RUS
EN

В поисках черного монаха

 

В поисках черного монаха

Лада КЛОКОВА, Александр БУРЫЙ

Ливень в Чернигове зарядил нешуточный: по улицам текли потоки воды, а преодоление луж наводило на мысли о форсировании Десны. Спрятавшись под колоссальным дубом, мы бессильно ругали синоптиков и пытались сообразить, как добраться до цели похода – Антониевых пещер. Сдаваться мы не собирались: уехать из города, не побывав в легендарных подземельях, вырытых почти тысячу лет назад, в которых бродит призрак Черного монаха? Нет уж, не дождетесь!..

Фото: АЛЕКСАНДР БУРЫЙ

Карта города промокла настолько, что пользоваться ею было бессмысленно. Рассчитывать на помощь местных жителей не стоило: кто высунет нос на улицу в воскресное утро, когда с неба хлещет как из брандспойта? Даже древний дуб оказался не слишком надежным укрытием, тяжелые холодные капли добрались до нас и здесь. Мы задрали головы, стараясь высмотреть ветви с более густой листвой, и заметили, что к кряжистому стволу привинчена табличка «Багатовiковий дуб». Многовековой дуб? Стоп! Мы же на Болдиной горе, на которой, по преданию, раньше находились священная языческая дубовая роща и капище Перуна! Считается, что именно на его месте основатель Киево-Печерской лавры Антоний Печерский и начал рыть пещеру будущего черниговского монастыря. Скорее всего, так оно и было: ведь большинство первых христианских обителей и храмов после Крещения Руси строились именно на местах языческих капищ.

Только теперь, как следует осмотревшись, мы приметили позади дуба узкую крутую тропинку с выщербленными кривыми ступеньками. Оскальзываясь через шаг, хватаясь за ветки кустов, мы наугад поплелись вниз – к подошве горы. Но как только сквозь мокрую листву блеснуло золото маленьких куполов, все сомнения пропали: это может быть только Ильинская церковь, построенная у Антониевых пещер на рубеже XI-XII веков! Мы прибавили шаг: цель совсем близко, да и переждать дождь в древних лабиринтах лучше, чем мокнуть под многовековым дубом…

Ливень прекратился аккурат в тот момент, когда мы подошли к входу в пещеры.

– Будьте осторожнее, – выдавая билетики, предупредила кассирша, – дверные ручки и поручни недавно покрасили!

Купола Ильинской церкви, построенной у Антониевых пещер на рубеже XI–XII веков / Фото: АЛЕКСАНДР БУРЫЙВ подземных галереях Антониевых пещер царят полумрак и тишина / Фото: АЛЕКСАНДР БУРЫЙУ входа в пещеры туристов и паломников встречает деревянная статуя преподобного Антония Печерского / Фото: АЛЕКСАНДР БУРЫЙ

Путешествие во времени

Самое удивительное в Антониевых пещерах – вовсе не связанные с ними легенды и странные явления, которые здесь происходят. И даже не призрак Черного монаха, о встрече с которым рассказывали многие. Завораживает в них совсем другое: невероятно живое ощущение путешествия во времени. Пробираясь по узким, скудно освещенным коридорам, заглядывая в крошечные кельи и темные ходы, волей-неволей переносишься в то время, когда здесь приблизительно так же передвигались первые обитатели этого сурового подземелья… Неведомо, сколько их было с самого начала. Никто не знает ни их имен, ни к какому сословию принадлежал каждый из них до пострига. Но одно известно достоверно: создателем пещерной обители на Болдиной горе был «отец русского монашества» – преподобный Антоний Печерский. Около 1069 года он бежал в Чернигов, спасаясь от гнева киевского князя Изяслава. В ситуации в общем-то не было ничего необычного: выдающиеся церковные деятели Древней Руси нередко вступали в острые конфликты с князьями, осуждая неблаговидные поступки правителей. А князья далеко не всегда проявляли уважение к сану и заслугам духовных лиц. И это несмотря на всеобщее почитание, которым пользовались первые монахи. Ведь на Руси монашество устраивалось по византийскому образцу, и именно тогда, когда в Восточной Римской империи влияние черноризцев было настолько значительным, что Византию называли «царством монахов». В памяти современников еще были живы времена иконоборчества греческих черноризцев, породившие целую плеяду великих богословов, мучеников и подвижников. Так что неслучайно это время часто называют «блистательной эпохой монашеской славы»…

Уроженец Любеча по имени Антипа в первой трети XI века совершил паломничество в Палестину, а затем отправился на Агион Орос – Святую гору. Здесь, на Афоне, он и принял монашеский постриг, получив имя Антоний (видимо, в честь основателя отшельнического монашества святого Антония Великого, жившего в III-IV веках). Вернувшись на родину, он основал Киевский монастырь (будущую лавру), отшельничеством и аскетическими подвигами снискав славу и безусловное уважение. В Киеве тогда правил старший из оставшихся в живых сыновей Ярослава Мудрого – Изяслав, а следующие по значимости черниговский и переяславский столы занимали его родные братья – Святослав и Всеволод. До поры до времени «триумвират Ярославичей» позволял избегать раздоров, но в итоге между братьями все-таки началась борьба за власть. В 1068 году Ярославичи потерпели сокрушительное поражение от половцев на реке Альте, после чего орда степняков хана Шарукана осадила Киев. Князь отказался вооружить киевлян для защиты города, и тогда в столице началось восстание. Изяслав бежал в Польшу, а киевляне освободили из темницы и избрали новым правителем плененного Ярославичами полоцкого князя Всеслава Брячиславича. Преподобный Антоний осудил вероломство Изяслава и встал на сторону Всеслава. Но вскоре Изяслав вернулся с польскими войсками и отбил Киев. И хотя он обещал не мстить горожанам, казнено было не менее 70 человек. Понимая, что ослепленный яростью Изяслав может расправиться и с Антонием, князь Святослав ночью тайно вывозит монаха к себе в Чернигов…

Нередко отшельников хоронили в тех же самых кельях, где они жили, постились и молились / Фото: АЛЕКСАНДР БУРЫЙ

«Антоний же пришед к Чернигову и взлюби Болдину гору и ископав пещеру, и ту вселися, и есть монастырь святое Богородицы на Болдиных горах и до сих дни», – сообщает летопись. Вряд ли стоит сомневаться в искренности желания черниговского князя уберечь преподобного Антония, но трудно не признать: со стороны Святослава это был еще и очень удачный политический ход. Черниговское княжество являлось едва ли не самым крупным на Руси, а Чернигов почти во всем соперничал со стольным Киевом. И неслучайно «героями» кровопролитных междоусобиц, которые начнут терзать Русь с конца XI века, станут два основных клана Рюриковичей: Мономашичи и черниговские Ольговичи – потомки князя Олега Святославича, вошедшего в историю под горьким прозвищем «Гориславич». Когда отец будущего Гориславича привез в Чернигов преподобного Антония, Олегу уже исполнилось 16 лет…

Скорее всего, князь Святослав надеялся, что основанный Антонием на Болдиной горе монастырь станет вровень с Киево-Печерской обителью, а это значит, что Чернигов, как и Киев, будет иметь собственную прославленную святыню. Имя Антония должно было привлечь немало последователей. Так и случилось, несмотря на то, что преподобный вскоре после основания Богородичного пещерного монастыря в Чернигове вернулся в Киев. Умер Антоний в мае 1073 года, успев дожить до того момента, когда Святослав Черниговский сверг своего брата Изяслава и занял киевский престол…

Камень и кости

Воздух в пещерах на удивление свежий. Стены в подземных ходах холодные и влажные на ощупь. Тишина настолько плотная, что, кажется, ее ощущаешь даже кожей. Может быть, поэтому разговаривать здесь совсем не хочется.

Проходы в монашеские кельи невысокие и узкие / Фото: АЛЕКСАНДР БУРЫЙ

Один поворот, второй – и за углом открывается узкий длинный коридор, конец которого теряется в сумраке. Низкие – в человеческий рост – проходы в кельи забраны решетками. Сами кельи настолько малы, что первая мысль, которая приходит в голову: как же они здесь жили? Да еще при свете лучин или свечей? Ведь даже современные светильники, развешанные по стенам, не в состоянии справиться с полумраком, царящим в коридорах…

Постоянно находясь под землей, иноки как бы хоронили себя заживо. Впрочем, в этом нет ничего удивительного: в конце концов традиция создания пещерных монастырей восходит к римским катакомбам, в которых первые христиане хоронили единоверцев и прятались сами в периоды гонений. Жить в пещеры уходили далеко не все монахи, а только те, кто решался на полное отчуждение от мира для единения с Богом. Как правило, это были черноризцы, принявшие великую схиму. По традиции они сами копали в пещерах свои кельи, в которых жили, молились, постились и умирали. Так что каждый пещерный монастырь является еще и подземным кладбищем. Чаще всего монахов хоронили в ямах, вырытых в их же кельях или в коридорах, а также в стенных нишах. И только в киевском и черниговском пещерных монастырях держались другого обычая, который не прижился на Руси: создавали кимитрии – подземные некрополи. Умерших монахов сначала хоронили в общей могиле, а через три года выкапывали, промывали останки и складывали их в специально отведенном для этого помещении – кимитрии. На Руси их обычно называли костницами.

Костница в Антониевых пещерах сохранилась. Здесь темнее, чем в галереях и кельях, да к тому же еще и жутковато. Должно быть, потому, что освещается кимитрий красным светом. Высокая и узкая дугообразная лестница пересекает всю костницу, соединяя вход и выход. Она покачивается, когда мы на нее ступаем, железные ступеньки скрипят, и от этого звука становится немного не по себе. Прямо под лестницей находится та самая общая могила. А если подняться на самую верхнюю точку и присмотреться, то с одной стороны можно увидеть ниши, в которые складывали кости, а с другой – фрагменты выложенного цветной плиткой пола. Здесь находились нетленные мощи. Останки монахов в Антониевых пещерах есть, но сейчас они хранятся не в кимитрии. Увидеть их можно в одной из келий и в часовне, путь в которую идет из пещерной церкви Святого Феодосия Тотемского.

Неожиданная встреча в Чернигове все-таки состоялась / Фото: АЛЕКСАНДР БУРЫЙ

На стене белоснежной часовни – табличка, сообщающая, что здесь хранятся останки монахов, погибших, по легенде, во время разорения монастыря монголо-татарами. В октябре 1239 года Чернигов был взят в осаду войсками Мунке – внука Чингисхана. Черниговцы отбивались до последнего. На помощь осажденным пришел прежний черниговский князь, Мстислав Глебович, в ожесточенной сече потерявший почти всю свою дружину. Но город в итоге пал. Монголо-татары перебили или увели в полон население, сам Чернигов, что подтверждают археологические раскопки, был сожжен дотла. Чего нельзя сказать о Богородичном пещерном монастыре: археологи не нашли следов ни разрушительного пожара, ни массового истребления людей. Видимо, монахи либо попали в плен, либо разбежались. Так что предание о павших от рук врагов иноках – все-таки легенда.

А монастырские пещеры, судя по находкам археологов, в XIII-XIV веках служили убежищем для уцелевших местных жителей. Об этом говорят найденные здесь детали женских украшений, оружие и другие предметы обихода, которыми монахи обычно не пользуются…

Возрождение монастырской жизни в одном из древнейших русских монастырей началось лишь с середины XVII века, когда Черниговская земля, пережившая монголо-татарское иго, владычество литовских князей и польских королей, в 1654 году вошла наконец в состав Российского государства. С момента восстановления обители и масштабной реставрации Ильинской церкви монастырь начинают называть Ильинским…

Любители призраков

Если в Чернигове вы заговорите с кем-нибудь об Антониевых пещерах, то в первую очередь услышите о Черном монахе, «Круге силы» и странных светящихся силуэтах, выплывающих из темных галерей. Официантка в кафе рассказала нам, что туристам в пещерах в «Круге силы» часто становится плохо, так что приходится вызывать «скорую помощь». Словоохотливый дворник, подметавший Аллею Героев, поделился «семейным преданием» о том, что где-то в глубине подземного лабиринта хранятся сокровища монастыря, которые успели спрятать монахи во время нашествия монголо-татар. Дружелюбный таксист горячо убеждал нас, что если бы Антониевы пещеры были исследованы полностью, то выяснилось бы, что по тайным ходам можно дойти куда угодно, «хоть до Киево-Печерской лавры». А маленькая бойкая старушка, разговорившаяся с нами на автобусной остановке, уверяла, что где-то в глубине пещер находится древняя церковь и как ее найти – не знает никто. «Знал только один старик местный, – подытожила она. – Так помер давно уже».

Пещерная церковь Святого Феодосия Тотемского в Антониевых пещерах / Фото: АЛЕКСАНДР БУРЫЙОстанки монахов больше не хранятся в костнице Антониевых пещер / Фото: АЛЕКСАНДР БУРЫЙЧасовня с останками монахов, погибших, по легенде, во время монголо-татарского нашествия / Фото: АЛЕКСАНДР БУРЫЙ

Во всех этих народных байках густо перемешались факты, легенды и фантазии. И отделить одно от другого, кажется, практически невозможно. Тем более что комплекс Антониевых пещер действительно до конца не исследован. Спелеологи и археологи уверены, что он состоит как минимум из четырех подземных уровней, а сегодня более или менее изучены всего лишь два. А соответственно, и предание о разветвленной сети тайных ходов, ведущих из Антониевых пещер в разных направлениях, пока нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть.

