоже. Фарфоровая масса у подделок качественная, краски тоже, но вот рука при ближайшем рассмотрении не та: видна привычка к кисти, а не к тонкому фарфоровому «пунктиру». 
Или, допустим, подделки гарднеровских фигурок конца XIX века, которых тоже немало на антикварном рынке. Как отличить их от настоящих? Ведь и фарфоровая масса у них хорошая, и краски качественные, и клеймо чёткое. Но есть нюанс: они чуть тяжелее настоящих.

Конечно, есть предметы, которые подделывать и трудно, и невыгодно: например, почти не встречаются подделки дорогих интерьерных ваз конца прошлого века. Но всё же даже самый опытный и искушенный коллекционер, доверяющий лишь своему опыту и чутью, рискует быть обманутым. Именно поэтому такие люди предпочитают пользоваться помощью экспертов. На круг дешевле выйдет.

Также по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Цветаева