RUS
EN

Струны души

 

Струны души

Сергей ВИНОГРАДОВ

Один из лучших виртуозов-балалаечников мира каждый год покупает новые концертные смокинги. Еще бы! Более ста концертов ежегодно. И если бы не сделанные из лопастей вертолета «Черная акула» детали, вмонтированные в его балалайку, музыкальный инструмент ему пришлось бы менять еще чаще, чем концертную одежду.

Фото: ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

Несмотря на плотный гастрольный график, Андрей Горбачев еще преподает и заведует кафедрой струнных народных инструментов в Российской академии музыки им. Гнесиных. А также полон решимости спасти балалайку, поскольку считает ее главным национальным инструментом России. Ради этого виртуоз выкраивает время для сочинения писем в Министерство образования и науки, устраивает бесплатные выступления на площадях в глухой провинции, переделывает «Калинку-малинку» в стиле хард-рок и т.д. Пренебрежительное определение «балалаечник» Горбачев не считает оскорбительным – если людям так называть его удобнее, нежели «исполнитель на балалайке», пускай называют. Лишь бы инструмент не оскорбляли.

«Мурку» играю с омерзением»

Поговорить с Горбачевым удалось в одном из небольших городков в глубинке, куда музыкант, сопровождаемый шестью студентами, приехал с концертом. Выступление, как и все последние и несколько будущих, приурочено к 150-летию Василия Андреева. Для балалаечников Андреев – такой же гуру, как для кинематографистов Чаплин, превративший аттракцион движущихся картинок в искусство.

Старенький обшарпанный ДК, в фойе которого у одной стены торгуют медом, у другой – шубами. Слышно, как в зале репетирует оркестр. 10 часов утра, клиентов еще нет, и скучающие коммерсанты по очереди ходят «дегустировать» товары друг у друга. Торговцы шубами пробуют липовый и гречишный меды, а пчеловоды примеряют норку у зеркала.

…Андрей Горбачев предлагает побеседовать в зале, где идет репетиция. Я отнекиваюсь, предлагаю что-нибудь поспокойнее, ссылаясь на помехи для диктофона. Хотя на самом деле беседовать в зале не хочется потому, что там Горбачева ни на минуту не оставляют в покое. То и дело к нему подходит очередной студент: «Андрей Александрович, а так…» – после чего произносится нечто непонятное, больше напоминающее птичий язык. Горбачев отвечает тоже «по-птичьи»: «Антон, та-та-ТАМ-та-та-ТАМ. А ты – неправильно: та-ТАМ-та-та». Сочинил эти «татамы» Василий Андреев, а к наследию мэтра Андрей Горбачев относится с пиететом.

Фото: ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

– Василий Васильевич был вхож в императорскую семью, учил наследников играть на балалайке. Конечно, возможности у него были очень широкие. Андрееву удалось ввести обязательное обучение игре на балалайке в войсках. Ведь это гениальная задумка. Отслужив и вернувшись в свою деревню или город, «агент» нес с собой пропаганду национального искусства.

Горбачев понимает, что сейчас андреевские идеи с балалаечными войсками вряд ли применимы. Хотя «свой человек» в верхах явно не помешал бы балалайке, которая страдает от засилья в залах и на телеэкранах западной музыки и снисходительного отношения большинства россиян, ограничивающих возможности балалайки «Камаринской» и «Яблочком». Этот же штамп, по мнению Горбачева, мешает народным инструментам пробиваться на интеллектуальные телевизионные каналы вроде «Культуры», пропагандирующей в основном симфоническую музыку. А ведь в умелых руках Андрея Горбачева инструмент не только играет «Калинку» в стиле хард-рок, но и Бетховена с Чайковским. Более того, она умеет негодовать, протестовать, плакать и смеяться. В одно из современных произведений автор включил цитату из блатной «Мурки», дабы показать вхождение криминала в нашу жизнь, – для исполнения этого фрагмента Горбачев специально изобрел два приема, которые позволяют сделать звук максимально неприятным для уха. «Я хочу, чтобы люди, услышав эту мелодию, прониклись омерзением к этой теме. Моя балалайка плачет, зовет на помощь. Неужели не слышите?» – спросит музыкант вечером у публики.