Еще одна устойчивая местная легенда действительно повествует о том, что с древности в глубине Антониевых пещер существует церковь, в которой есть керамический иконостас несказанной красоты. И путь в эту церковь монахи якобы всегда хранили в строжайшей тайне. Почему – неизвестно.

А вот некоторые историки с нетерпением ждут того момента, когда появится возможность приступить к полномасштабному исследованию Антониевых пещер. Но монастырские сокровища и керамический иконостас интересуют их далеко не в первую очередь. Они надеются, что в Антониевых пещерах может быть найдена черниговская летопись, ссылки на которую содержатся в других русских летописях. Ведь хроники на Руси, как правило, велись монахами в тех обителях, что находились под покровительством князей. А Богородичный пещерный монастырь был именно такой обителью. И разве не могли иноки успеть спрятать драгоценную рукопись в пещерах, перед тем как на Чернигов обрушилась монголо-татарская орда?

Ну а что же Черный монах? Как ни странно, первыми о нем рассказали археологи, раскапывавшие пещерный комплекс. Видели его неоднократно, но все без исключения встречи с ним не вызывали у очевидцев ни ужаса, ни страха. Черный монах никого не пугал и никому не вредил. Причем чаще всего люди сталкивались с призраком около пещерной церкви, посвященной Николе Святоше – весьма интересному историческому персонажу. Никола Святоша – правнук Ярослава Мудрого, первый русский князь, принявший монашество. В миру его звали Святославом, и был он сыном черниговского князя Давида Святославича. В 1107 году, лишившись своего удела, он не стал ввязываться в княжеские распри, а принял постриг в Киево-Печерской обители, где прославился смирением и врачебными талантами.

Алтарь церкви Николы Святоши, возле которой чаще всего встречали призрак Черного монаха / Фото: АЛЕКСАНДР БУРЫЙ

Кстати, у той же церкви Николы Святоши периодически происходят и другие таинственные явления, которые довелось видеть и некоторым туристическим группам: из темного коридора, ведущего в северо-западном направлении, выплывают странные светящиеся фигуры, принимающие образы то какого-то бородатого лица, то человека в длинном плаще…

Мы долго бродили по подземным галереям Антониевых пещер, прятались в темных закоулках, раз десять поднялись и спустились по лестнице кимитрия, томились в ожидании у того самого коридора в церкви Николы Святоши, терпеливо стояли в «Круге силы», пытаясь почувствовать хоть что-нибудь. Но, увы. Самочувствие наше не ухудшилось, а, скорее, напротив, сил у нас прибавилось, несмотря на пройденные с утра километры. Черного монаха мы не встретили. Никакие загадочные светящиеся фигуры не выплывали нам навстречу из темноты. Мы не увидели ни одной подозрительной тени и не услышали ни одного леденящего душу звука. Но покидали мы Антониевы пещеры счастливые и довольные. Почему? Честно говоря, не знаем. Место, наверное, такое.

Черный монах

Когда мы поднялись на поверхность, оказалось, что от недавнего ливня почти не осталось следа: ярко светившее солнце даже успело подсушить деревянную статую преподобного Антония Печерского, стоящую у подножия пещер. Мы попрощались с «отцом русского монашества», невозмутимо наблюдающим за проезжающими мимо машинами, и отправились в гостиницу – собирать вещи. Путь наш пролегал через ту самую Аллею Героев, где днем раньше мы познакомились с разговорчивым дворником.

…Увидели мы его одновременно. И одновременно остановились как вкопанные. На газоне, в нескольких метрах от нас, у огромного камня стоял… Черный монах! Низко надвинутый капюшон скрывал лицо, на черном плаще горели красные кресты, внушительный посох был прислонен к камню. Кажется, на несколько секунд мы онемели от неожиданности и растерянности. Но тут Черный монах обернулся, улыбнулся, подхватил посох и бодрым шагом пошел в направлении черниговского Детинца. Мы рассмеялись: ну вот, обыкновенный схимонах, а нам уж почудилось…


Скачать (PDF, 10 Mb)

поиск В АРХИВЕ журнала

Год и месяц издания журнала:

Автор статьи:

Название статьи:

Показать все номера

КОНТАКТЫ

Редакция журнала “Русский мир.ru”
Тел.: (495) 981-56-80
Тел.: (495) 981-6670 (доб.109) - вопросы по подписке

Задать вопрос редактору журнала:

Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA

Задать вопрос по подписке на журнал:

Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA