RUS
EN

«Дольче вита» с купеческим размахом

 

«Дольче вита» с купеческим размахом

Ирина ШЕВЧЕНКО

Изысканные коробки с пралине, тающим во рту… Шоколадные звери с сюрпризом для детворы… Марципановые фрукты, которые выглядят как настоящие... Думаете, все это научились делать только сейчас? Ошибаетесь. Такие сладкие шедевры производили на фабрике купца Абрикосова уже 150 лет назад!

«Король сладостей» А.И. Абрикосов / Фото: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВАОдна из самых известных кондитерских империй дореволюционной России была создана в 1847 году Алексеем Ивановичем Абрикосовым. Сегодня он по праву мог бы считаться «гуру бизнеса и маркетинга»: за полвека своего существования компания Абрикосова превратилась из рядового фабричного производителя в поставщика двора Его Императорского Величества! Об истории удивительной семьи и легендарной компании мы пого­ворим с прямым потомком Алексея ­Ивановича – Дмитрием Абрико­совым.

Человек, который сделал себя сам

В это сложно поверить, но дед знаменитого фабриканта, зарабатывавшего миллионы в год, был обычным крепостным помещицы села Троицкое Чембарского уезда Пензенской губернии Анны Левашовой. Именно Степан Николаевич поставлял к барскому столу всякие сладости, варенье и пастилу, которые готовил сам. Чем и завоевал ее расположение, а потому смог отпроситься у Левашовой уйти на оброк в Москву. Здесь в начале XIX века он организовал кустарное производство варенья, которое продавал на крупнейших ярмарках. Сладости Степана Николаевича пришлись москвичам по нраву, вскоре богатые чиновники и купцы стали приглашать кондитера готовить угощение для званых вечеров и свадеб. В семье Абрикосовых до сих пор гордятся тем, что мармелад и пастила кондитера-самородка так понравились игумену Ново-Спасского монастыря, что тот благословил его.

Историю своей семьи журналу «Русский мир.ru» рассказал Дмитрий Петрович Абрикосов / Фото: АЛЕКСАНДР БУРЫЙУже через два года жизни в Москве крепостной заработал кругленькую сумму, которая позволила ему выкупить не только себя, но и свою семью. А еще через несколько лет была зарегистрирована фамилия Абрикосов, вероятно, по названию одного из наиболее популярных товаров – абрикосового пата, ароматной тугой пастилы. Умер Степан Абрикосов, уже являясь купцом 3-й гильдии. Успешное же дело он передал своему сыну.

Ивану Степановичу, однако, везло меньше: не обладая деловой хваткой, он довольно быстро разорился, да так, что у него не было средств даже на то, чтобы оплатить обучение сына в Московской Практической академии коммерческих наук (учебное заведение для подготовки коммерсантов в Российской империи. – Прим. авт.). Вот и получилось, что Алексей, которому в будущем мог бы позавидовать любой выпускник этого учебного заведения, проучившись всего три года, всю жизнь так и оставался недоучкой…

Агриппина Александровна Абрикосова (урожденная Мусатова) / Фото: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВАНастоящими учителями для Алексея Абрикосова стали сама жизнь и… немцы. 14-летнего сына отец устраивает в лавку колониальных товаров Ивана Гофмана, торговавшего кофе, чаем, табаком и другими заморскими премудростями. И менее чем за десять лет Алексей, начавший карьеру с мальчика на побегушках, дослужился до главного бухгалтера фирмы. Здесь он в совершенстве выучил немецкий язык и перенял практичный уклад ведения хозяйства. А кроме того, в этой же лавке молодой человек познакомился с уже известным к тому моменту московским купцом-парфюмером Александром Мусатовым. У купца была дочь Агриппина, которой тогда исполнилось только 16 лет. Она очень понравилась Алексею, и он захотел попытать счастья и посватался к ней.

И здесь – успех! Красивому и перспективному жениху было дано согласие, вскоре молодые поженились, а новоиспеченный супруг помимо верной подруги получил к тому же 5 тысяч золотых приданого. На эти немалые по тем временам средства Алексей Иванович и открывает собственное дело.

Чтобы папенька не скучал!

Яркая и привлекающая внимание реклама сладостей / Фото: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВАПосле свадьбы Алексей Абрикосов прощается с Гофманом и открывает свое производство. Перед молодым человеком даже не стоял вопрос о том, какое занятие выбрать: Алексей Абрикосов мечтал продолжить традицию своей семьи кондитеров. «Папенька скучает», – говорил он еще задолго до женитьбы, вспоминая обанкротившегося отца.

Однако, в отличие от не столь успешного папеньки, Алексею Ивановичу деловой хватки было не занимать: к середине века Абрикосов стал купцом 1-й гильдии, а годовой оборот его предприятия оценивался уже в 20 тысяч рублей!

Абрикосову необычайно повезло: вести свое дело он начал в весьма подходящий момент. Рынок тогда был огромен, места хватало всем, причем наиболее активными на нем были иностранцы. Политика импортозамещения же, проводимая после войны 1812 года, диктовала свои условия: поддерживались отечественные производители, а невыгодный для государства отток капитала за границу запрещался. Те же предприимчивые немцы для открытия бизнеса в Российской империи сначала должны были «обрусеть» – принять гражданство, на что решался далеко не каждый.

Магазины А.И. Абрикосова и их интерьеры действительно впечатляли / Фото: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВАКроме того, Абрикосов выбрал правильную нишу: первоначально лидером продаж были недорогие пастила, мармелад, варенье всевозможных видов, недорогие шоколадные конфеты. Да и торговал успешный предприниматель только оптом.

В 1870-х годах Алексей Иванович подает прошение московскому генерал-губернатору о переводе своего дела в разряд фабрики и просит разрешения установить на ней паровую машину – настоящее новаторство для того времени. Что интересно: Алексей Иванович взял за правило обновлять производство каждые десять лет. Оригинальным было и отношение к доходу: оборот фирмы планировался на несколько лет вперед, и вся прибыль за определенный год замораживалась на случай непредвиденных обстоятельств, деньги можно было вновь использовать лишь через три года.

Ассортимент продукции на предприятии Абрикосова был разнообразнейшим, начиная с дешевых карамелек и невероятно популярной маковой соломки и заканчивая вкуснейшими шоколадными конфетами и немыслимыми произведениями кондитерского искусства из марципана. Производились даже овощные консервы!

Фото: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВААлексей Иванович и члены его семьи сами изобретали новые сладости. Дмитрий Абрикосов, например, рассказывает, что именно его предок придумал карамель с фруктовым центром: в длинную сладкую колбаску заправлялась начинка, затем огромную карамельную «змею» разрезали, края запечатывались, получались своеобразные подушечки! Между прочим, придумал Абрикосов и известнейшие конфеты «Гусиные лапки».

Дисциплина превыше всего

Огромная фабрика требовала и немалого числа рабочих. Еще до введения в производство паровой машины на предприятии на постоянной основе работало более 120 человек. Основным костяком же считались сезонные рабочие из деревень, которые приходили на фабрику после уборки урожая в надежде на хороший заработок.

Знаменитые карамельки – тоже изобретение А.И. Абрикосова! / Фото: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВАЗарплата у Абрикосова и в самом деле была достойная – около 550 рублей в год. Причем предполагались неплохие надбавки за выслугу лет. На других предприятиях рабочие тогда зарабатывали в среднем всего около 200 рублей в год. Женщины получали меньше, да и рассчитывали их не помесячно, а поденно, однако именно они, согласно правилам, приходили на фабрику за заработком мужей. Наверное, чтобы те не вздумали пропить деньги.

Абрикосов наказывал за пьянство и поощрял за трезвость, дисциплина на предприятии была строжайшей, уволить могли за любую провинность. Но, несмотря на строгость, купец относился к своим рабочим по-отечески: на праздники – а их насчитывалось до 30 в год – им дарили сладкие подарки, а возле фабрики построили небольшой магазин «для своих». Здесь в розницу можно было купить сладости с баснословной скидкой – 90 процентов!

Здание кондитерской фабрики / Фото: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВАРазрабатывая проект фабрики в Сокольниках, Абрикосов вновь задумался о своих работниках: он предусмотрел для них общежитие с проведенным электричеством, больницу, родильный дом, церковь, детский сад и даже кинотеатр! А наиболее опытные мастера часто, сколотив небольшой капиталец, начинали собственное производство, следуя примеру Алексея Ивановича.

Гений маркетинга

Фото: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВАТак почему же продукция Абрикосова была так популярна? Во-первых, качество. Во-вторых, рекламные ходы, которые придумывал купец, и здесь нередко становясь новатором. Одним из первых он стал заказывать рекламу кондитерских изделий, которую размещали на уличных рекламных тумбах. В газетах под рекламу Абрикосова отводились целые полосы, а по всей Москве были развешены цветные плакаты с изображениями детей и зверей, что привлекало внимание и умиляло. На рекламу Алексей Иванович не жалел денег: в одном только 1891 году на нее было потрачено 300 тысяч рублей!