– Для того чтобы балалайка стала популярной, для начала нужен человек-локомотив, который бы выстрелил в массовой культуре, – рассуждает Андрей. – Я для этого уже не гожусь – возраст не позволяет, да и неважно я смотрюсь в обтягивающих штанах. Берем молодого и бесспорно одаренного Алексея Архиповского, который уже выступает на эстраде, вкладываем в его раскрутку миллион долларов и делаем из него Дрангу с балалайкой. Если все правильно сделать, он станет национальной звездой, будет участвовать во всех «Голубых огоньках» и других телешоу, обзаведется сотнями тысяч поклонников. А главное, удивит страну возможностями балалайки. На концерты балалаечников пойдет народ, а мамы поведут в музыкальные школы на балалайку своих деток. И мы получим взрыв интереса к инструменту. Потом последствия этого взрыва уже можно корректировать в сторону усложнения исполняемого материала и так далее.

Даешь балалайку в руки школьнику!

Авторитет в музыкальном мире не мешает мэтру иногда пошалить – надеть ковбойскую шляпу на концерт или «перепутать» балалайку со скрипкой / Фото: ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

А поскольку миллион на балалайку никто давать не спешит, неравнодушные к инструменту люди пропагандируют его по-своему. Например, каждые третьи субботу и воскресенье марта преподаватели и музыканты Гнесинки при поддержке коллег из регионов проводят Всероссийские дни народных инструментов и акцию «Балалайка – душа России!».

– Мы понимаем, что только концертными залами пропаганда ограничиваться не может: многие наши сограждане не появляются в них годами и десятилетиями, – говорит Горбачев. – Выходим на площади и в парки, привлекаем поп-исполнителей, например мы с нашим студенческим оркестром не сколько раз работали вместе с Викой Цыгановой и Иосифом Кобзоном.

В этом году инициаторы акции и тысячи их последователей планируют пойти в школы, преимущественно в младшие классы. На школы Андрей Горбачев возлагает огромные надежды в деле спасения трехструнной «души России». А посему пристально следит за происходящими в образовательной системе реформами, пишет методички для преподавателей и на своем сайте борется против некоторых современных течений в педагогике.

– По системе Кабалевского, которая до сих пор используется, детям на уроках музыки дают слушать Бетховена или Баха, – говорит Горбачев. – И это часто производит отрицательный эффект: у ребенка, не подготовленного к сложному музыкальному языку, эта музыка вызывает эмоциональное непонимание, отторжение, и нелюбовь к классике остается подчас на всю жизнь. Еще в годы советской власти в Министерстве образования поняли, что нужно что-то менять, и занялись поиском интерактивных форм. Например, эксперименты показали, что младший школьник больше заинтересуется музыкой, если подержит в руках настоящий инструмент, чем прослушает симфонию. И русские народные инструменты, как оказалось, подходили для таких занятий лучше всего. Дети тянулись к ним, видимо, генетически. Один из наших гнесинских профессоров, который до сих пор работает в академии, разработал в те годы методическое пособие. Пилотные проекты начались во многих городах России, но в 90-х государство развалилось, и проект был закрыт. Сейчас мы пытаемся воскресить его, пишем письма, доказываем в Министерстве образования. Пока тщетно. Хорошо, если на уроках нельзя заниматься той же балалайкой, введите занятия на продленке – дети часто предоставлены сами себе в эти несколько часов после уроков. Сидят в классе и смотрят в окно. А в той же Японии большинство детей после школы занимаются в хоре или духовом оркестре.

Фокусы балалаечника

Многие хорошие и нужные вещи губит зашоренное сознание тех, кто ими занимается. Ванесса Мэй показала скрипку в новом свете: на нее обрушились многие музыканты за поругание инструмента, но ведь она многого добилась в крушении штампов. Миллионы детей увидели: скрипачом может быть и тот, кто не сидит в больших очках в третьем ряду оркестра.

На концертах Горбачев всегда сосредоточен до предела, не важно, где выступает – в 15-тысячной «Анкара-арене»... / Фото: ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

Андрей Горбачев тоже отлично понимает, что без шоу на сегодняшних концертах, особенно провинциальных, не обойтись. И делает это шоу.

– В студенческие годы мы ездили на фестиваль в Эдинбург и по вечерам играли на улице или в маленьких ресторанчиках. Этот опыт мне очень помог, я научился держать публику. В ресторан люди ходят поесть и пообщаться, а не слушать выступающих. И вот на четвертый-пятый вечер у меня впервые получилось перерасти из звукового фона для сытного обеда в артиста. Это было приятно. Теперь я почти физически ощущаю, в каких местах я теряю внимание публики, и пытаюсь их сгладить, в том числе каким-нибудь необычным трюком.

Трюков, многие из которых мог бы взять на вооружение фокусник, в арсенале Горбачева великое множество – некоторые придумал сам, другие достались по наследству от предшественников. К примеру, на концерте он вдруг переворачивает балалайку и водит рукой по той стороне, где нет струн. Звук в это время идет нормальный, балалаечный, и зритель слышит, что фонограмма не используется. «Но он же не видит, как я трогаю струны большим пальцем руки, которой держу гриф, – разоблачает сам себя Горбачев. – Публику это шокирует. Или опять же во время выступления начинаю вдруг изображать, что правая рука, которой я играю, перестала меня слушаться и решила взлететь вверх. Я с удивлением на нее смотрю, как она поднимается над головой, а балалайка продолжает играть будто сама по себе. Наверное, вы догадались, что секрет фокуса снова в пальцах левой руки». Или Андрей Горбачев берет ноту и начинает шатать балалайкой, как маятником, из стороны в сторону. Получается необычный вибрирующий звук, приводящий зрителей в восторг.

Фамилия помогает

Странное дело, но за границей, где гораздо спокойнее относятся к балалаечнику в смокинге и не ждут от него лаптей и косоворотки, Андрею Горбачеву иногда выступать легче. Только в прошлом году россиянина приглашали играть в крупнейших залах Европы с главными оркестрами стран ЕС. В Хельсинки он солировал на 100-летнем юбилее русского оркестра на глазах у президента Финляндии, в Швейцарии ему аплодировала глава государства, а в Турции Горбачева слушала аудитория в 15 тысяч человек. «После того как я сыграл «Калинку» в стиле хардрок, грянули такие овации, что я почувствовал себя футболистом, забившим гол в финале чемпионата мира», – рассказывает музыкант.

...или в зале музыкального училища провинциального городка / Фото: ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

Для пропаганды балалайки Андрей не стесняется пользоваться славой однофамильца. Однофамилец балалаечнику достался самый что ни на есть подходящий – первый президент СССР. Фамилия «Горбачев» стойко ассоциируется в Европе и Америке с новаторством и крушением стереотипов. Свою «перестройку» в манере игры на балалайке и вообще ее «голосовых данных» произвел и Андрей Александрович.

– В рекламных целях фамилия мне помогает, особенно за границей, – рассказывает он. – Одна из моих программ называется «Горбачев и друзья», и она неизменно привлекает интерес. Однажды в Германии под Рождество я участвовал в шутливом рождественском концерте, где меня объявили так: «Мы рады сообщить, что в нашем зале присутствует господин Горбачев». Меня же попросили выйти на сцену в деловом костюме и многозначительно отвечать на вопросы. Прием был отменный. Меня часто спрашивают журналисты, в том числе западные: «Вы не родственник Горбачева?» Я отвечаю: «Родственник. Но не Михаила Сергеевича». Хотя, не исключено, что у нас с ним могут быть общие предки – наши отцы родом из соседних районов Воронежской области. Но я его видел только по телевизору, правда, раз жили в одной и той же гостинице.

Пожать руку однофамильцу пока не удалось, но вниманием сильных мира сего Андрей Горбачев не обделен. Однажды, после концерта в Швейцарии, музыканты отправились в ресторан поужинать, и к Андрею Горбачеву подошли две солидные дамы. «Поблагодарили за выступление, попросили посмотреть на мои пальцы (я привык, это все просят – даже королева Великобритании Елизавета на них смотрела, когда в 90-х годах мы с ансамблем играли в Лондоне) – не в крови ли? Спросили – не больно ли мне? Я ответил старой остротой: «Больно, но высокий гонорар заставляет терпеть». Посмеялись, разошлись». И только потом российскому балалаечнику объяснили, что это были президент и председатель парламента Швейцарии.


Скачать (PDF, 10 Mb)

поиск В АРХИВЕ журнала

Год и месяц издания журнала:

Автор статьи:

Название статьи:

Показать все номера

КОНТАКТЫ

Редакция журнала “Русский мир.ru”
Тел.: (495) 981-56-80
Тел.: (495) 981-6670 (доб.109) - вопросы по подписке

Задать вопрос редактору журнала:

Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA

Задать вопрос по подписке на журнал:

Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA