EN
 / Главная / Все новости / Журнал «Русская школа»: сохраняя феномен русской культуры Украины

Журнал «Русская школа»: сохраняя феномен русской культуры Украины

Редакция журнала «Русская школа»
28.01.2015

Журнал «Русская школа» — научно-практическое, информационно-аналитическое и просветительское издание. Основано в июне 2012 года. Выходит шесть раз в год.

Журнал предназначен, прежде всего, для работников общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения, для учащихся и их родителей.

В современной Украине это единственное педагогическое издание, объединяющее всех тех, кому дороги русский язык и русская культура, кто беспокоится о сохранении и развитии русского образования в стране. Его цель заключается в создании условий для профессионального общения, обеспечении школьных коллективов материалами, представляющими русскую национальную культуру, традиции, новейшие достижения общественной и научно-методической мысли.

Русская культура Украины — это своеобразный феномен, часть украинской культуры, и она должна найти своё отражение в сознании украинских русских. К этому призвана русская школа, она остаётся очагом национальной культуры для носителей русского языка как родного. В ней должно произойти духовное воссоединение русской и украинской культур. О том, какой должна быть русская школа на Украине, и говорится на страницах учреждённого издания.

Определяющей идеей русской школы является приоритет духовных ценностей в системе школьного образования и воспитания. Основой для её плодотворного развития служат отечественные традиции. Журнал «Русская школа» также способствует возрождению этих традиций. Сегодня это особенно необходимо, так как задача наша значительно усложнилась: мы должны растить и воспитывать своих учеников в условиях агрессивного натиска ценностей масскультуры, которая культивируется всеми средствами массовой информации. Тот, кто и теперь остался учителем, не поддался соблазну отправиться на поиски более выгодного и спокойного места под солнцем, — мужественный человек, не покидающий поля битвы до конца. А в том, что сегодня школа и есть поле битвы, нет никакого сомнения, потому что передний край борьбы идеологий всегда проходит через школу, через души молодых. Учитель сегодня — это тот, кто не теряет присутствия духа, это спасатель юных душ. Но для того, чтобы в класс входил не одинокий, растерянный, плохо обеспеченный «представитель непрестижной профессии», а уверенный в себе, пусть и бедный, пусть и униженный государством, но не нищий духом наставник, ощущающий за собой мощную поддержку своего педагогического содружества, предпринята попытка объединить всех вокруг собственного педагогического издания.

Журнал «Русская школа» позволяет слышать голоса друг друга, ощущать силу коллективного разума, быть уверенным в готовности каждого поделиться опытом, достижениями, идеями — вместе переживать беды и радости, вместе преодолевать сложности нашего драматичного времени, помочь друг другу не потерять из виду никогда не гаснущий маяк нравственных ценностей, которые дала человечеству истинная, высокая русская культура, так как это и есть то надёжное спасательное средство, которое всегда удержит личность на плаву.

Сегодня журнал «Русская школа» — это центр по сбору и распространению информации о методических направлениях в преподавании различных учебных предметов, в каких бы школах, землях и странах они ни появились, об авторских методиках, новых программах, творческих находках учителей-новаторов — словом, о том, что поможет всем педагогам двигаться вперёд, совершенствоваться в своей профессии, добиваться хороших результатов.

За годы выпуска журнала в нём зарекомендовали себя и стали постоянными следующие рубрики.

«Русское образование на Украине: события, проблемы, перспективы». Содержание рубрики составляют материалы, связанные с работой русских школ, гимназий, лицеев, перспективой развития русского образования, его различными концепциями и проблемами, освещением интересного опыта, который учитывает психологические особенности педагогической работы с воспитанниками, ощущающими себя русскими в своём украинском отечестве.

«Из истории отечественного образования». Статьи по всеобщей истории педагогики, истории русской школы; воспоминания о выдающихся русских педагогах и методистах, сведения об их профессиональной деятельности.

«Теория и практика обучения и воспитания». Публикации о современных технологиях обучения и воспитания (отечественный и мировой опыт), о новых эффективных формах презентации учебного материала.

«Педагогический опыт и мастерство». Материалы о передовом педагогическом опыте преподавания русского языка и литературы, истории и других школьных предметов.

Среди разработок по русскому языку предпочтение отдаётся тем публикациям, которые предусматривают: 1) включение в учебную словарную работу национально-культурного пласта русской лексики, называющего характерные детали русского быта, фольклора, истории — сведений, которые могут потерять свою актуальность вне России; 2) усвоение норм речевого поведения, речевого этикета, связанных с традициями русской культуры; 3) сопоставление лексики и закономерностей текстообразования в родном языке и параллельно изучаемом украинском языке, прежде всего в сферах, где особенно заметно влияние инонационального языка (в разговорной сфере, сфере обслуживания и средствах массовой информации).

Особое внимание в публикациях, связанных с литературным образованием школьников, уделяется фольклору, произведениям художественной и публицистической литературы, представляющим лингвокультуроведческий и страноведческий аспекты. При изучении русской литературы обязательна установка, наряду с уяснением содержания текста, на усвоение художественного характера её языка, образности, эмоциональности.

Статьи по другим учебным предметам русской школы включают сведения, отвечающие на существенные вопросы о том, какими формами быта порождена русская культура, какова её исконная земля, какую жизнь предшествующих поколений воссоздаёт русская история, что в характере русской жизни истина, что — заблуждение, в чём состоит русская правда, русская ментальность и самосознание. Особенно важными для формирования ценностных представлений учащихся являются следующие принципиальные положения интегративного плана: показ особенностей исторической судьбы народа и языка; борьбы мнений о языке, в которой он развивался и выкристаллизовывался, формируясь как язык русского народа; национальной идеи, способствовавшей в разные исторические времена укреплению русской народности.

Разработки уроков по различным учебным дисциплинам, включающие культурологический материал, помогают восполнить тот дефицит национально-культурного фона, который неизбежен в жизни человека, оторванного от родной культуры, быта. Созданию национально-культурного контекста служат произведения народного декоративного искусства, русской живописи, русской музыки, ознакомление с шедеврами русской культуры.

Важной задачей публикаций по школьным предметам эстетического цикла является творческая подготовка учащихся к праздникам, конкурсам и выставкам, посвящённым русской национальной культуре.

«Мир русской культуры». Под этой рубрикой публикуются материалы о русской культуре, её представителях, традициях и обычаях русского народа, художественные произведения или отрывки из них, а также освещающие индивидуальные особенности мастеров русского слова из России и творящих на Украине.

«Русская речь». Материалы по культуре речи и культуре общения, статьи о русском речевом этикете и ораторском искусстве; разработки уроков по развитию русской речи, изучению речевых стилей и жанров, работе над речевыми ошибками; описание методов повышения речевой активности учащихся и др.

«Кабинет психолога». Статьи, освещающие психологические аспекты образования и воспитания школьников, в том числе в условиях национально-русского билингвизма.

«После уроков. Эвристический досуг». Для обеспечения успешности внеклассных мероприятий и усиления устойчивого интереса школьников к родной культуре на страницах журнала публикуются материалы, повышающие познавательную мотивацию к изучению русского языка и русской культуры, в частности: сценарии ежегодных праздников славянской культуры с представлением лучших произведений русского искусства; репортажи с регулярных выставок детских книг — красиво оформленных изданий на русском языке, предметов русского быта и декоративного искусства; сведения о фестивалях детского творчества, отражающего колорит русской жизни; сведения о конкурсах учащихся на лучшее знание по россиеведению; о спортивных соревнованиях, народных играх и забавах; материалы, которые помогают организовать в школе литературно-музыкальный салон, кафе, провести художественные выставки, экскурсии и др.

У издания есть приложение — «Библиотечка» журнала «Русская школа». Её выпуски посвящаются следующим темам.

«Творчество — каждый день. Сборники нестандартных уроков по различным школьным предметам». В сборники включаются: а) интегрированные уроки с использованием межпредметных связей; б) уроки-соревнования; в) уроки, разработанные на основе деятельности, которая известна в общественной практике (урок-интервью, урок-репортаж), нетрадиционной организации учебного материала (урок-презентация), воображения, фантазии (урок-сказка, урок-сюрприз), имитации работы учреждений и организаций (урок — заседание учёного совета), общекультурных мероприятий (урок-путешествие, урок-экскурсия), традиционных форм внеклассной работы (урок-КВН, урок-утренник, урок-инсценировка) и др.

«Приобщение учащихся к русской культуре в процессе преподавания школьных предметов гуманитарного цикла». В выпусках освещается опыт работы учителей-практиков по созданию на уроках культуроведческого фона путём представления культурологических текстов и их комментариев, информации о быте и культуре русского народа, демонстрации произведений живописи, музыкального сопровождения.

«Использование информационно-компьютерных технологий на уроках по разным учебным предметам». 

«Сценарии внеклассных и внешкольных мероприятий, посвящённых русской национальной культуре». Материалы, которые помогут организовать в школе литературно-музыкальный салон, проводить различные праздники, утренники, вечера, художественные конкурсы и выставки, экскурсии и т. д.
Метки:
грант, журнал «Русская школа», образование, школа

Новости по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Цветаева