Коробочки и упаковки сладостей от Абрикосова сегодня по праву занимают важнейшее место среди экспонатов Музея упаковки. Никаких шаблонов и рутины! Картонные, стеклянные и жестяные коробки были самых разных форм, а наиболее дорогие и изысканные шоколадные наборы упаковывались в ларцы, обтянутые шелком или парчой. Такой подарок и подарить не стыдно! Дмитрий Абрикосов отмечает, что жестяные сердечки с монпансье были фаворитами у молодых людей, желающих порадовать своих возлюбленных. У покупателей не поворачивалась рука выбросить такую красоту, поэтому многие упаковки то тут, то там нередко находят и в наши дни.

Главной своей ценностью купец всегда считал семью / Фото: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВАА шоколадки и конфеты часто покупали для того, чтобы собрать коллекцию фантиков. Алексей Иванович лично придумывал, чем удивить всех от мала до велика. Выпускались целые серии вкладышей, посвященных известным артистам, поэтам, ученым, а также опере, бабочкам и даже рыбам с описанием того, как ловить тот или иной вид… Где-то попадались и цветные открытки, которые можно было подписать и отправить по почте. Придумал Абрикосов и столь популярный у детворы «киндер-сюрприз»: бумажная игрушка или открыточка покрывались тонким слоем шоколада – маленькие покупатели были в восторге!

На старинных фотографиях сохранились интерьеры магазинов-кондитерских, куда посетители приходили как в музей, настолько они были красивы. Существует даже семейный анекдот Абрикосовых: однажды, когда открывались новые магазины фабрики, городские газеты сообщили, что в одном из них все продавщицы будут брюнетками, а в другом – блондинками. И люди побежали проверять, так ли это на самом деле. И конечно, мало кто из них ушел из магазинов с пустыми руками: у Абрикосова всегда находился товар для каждого, взять хотя бы мармелад или пастилу, которую могли позволить себе даже не самые богатые покупатели.

Крымская дичка

Ветвь Алексея Николаевича и Веры Николаевны Абрикосовых / Фото: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВАВ конце 70-х годов Алексей Иванович решил снова удивить своих соперников – в Симферополе он купил несколько десятин земли и сад с дикорастущими плодовыми деревьями. В городе, который, по словам Дмитрия Абрикосова, до этого момента был большой деревней, кондитер строит еще одну свою фабрику и отправляет туда хозяйствовать сына Ивана. Конкуренты поначалу крутили пальцем у виска – что же можно делать с этой неказистой крымской дичкой? Но очень скоро, попробовав сладости с замысловатой начинкой, поняли – Абрикосов их и тут обыграл. Оказалось, ягодный вкус у таких конфет намного ярче. Понравились лакомства и покупателям – благодаря такому нововведению объем продаж карамели от Абрикосова вырос в десять раз!

Потомки А.И. Абрикосова / Фото: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВАСимферопольский филиал кондитерской фабрики позволил Абрикосову избавиться от случайных поставщиков продукции: свежие фрукты из южного региона Российской империи поступали почти круглый год, здесь же купец начинает внедрять в производство технологию консервирования, вновь опередив конкурентов.

Но даже все это казалось предприимчивому купцу недостаточным – Абрикосов давно мечтал о собственном сахарном заводе. Много лет подряд ему приходилось арендовать заводские площади, например в Курске, что было не слишком-то рационально. И здесь вновь ему улыбнулась удача в Крыму – в 1894 году Алексей Иванович покупает сахарный завод на полуострове.

Нельзя не упомянуть и то, что, к удивлению многих, Абрикосов занимался не только «сладким бизнесом». Он, например, войдя в гильдейский круг, основал в России первое страховое общество – так называемые кассы взаимопомощи – и даже лично помогал своим конкурентам. Некоторые спросят: зачем ему это было нужно? Сам же Алексей Иванович отвечал мудро: лучше помочь своему сопернику, чем дать рухнуть всей отрасли.

Поддерживал Абрикосов и свежие бизнес-идеи или, как бы их назвали сегодня, «стартапы». Однажды, например, к нему при­шли братья Поповы, которые хотели основать чайную компанию, с инновационным по тем временам предложением – перевозить огромные тюки чая не волоком через пол-России, а на кораблях через Одессу. Дело в том, что до этого чай закупался у китайских плантаторов и транспортировался гужом позади деревянного судна. Из-за этого мешки нередко намокали в воде, а чай терял значительную часть своих ценных свойств, а иногда и вовсе пропадал целыми партиями. Выслушав «чайных стартаперов», Абрикосов немедля дал им начальный капитал, а чуть позже и стал их партнером.

Дела фабричные – дело семейное

Алексей Алексеевич Абрикосов и его дети от брака с Надеждой Хлудовой / Фото: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВАИ все же, несмотря на столь значительные успехи в делах, главной ценностью в жизни Алексея Ивановича была семья. За долгие годы счастливого супружества у четы Абрикосовых родились 22 ребенка! Десяток мальчиков и дюжина девочек, из которых лишь пятеро умерли во младенчестве. Всех их отец старался воспитать достойными и образованными людьми. Под пристальным взором папеньки дети регулярно посещали службы в церкви Успения на Покровке, где Алексей Иванович был главой прихода. Все, включая девочек, которые обучались в частных пансионах, получили достойное образование, причем, что интересно, абсолютно не связанное с коммерческой деятельностью. «Этому учатся только приказчики», – говорил Абрикосов, считая, что научиться считать не составляет труда, гораздо важнее уметь перспективно мыслить. Вот и получилось, что его сыновья оканчивали физико-математические, философские, юридические и филологические факультеты.

Как и любой родитель, Абрикосов мечтал о том, что его дети пойдут по стопам отца, и делал на них особую ставку. Один из сыновей впоследствии вспоминал, что Алексей Иванович обладал особой способностью подбирать людей и назначать их на наиболее подходящие должности. Рука об руку с отцом работали многие его наследники, в 1880 году Алексей Иванович даже распорядился переименовать свою фирму в «Товарищество А.И. Абрикосова Сыновей», чтобы никому не было обидно.

И все же купец своих домашних не баловал и подходил к делу воспитания детей с немецкой практичностью и строгостью. Он не пожелал оставить им наследство – все доли в предприятиях фирмы дети должны были выкупить на самостоятельно заработанные деньги. Умирая, он повторил, что никаких капиталов у него нет, вся прибыль шла на развитие предприятия, и его дети будут зарабатывать себе на жизнь лишь благодаря способностям, полученному образованию и неустанному труду. Зато никто из отпрысков Абрикосова не вырос изнеженным недорослем…

К тому времени, когда Алексей Иванович и Агриппина Александровна, уже отметив свою золотую свадьбу, умерли, их род насчитывал около 140 имен! Многие их дети породнились с известнейшими купеческими династиями – Хлудовыми, Шемякиными, Смирновыми, Кандинскими. И благодаря тому, что каждому приходилось выкупать долю сладкой империи лично, многочисленному потомству удалось избежать наследственных споров.

Алексей Иванович, его сын Иван и производитель «модной» упаковки Федор Шемякин / Фото: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВАИ все же всем передались по наследству необычайная сила духа и умение пробить себе дорогу в жизни. Многие прямые потомки Алексея Ивановича стали выдающимися людьми. Его внук Алексей, известный патологоанатом, бальзамировал тела Ленина и Сталина. Родной брат Алексея Дмитрий был последним послом имперской России в Японии. Хрисанф Николаевич Абрикосов восемь лет был личным секретарем Л.Н. Толстого. Алексей Алексеевич Абрикосов – лауреат Нобелевской премии по физике. Андрей Львович – народный артист СССР. А праправнук Дмитрий, который и поведал историю своего знаменитого рода, сегодня пытается возродить семейную традицию и с нуля построить новую сладкую империю под именем старой, которая была уничтожена в 1918 году.

Имени слесаря

В 1899 году, за пять лет до смерти своего основателя, «Товарищество» получило почетный титул «Поставщик двора Его Императорского Величества» – знак высочайшего качества для фирм дореволюционной России. Двадцать лет Абрикосов ждал этого момента, и примерно столько же компания своим титулом гордилась. Едва ли могло предприятие с таким статусом спокойно пережить революционную пору.

В 1918 году фабрика была ­экспроприирована, и через несколько лет ей, уже советской, присвоили имя Петра Бабаева. «Бабаевская» – такой мы знаем ее и сегодня; но задумывался ли кто-либо, чье имя она носит вот уже почти сто лет? Оказывается, Петр Бабаев – это большевик, который в начале прошлого века работал слесарем в Сокольнических трамвайных мастерских, а после Октябрьской революции 1917 года возглавлял Сокольнический райком РКП (б). К сладостям он, увы, не имел никакого отношения. Единственное, что с того момента напоминало об Абрикосовых и былом величии их кондитерского царства, – это изображение посередине шуршащей шоколадной обертки их большого семейного дома, что на Малой Красносельской улице…


Скачать (PDF, 10 Mb)

поиск В АРХИВЕ журнала

Год и месяц издания журнала:

Автор статьи:

Название статьи:

Показать все номера

КОНТАКТЫ

Редакция журнала “Русский мир.ru”
Тел.: (495) 981-56-80
Тел.: (495) 981-6670 (доб.109) - вопросы по подписке

Задать вопрос редактору журнала:

Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA

Задать вопрос по подписке на журнал:

Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA