EN
 / Главная / Публикации / Святой в шёлковой рясе

Святой в шёлковой рясе

Ольга Волкова15.06.2015

14 июня Православная церковь праздновала 25-летие прославления в лике святых Иоанна Кронштадтского, одного из самых ярких и спорных представителей русского духовенства XIX и XX веков. При жизни люди верили, что он исцеляет молитвой, по всей России в домах висели его портреты. Но немало было у него недоброжелателей, которые считали столь большое почитание суеверием, самого о. Иоанна обвиняя в стяжательстве и других грехах.

…Сколько раз соседи прибегали к его жене, приносили обувку: «Держи. Твой опять босой придёт!» Видели, что батюшка снова отдал свои сапоги. Дошло до того, что его жалованье стали выдавать строго жене в руки, а то ведь сам ничего до дома не донесёт, все раздаст…

Как-то некий состоятельный прихожанин сунул батюшке сверток, а отец Иоанн не глядя отдал его нищему.

– Батюшка, – ахнул жертвователь. – Там пять тысяч рублей было!

– Значит, ему повезло!

Замужем за святым

Иван Ильич Сергиев родился 19 (31) октября 1829 года в селе Сура Архангельской губернии, в бедной дьяконской семье. Сведения о его детстве – «житийные»: родился слабеньким, окреп после крещения. Рос послушным, молился, помогал по дому, а учился плохо. Просил, чтобы Господь помог, и учёба пошла. Бестолковый школьник стал отличником, а потом – и лучшим учеником Санкт-Петербургской духовной академии. Мечтал о миссионерской деятельности, видел себя несущим православие дикарям Патагонии, однако повзрослев, понял, что большинство соотечественников живут не лучше язычников, и отправился в Кронштадт, порт и место высылки из столицы асоциальных элементов...

В 1855 году женился на Елизавете Константиновне Несвицкой, дочери протоирея Андреевского собора – храма, с которым будет связана вся жизнь отца Иоанна. Куча детей, дом – полная чаша… Наверное, матушка Елизавета мечтала о чём-то подробном. Но муж сразу после свадьбы сообщил ей, что жить они будут как брат с сестрой.

То есть никаких деток, только взятые на воспитание племянницы, да и дом – полная чаша им тоже не светил. Матушке это не нравилось, она даже жаловалась церковным властям, но изменить отца Иоанна не удалось никому. И Елизавета Константиновна смирилась. А смирилась ли? Есть сведения, что к середине 1870-х годов она отошла от церкви, не постилась, не причащалась и с мужем была не слишком приветлива. Может, это сплетни , а может, и нет: не каждый в состоянии выдержать жизнь со святым.

Просящему – дай!

10 декабря 1955 года Иван Сергиев был посвящён в дьяконы, через день – в иереи Андреевского собора, где прослужил 53 года. В 1857 году он стал законоучителем городского училища, а в 1862-м (на 25 лет) пришел в местную гимназию преподавать Закон Божий.

Он был всего лишь третьим священником и, по мнению некоторых клириков (и части школьного начальства), вёл себя не как положено. Многим не нравилась чрезвычайная страстность его проповедей, доводивших слушателей до слёз… Отцу Иоанну всю жизнь приходилось терпеть чью-то критику. Впрочем, не похоже, чтобы она на него влияла: он всегда делал только то, что считал нужным и правильным.

Литургию отец Иоанн служил каждый день, без выходных. В его храме собирались тысячи людей – собственно, в соборе все не помещались, ждали снаружи. Он исповедывал часами, иногда – до утра. Спал три-четыре часа, не успевал поесть (при этом был бодр, выглядел не по годам молодо и буквально излучал энергию). И всё же народу было столько, что частная исповедь стала невозможной. А исповедь общая была внове – это у первых христиан говорили о своих грехах прилюдно. За такое нововведение отца Иоанна критиковали и церковные власти, и часть светской публики. Ну а другая часть ломилась на его исповеди, рыдала, кричала и каялась. Критиковали его и за призыв к частому причащению – в то время было принято причащаться раз-два в год, а отец Иоанн считал это неправильным.

На его средства были основаны больницы, мастерские, училища, монастыри, сельские школы, детские приюты, ночлежки для бездомных, храмы, часовни… Он много жертвовал обществам трезвости – видел, какие беды приносит пьянство. А в 1882 году он открыл Дом трудолюбия – настоящий городок с жильём и работой для нескольких тысяч человек.

На заре возле его дома собирались нищие: этих постоянных посетителей, живших за его счёт, было больше тысячи. Как-то раз батюшка подал нищим по две копейки, а они-то рассчитывали на три! Попрошайки оскорбились: «Не будем брать. А то завтра он нам по копейке даст!» И отправили к батюшке депутата с ультиматумом: меньше трёх копеек не берём!

Благотворительность такого размаха многим не нравилась – некоторые коллеги отца Иоанна считали, что он потворствует мошенникам и тунеядцам. Отец Иоанн терпел и это, как терпел упрёки в пристрастии к нарядным облачениям. Как-то за особо дорогую рясу ему досталось от митрополита – вызванный к архиерею отец Иоанн молча снял свое облачение и ушёл, оставив его в приёмной начальства.

«Я знаю, что многие осуждают меня за шёлковые рясы, за езду в карете и подобное, – говорил о. Иоанн. – Насчёт шёлковой рясы скажу вам. Прислала мне её старушка одна. Сама она её шила, хоть и плохо видит... Шила и радовалась невесть как, думая, как я стану носить её подарок. За что же я огорчу и обижу добрую женщину? „Соблазн”, – говорят мне подчас иные... А я так думаю, что горший соблазн – в тщеславии. Изображать из себя праведника в рубищах иной раз куда легче бывает, чем стараться жить по-христиански в шёлковой рясе. Господь глядит не на одежду, а на душу человеческую».

Два лагеря

19 февраля 1867 года впервые произошло то, что сам отец Иоанн счёл чудом: по его молитве выздоровел отрок (о чём есть запись в дневнике священника). Ну а его всероссийская слава началась в 1883 году, после статьи в газете «Новое время»: 16 человек, считавших себя исцелёнными отцом Иоанном, благодарили батюшку-чудотворца. За что тому опять попало – на этот раз от обер-прокурора Святейшего Синода Победоносцева. Вроде бы Победоносцев сказал: «Говорят, вы чудеса творите, смотрите, как бы вы плохо не кончили». На что неукротимый батюшка ответил: «Не извольте беспокоиться, подождите и увидите, каков будет конец».

Чем известнее становился Иоанн Кронштадтский, тем больше ему жертвовали. И тем больше жертвовал он: его секретарь говорил, что только за июнь 1895 года и только почтой он отправил различным просителям 25 тысяч рублей.

Да-да, к этому времени у отца Иоанна завёлся секретарь. Причём не один: к началу девяностых к нему приезжало столько народу, что он был не в состоянии принять всех и нанял секретарей, занимавшихся в том числе и отбором посетителей. Увы – кое-кто из сотрудников не устоял перед искушением и сколотил капиталец, пропуская к батюшке за мзду.

Фигура Иоанна Кронштадтского поделила Россию на два лагеря – почитателей и недоброжелателей. Причём некоторые почитатели, «иоанниты», дошли до того, что организовались в секту и объявили батюшку новым воплощением Христа. Это, само собой, не приводило его в восторг и вызвало очередной скандал.

Почитатели считали, что отец Иоанн наделён многими дарами – прозорливости, исцеляющей молитвы. Недоброжелатели отвечали, что всё дело в хитрости, деловом чутье, актёрских способностях и гипнотическом взгляде ярких голубых глаз, особенно сильно действовавшем на нервических дам, малообразованных бедняков и людей с неустойчивой психикой.

Одни уверяли, что отец Иоанн – преемник русских святых, другие считали, что он служит не как положено. Одни видели в нём юродивого, другие – популиста и дельца, умело играющего на чувствах верующих. Одни считали его гуманистом и человеком широких взглядов – другие упрекали его в отсутствии веротерпимости и чрезвычайном консерватизме.

Он не нравился Лескову, вообще-то очень сочувственно писавшему о духовенстве. И вдруг в повести «Полуночники» писатель изобразил карикатурного священника, с умным видом вещающего банальности и окружённого толпой полоумных поклонников....

Черная сотня

Иоанн Кронштадтский приравнивал революции к беснованию, и главной причиной всех бед видел отпадение людей от церкви. Он считал, что без самодержавия Россия пропадёт: в революцию 1905 года он вступил в Союз русского народа, в «Чёрную сотню», освящал её знамена и жертвовал деньги. За что тут же был заклеймён не только консерватором, но еще и антисемитом – ну и что, что он осуждал кишинёвские погромы 1903 года, назвав их «праздником сатаны»? Либералы «черносотенства»» ему не простили, а особо ярые правые на священника обиделись.

Когда манифест 17 октября 1905 года ослабил цензуру, газеты принялись печатать насмешливые статьи об отце Иоанне и даже карикатуры на него, а некто Протопопов на основе этих публикаций написал пьесу «Чёрные вороны» – очередную злую пародию на отца Иоанна.

И, конечно, интеллигенция не могла простить ему отношения к Толстому. Тут отец Иоанн не стеснялся: он критиковал писателя за извращение христианства, глумление над Священным писанием, развращение нравов, за то, что толстовцы приближают гибель России. Он называл писателя нравственным чудовищем, злонамеренным лжецом и даже свиньёй. А когда в 1908 году Толстой заболел, отец Иоанн, страстная натура, писал в своём дневнике: «Господи, не допусти Льву Толстому, еретику, достигнуть до праздника Рождества Пресвятой Богородицы!» и предсказывал тому лютую смерть. Эта непримиримость до сих пор смущает многих, даже верующих. Впрочем, и Толстой священника ставил невысоко, а его чудеса считал суеверием и дикостью.

Близость к царской семье тоже вменялась ему в вину. В октябре 1894 года он ездил в Крым к умирающему Александру III (попутно исцелив парализованного татарина. Сказал его жене: «Будем молиться вместе: ты по-своему, а я – по-своему», – и татарин встал!). Там же он познакомился с наследником и поразил его своей резкой, страстной манерой служить литургию. Он присутствовал на свадьбе Николая II и получил от него драгоценный наперсный крест. Участвовал и в литургии на коронационных торжествах, был приглашён на крестины царевича Алексея…

Ходят легенды и о его встречах с Распутиным: по одной версии, отец Иоанн его благословил и причастил, а по другой – благословлять не стал и в причастии отказал, причём весьма резко. Ну а то, что он был вхож во многие богатые и знатные дома – это факт. И получал там щедрые пожертвования, и приезжал в оплаченных приглашавшей стороной министерских салон-вагонах… За это его тоже критиковали: бессребреник-то наш к роскоши неравнодушен! Конечно, всем бы нравилось, если бы он ходил по России пешком. Только много бы он тогда успел? Вопрос непростой.

Колесом по ревматизму

Отец Иоанн предупреждал о бедах Первой мировой, он видел гибель царской семьи, пророчествовал о приближении ужасных времён, когда прольётся кровь, брат восстанет на брата, народ будет разделён, и многим придётся бежать на чужбину. Он предвидел приход безбожной, страшной власти… Впрочем, и восстановление России он тоже предвидел.

Он не стремился сделать карьеру, но он её сделал. Протоиерей с 1875 года, в 1894-м он стал настоятелем Андреевского собора, а в 1899-м – митрофорным протоиереем. В 1907 году Николай II назначил его членом Святейшего Синода, но о. Иоанн был так занят, что на заседаниях так и не побывал ни разу.

Он произносил пламенные проповеди и призывал к покаянию. Обличал богатых за праздность, роскошь и отсутствие милосердия, а бедных – за пьянство и сквернословие. Его портреты висели в домах по всей России. Куда бы он ни поехал, везде его встречали восторженные толпы. Причём настолько, что, бывало, на нём, как на поп-звезде, в клочки разрывали рясу.

Страждущие верили ему безоговорочно. Один пример: некая старушка бросилась под колёса его пролётки. Батюшка в ужасе к ней подбежал, а она бодро вскочила и радостно заявила перепуганному священнику: «Вот спасибо, ты меня переехал, и теперь пройдёт мой ужасный ревматизм!»

Отец Иоанн скончался 2 января 1909 года, заранее написав всем поздравления с Рождеством – знал, что до праздника ему не дожить. Он похоронен в основанном им Свято-Иоанновском женском монастыре на речке Карповке. Сюда и сейчас идут люди – просят помощи. 

Также по теме

Новые публикации

В Высшей школе экономики (ВШЭ) состоялась стратегическая сессия «Сотрудничество России и стран Африки в области высшего образования в меняющемся мире», в которой приняли участие министры высшего образования Республики Бурунди, Республики Мали, Республики Нигер и Гвинейской Республики.
Каналы о России глазами иностранцев множатся в интернете, собирая сотни тысяч подписчиков по всему миру. Видеоролики о российских городах, образе жизни, русской культуре и кухне смотрят и комментируют. Достаточно подписаться на двух-трёх таких блогеров, чтобы очень скоро понять, благодаря системе интернет-рекомендаций, как много молодых, образованных и любопытных иностранцев выбрали Россию для проживания.
Осенью 2023 года власти Латвии, которые уже давно пытаются выдавить русскоязычных жителей из страны, пригрозили, что заявления на выдачу вида на жительство россияне должны подать до 1 апреля 2024 года. После этой даты всех, у кого есть российский паспорт и кто не сделал этого, обещают депортировать из страны.
Российско-германское движение городов-партнёров не сведено на нет, хотя и сталкивается с серьёзными препятствиями, считает вице-президент общества «Россия – Германия», член правления Международной ассоциации «Породнённые города» Анатолий Блинов. Об этом он заявил в рамках российско-германского круглого стола, состоявшегося 26 марта 2024 г.
Школа в киргизской деревне Достук известна на всю округу благодаря российским учителям, которые в ней работают. Родители школьников из других посёлков нанимают автобус, чтобы их дети могли учиться у российских специалистов. Супруги Юсуповы из Башкирии преподают здесь географию и биологию.
Сегодня обратим внимание на правописание аббревиатур, связанных со словом министерство. Как правильно: минкульт или минкультуры? Минобороны заявил или заявило? С прописной или со строчной буквы нужно писать эти сокращения?
Цветаева