Национальное единство в символах
Полина Сколкова04.11.2014
Что объединяет жителей столь многонациональной и по-прежнему многоукладной страны, как Россия? Вряд ли кто-то даст полный ответ. Не могут ответить даже эксперты Валдайского клуба. Из года в год спорят об объединяющих ценностях российского общества, о национальной идее. И нет между ними единства. То ли это общие политические ценности, свобода и демократия. То ли общая культура, то ли мозаика культур. Ясно одно: дискуссия должна продолжаться, и не только на уровне экспертов.
Не менее важна дискуссия о зримых символах единства. Ведь посредством таких символов мы мыслим. Это особенно важно, учитывая, что в последние месяцы люди всё больше думают о единстве. Как показывают опросы, и сам праздник 4 ноября — День народного единства — воспринимается жителями России всё более осмысленно. Как следствие, всё больше людей считают его важным.
Причины тому очевидны. С одной стороны, это общественный подъём, вызванный воссоединением Крыма с Россией. С другой — растерянность от ссоры между действительно братскими (так всегда считали в России, кто бы что ни говорил) украинским и русским народами, общественного и политического разрыва с Украиной.
Меняется и отношение к символам единства. Георгиевская ленточка на донбасском ополченце или пророссийском активисте в Одессе воспринимается уже совсем иначе, драматичнее и серьёзнее, чем раньше. Давайте вспомним те символы единства, символы России и всего русского в широком смысле слова, не казённые, настоящие, которые рождают отклик в сердце.
Таких на самом деле много. Это и наши знамёна, и песни, и гимны, и исторические образы из разных эпох — как отделённых веками, так и относительно недавних.
Прежде всего, это, конечно, российские флаг, гимн и герб. Как бы кто к ним ни относился, но государственные символы — то, без уважения к чему немыслима нация. Тем более что российские государственные символы пережили целые эпохи — будь то российский триколор, появившийся во времена Алексея Михайловича, или двуглавый орёл, восходящий ко временам Ивана III. Да и нынешний российский гимн — вспомним: как только от него отказались в девяностые, оказалось, не так уж он и плох, и даже не лишён красоты и величественности.
Российский флаг
Российский герб
Флаг царя московского 1693 г.
Среди однозначно общероссийских символов и те, которые отсылают к событиям последних великих войн — Первой и Второй мировых. У кого не дрогнет сердце при звуках «Прощания славянки»? У нас этот марш ассоциируется с Великой Отечественной, но не забудем, что написал его в 1912 году Василий Иванович Агапкин под впечатлением от событий первой балканской войны (1912–1913).
От войны с фашизмом достался нам ещё один общенациональный символ — Знамя Победы. То самое, которое фигурирует на знаменитой фотографии «Красное знамя над Рейхстагом». Хоть то был и миф — фотография Евгения Халдея была постановочной. А настоящее знамя, поднятое над ещё не замирённым Берлином Егоровым и Кантарией, — штурмовой флаг 150-й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии — хранится в Центральном музее Вооружённых Сил страны и выглядит иначе.
«Красное знамя над Рейхстагом». Фото Е. Халдея
Штурмовой флаг Идрицкой дивизии
К событиям Великой войны отсылает и георгиевская ленточка. Она по внешнему виду и сочетанию цветов соответствует ленточке, которой обтянута орденская колодка к медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». Но не забудем, что и у этого символа сотни лет истории. Ведь появился этот знак ещё при Екатерине II вместе с орденом Святого Георгия — высшей воинской наградой Российской империи. Ну а изначально такое сочетание (чёрно-золотое) возникло в нашей армии ещё в начале XVIII века — именно таких цветов был императорский штандарт Петра Великого.
Георгиевский крест
Штандарт Петра I
Россия — страна нескольких традиционных религий. Однако православная культура — слишком значительный пласт общероссийского наследия, чтобы приписывать ему узкоконфессиональное значение. Общенациональное значение до сих пор играют многие православные образы. Среди первых — образ святого Сергия Радонежского, благословляющего князя Дмитрия Донского на судьбоносную битву. Ещё один исторический миф, но важна ведь не сама по себе историчность, а сила образа. В конце концов, во многом мифологичны все представления наций о самих себе — своей истории и культуре, своих отличиях от других народов. В этом ряду и один из чтимых в России образов — Казанская икона Божией Матери, и силуэты прекрасных русских храмов.
Миниатюра «Князь Дмитрий Иванович (Донской) приехал в Троицкую лавру за благословением преподобного Сергия Радонежского на битву с ханом Мамаем» из Лицевого летописного свода
Казанская икона Божией Матери
Церковь Преображения в Кижах
Подборка, конечно, неполная. Она лишь пример, лежащий на поверхности. Действительность гораздо глубже. Таких символов национального единства десятки, а может, и сотни — религиозных и светских, военных и гражданских, литературных, музыкальных, живописных и так далее. В сущности, это длинный список образов из русской истории, истории русской культуры, понятных всем, которые и делают жителей России единым народом.